Зафиксированные прибором TruCAM нарушения можно оспорить в суде: что надо знать
Для начала хотим обратить внимание автомобилистов на то, что с 1 ноября во всех украинских городах введен так называемый зимний лимит скорости движения транспортных средств. Он подразумевает повсеместное ограничение максимального темпа езды в населенных пунктах до 50 километров в час, в том числе и на широких многополосных городских магистралях, где местные власти совсем недавно повышали лимит до 80 километров в час. Как утверждают в полиции, эти меры предприняты в связи с надвигающейся зимой, когда дорожные условия уже не позволят двигаться с повышенной скоростью. При этом копы призывают водителей не расстраиваться — знаки ограничения скорости «80» опять появятся 1 апреля 2019-го, и это не будет шуткой!
На сегодняшний день украинские полицейские контролируют скорость движения радарами TruCAM. Оказывается, это достаточно именитая техника — приборы являются разработкой американского аэрокосмического агентства NASA. Они используют лазерный принцип измерения скорости, благодаря которому обеспечивается высокая точность работы этих радаров. Лазерный луч TruCAM наводится на конкретную машину, которая помечается красным крестиком-прицелом, ее-то скорость и вычисляется радаром.
В применении лазера заключается и ключевое отличие TruCAM от скандально известного российского радара «Визир», использующего радиолокационный принцип работы. «Визир» в свое время также применяла Госавтоинспекция. Однако после множества судебных исков этот прибор запретили использовать на наших дорогах, так как он ошибался недопустимо часто, определяя в потоке транспорта скорость движения одного автомобиля, а на снимке фиксируя совершенно другой.
Технические возможности TruCAM позволяют измерять скорость на расстоянии до 1200 метров как во встречном, так и в попутном направлении, а его батарея способна отработать без подзарядки 15 часов подряд. Прибор может делать как видеоролики нарушения, так и фотоснимки машины, превышающей разрешенную скорость движения, делая три фотокадра в секунду! Для обеспечения необходимого качества фото для определения номера автомобиля, снимки необходимо делать с расстояния до 70 метров.
Приборы могут использоваться как стационарно — будучи закрепленными на конструкциях дорожной инфраструктуры или установленными в антивандальных боксах, так и мобильно — когда сотрудники патрульной полиции держат их в руках. Именно последним способом сегодня контролируется в Украине соблюдение водителями скоростных лимитов.
Еще одно важное достоинство американского радара: он оснащен системой GPS, точно определяющей место фиксации нарушения, указывая его широту и долготу. Это позволяет избежать в судах манипуляций со стороны водителей, пытающихся уклониться от ответственности за нарушения скоростного режима — дескать, в месте, где зафиксировано нарушение, на самом деле можно было ехать быстрее.
Читайте также: Уменьшат «вилку» скорости и увеличат штрафы: какие новшества готовят украинским водителям
Как только украинская полиция сообщила, какими именно приборами она контролирует скоростные режимы движения транспорта, в Интернете и социальных сетях посыпались обвинения в том, что TruCAM не имеет всей необходимой документации для законного использования, меряет некорректно, что копы имеют возможность вмешиваться в его работу, накручивая показания в сторону завышения скорости.
Руководство полиции отреагировало на эти нападки, назвав их слухами. В частности, заместитель начальника Департамента патрульной полиции Алексей Белошицкий на своей официальной страничке в «Фейсбуке» написал:
«Не успели мы запустить измерения скорости с помощью прибора TruCAM, как сразу набежала куча адептов измены, которые всеми силами пытаются разогнать мифы, я бы сказал слухи, об использовании прибора. Прокомментирую самые ключевые из них, ведь кто-то действительно может в них поверить».
Итак, миф первый, опровергнутый Алексеем Белошицким: полицейские с помощью эффекта косинуса и поправочного коэффициента влияют на точность измерения.
