Ровно 30 лет назад завершилось строительство тоннеля под Ла-Маншем
27 ноября 1895 г. Альфред Нобель подписал завещание, согласно которому все его имущество и деньги направлялись на развитие фонда Нобелевской премии.
28 ноября 1820 г. Родился один из основоположников марксизма Фридрих Энгельс.
29 ноября 1930 г. Родилась известная советская актриса Нина Гребешкова, жена режиссера Леонида Гайдая.
30 ноября 1922 г. Последний раз вышла на сцену легендарная актриса Сара Бернар.
2 декабря 1805 г. Под Аустерлицем в Моравии Наполеон Бонапарт разгромил объединенную русско-австрийскую армию.
В 1986 году правительства Великобритании и Франции подписали договор о создании тоннеля под дном самой узкой части Ла-Манша — Па-де-Кале. По проекту должно было быть пройдено три основных тоннеля — два однопутных железнодорожных и один служебный. Тоннель проектировали и строили по 5 основных французских и британских строительных компаний, а также десятки фирм-субподрядчиков. В проекте участвовали около 5 тысяч инженеров и техников и более 8 тысяч рабочих.
При проектировании и строительстве две группы использовали стандарты своих стран. О параметрах железнодорожных путей и систем электроснабжения локомотивов, а также о многом другом пришлось договариваться, поэтому для руководства инженерной командой был приглашен шотландец Гордон Крайтон как нейтральная сторона.
Пробивать тоннели англичане начали в декабре 1987 года, а французы — в феврале 1988-го. Служебный тоннель проходили с опережением железнодорожных примерно на 1 километр. Одновременно работало 5 тоннелепроходческих комплексов (ТПК) с французской стороны и 6 — с английской. Наподобие гигантского земляного червя каждый ТПК продвигался вперед, разрушая породу за счет вращавшегося на оси головного щита стального ротора, оснащенного комплексным породоразрушающим инструментом, и отправляя вынутый грунт назад по внутреннему конвейеру для погрузки в вагонетки. Затем тоннель укреплялся железобетонной или чугунной отделкой. Большая часть тоннелей была облицована сборными высокопрочными железобетонными кольцами. Срок службы железобетонной отделки с сохранением целостности рассчитан на 120 лет даже при возможных сейсмических воздействиях.
В октябре 1990 года, когда две части строившегося служебного тоннеля разделяло чуть больше 90 метров, ТПК остановили. Чтобы удостовериться в том, что обе половины находятся на одной линии, с английской стороны пробурили скважину-зонд диаметром 5 сантиметров. Когда она достигла французской части проходки, между шедшими навстречу друг к другу тоннелями был вручную пробит узкий коридор. Встреча французских и британских строителей произошла 1 декабря 1990 года на глубине 40 метров от дна пролива (максимальная глубина составляет 75 метров) в 22,3 километра от Великобритании и в 15,6 километра от Франции. Затем соединительный коридор расширили до нужного диаметра небольшими горнопроходческими комбайнами.
Спустя полгода соединились и железнодорожные тоннели. Всего при проходке системы тоннелей, которая длилась 3 года, было вынуто 8 миллионов кубических метров грунта. Благодаря системе лазерной навигации, которая помогала командам держаться намеченных курсов, общее отклонение встречных трасс составило всего 358 миллиметров по горизонтали и 58 миллиметров по вертикали, что было в пределах допустимого.
Возвращение английских ТПК назад сочли слишком дорогим мероприятием, поэтому их направили в работающем состоянии в сторону, а после отверстия залили бетоном. Французские же ТПК перегнали, не разворачивая, на английскую сторону и там демонтировали. На строительство тоннеля было затрачено в общей сложности более 13 миллиардов долларов, проектная стоимость превысила 80 процентов. Протяженность тоннеля под Ла-Маншем составляет 51 километр, из которых 39 проходят непосредственно под проливом. Благодаря этому уникальному сооружению добраться на поезде из Парижа до Лондона можно всего за 2 часа 15 минут.
Тоннель под проливом Ла-Манш не является самым протяженным железнодорожным тоннелем в мире, он занимает третье место. Второе — у японского «Сэйкана», соединяющего острова Хонсю и Хоккайдо (53,85 километра). Это самый глубокий железнодорожный тоннель, проходящий под водой. Он опускается на глубину почти 240 метров. А самым длинным в мире является Готардский железнодорожный тоннель в швейцарских Альпах. Его длина — 57 километров. На строительство ушло почти 20 лет и было потрачено более 12 миллиардов долларов.
Ранеее «ФАКТЫ» сообщали о том, что ровно 60 лет назад начал работать Киевский метрополитен.
На фото в заголовке: Встреча французского и британского проходчиков состоялась на глубине 40 метров
703Читайте нас в Facebook