На самом деле раньше (во времена ГАИ), чтобы минимизировать эффект косинуса при работе с лазерным измерителем скорости TruCAM, вносили изменения в настройки поправочного коэффициента прибора (расстояние до дороги).
Однако для того, чтобы исключить возможность злоупотребления и автоматизировать процесс, программное обеспечение TruCAM было обновлено. Теперь полицейский уже не имеет возможности вносить изменения в настройки поправочного коэффициента. Прибор определяет его самостоятельно и автоматически.
Миф второй: TruCAM не сертифицирован и ввезен контрабандно.
На самом деле прибор получил сертификат утверждения типа средств измерительной техники
Закон не предусматривает повторного прохождения данной процедуры для приборов, завезенных на территорию Украины и введенных в эксплуатацию.
Миф третий: TruCAM не прошел обязательную поверку.
Правда такова: все приборы, которые использует патрульная полиция, прошли обязательную поверку. Межповерочный интервал для TruCAM определен перечнем средств измерительной техники, закрепленным приказом Министерства экономического развития и торговли Украины
Проведение поверки предусмотрено «Порядком проведения поверки законодательно регулируемых средств измерительной техники, находящихся в эксплуатации, и оформления ее результатов», утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Украины
Миф четвертый: патрульные будут прятаться в кустах, как это делали гаишники.
На практике все приборы используются патрульной полицией максимально открыто. К тому же на интернет-сайте Нацполиции опубликована карта, на которую нанесены участки использования радаров TruCAM. И на всех таких участках автодорог выставлены дорожные знаки, предупреждающие о том, что ведется видеофиксация нарушений Правил дорожного движения. В местах же применения радаров находится служебный автомобиль с включенными синими проблесковыми маячками.
Читайте также: Как правильно «переобуть» машину и при этом сэкономить: ответы эксперта
Но все заявления руководства украинской полиции так и не смогли убедить наиболее заядлых автолюбителей — они продолжают настаивать на незаконности использования радаров TruCAM. К примеру, под упомянутым постом Алексея Белошицкого в «Фейсбуке» пользователь под именем Eugene Donnik пишет: «Данный сертификат, который вы приводите в своем комментарии, на самом деле отсутствует на официальном сайте Госреестра средств измерительной техники в разделе «Реестр утвержденных типов измерительной техники».
«Просто Алексей Белошицкий не читал приказ Министерства экономического развития и торговли Украины № 1362, которым именно этот прибор — TruCAM — под номером У3197−12 был исключен из реестра в 2015 году», — написал другой пользователь соцсетей Александр Каленик.
Мы решили проверить информацию, озвученную пользователями соцсети, и выяснили следующее. Как и говорил заместитель начальника Департамента патрульной полиции, радар TruCAM был сертифицирован в 2012 году и согласно приказу № 437 Минэкономразвития зарегистрирован в госреестре средств измерительной техники под номером У3197−12. Однако спустя три года прибор под таким номером действительно был исключен из этого реестра на основании более свежего приказа Минэкономразвития № 1362
Следовательно, сертификацию этих радаров таки упразднили. На сегодня в действующем реестре средств измерительной техники, разрешенных к применению в Украине, никаких измерителей скорости автотранспортных средств нет. А это значит, что патрульная полиция не имеет права использовать в своей деятельности радар TruCAM. То есть все зафиксированные с его помощью нарушения можно будет запросто опротестовать в судебном порядке, что может произойти уже в ближайшее время.
«ФАКТЫ» отправили запрос с просьбой разъяснить ситуацию начальнику Департамента патрульной полиции МВД Украины Евгению Жукову, но ответа пока не получили. Мы всегда готовы предоставить ему возможность для комментариев на страницах нашей газеты.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, как на практике полиция борется с лихачами на дорогах. Вместе с тем только за первый день работы TruCam на дорогах Украины было оштрафовано более двухсот водителей.
12716Читайте нас в Facebook