ПОИСК
История современности

Я разбивался насмерть четыре раза, остальные разы — «пустяки», — Сергей Уточкин

7:55 12 июля 2021
Сергей Уточкин
В Одессе 145 лет назад родился знаменитый авиатор, спортсмен и автогонщик

8 июля 1969 г. Начался вывод американских войск из Южного Вьетнама, завершившийся через три с половиной года.
9 июля 1956 г. Родился известный голливудский актер Том Хэнкс.
11 июля 1941 г. Началась героическая оборона Киева.
12 июля 1946 г. Родилась популярная советская певица Валентина Толкунова.
13 июля 1772 г. Джеймс Кук отправился в первое в истории кругосветное плавание.
14 июля 1956 г. В СССР было введено государственное пенсионное обеспечение.

В 1910—1912 годах Сергей Уточкин совершил около 150 полетов

Сергей Уточкин появился на свет 12 июля 1876 года в Одессе. Родители рано ушли из жизни, и его воспитывали родственники. В детстве Сережа перенес сильный испуг, из-за чего стал заикаться. Учился в Одесском коммерческом училище, но в 15 лет бросил учебу ради спорта. В автобиографическом очерке «Моя исповедь» Уточкин писал, что занимался пятнадцатью видами спорта. Становился чемпионом Одессы в соревнованиях по конькобежному спорту, теннису, фехтованию, гребле, плаванию, боксу и борьбе. Самостоятельно построил яхту и побеждал на ней в парусных регатах, опускался на дно моря в водолазном костюме. Основал в Одессе два футбольных клуба и был капитаном одного из них. Освоил роликовые коньки, занимался джиу-джитсу, прыгал с парашютом, участвовал в гонках на велосипеде, мотоцикле, автомобиле.

Читайте также: Ровно 90 лет назад Игорь Сикорский запатентовал первый вертолет: как это было

Писатель-одессит Валентин Катаев отмечал: «Велосипед был его стихией». В 1890 году Уточкин стал членом Одесского общества велосипедистов-любителей и в течение двадцати лет многократно побеждал на соревнованиях в России и за границей. Сергей хотел расширить пределы человеческих возможностей и с этой целью бегал наперегонки с одесским паровым трамваем, состязался на велосипеде со скаковой лошадью, а на роликовых коньках — с велосипедистом. Со знаменитой Потемкинской лестницы он спускался на велосипеде, мотоцикле и автомобиле. Уточкину пытались подражать во всем — среди одесских велосипедистов заикание стало считаться особым шиком. Александр Куприн писал: «Если есть в Одессе два популярных имени, то это имена бронзового Дюка, стоящего над бульварной лестницей, и Сергея Уточкина — кумира рыбаков, велосипедистов всех званий и возрастов, женщин, жадных до зрелищ, и уличных мальчишек».

2 октября 1907 года в Одессе, после нескольких неудачных попыток, Сергей Уточкин совершил полет на приобретенном им воздушном шаре, поднявшись на высоту 1200 метров. А через три года взлетел на биплане «Фарман IV», принадлежавшем одесскому банкиру Ксидиасу. Уточкин впоследствии выкупил этот самолет и использовал в своем турне по городам Российской империи. Он стал вторым дипломированным летчиком в истории воздухоплавания в России (первым был Михаил Ефимов). Но если Ефимов учился летать во Франции, то Уточкин сделал это самостоятельно. В общей сложности Сергей Уточкин совершил в 1910—1912 годах около 150 полетов, собирая многотысячные толпы зрителей. Так, 22 апреля 1910 года в Киеве посмотреть на авиатора пришли 49 тысяч человек. В Гомеле полет Уточкина наблюдал гимназист Павел Сухой, будущий авиаконструктор. Это произвело на Сухого сильное впечатление, определив его дальнейшую судьбу. «Я шел с ребятами из гимназии, и вдруг над нашими головами пролетел аэроплан. Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами!» — вспоминал Сухой.

Неоднократно аэропланы Уточкина терпели крушение во время полетов. Одна из самых тяжелых аварий произошла возле Новгорода во время июльского перелета 1911 года из Санкт-Петербурга в Москву, когда Сергей Уточкин получил, помимо нескольких переломов, сотрясение мозга. Тем не менее через полтора месяца он снова вернулся в авиацию. Свои полеты, каждый из которых грозил катастрофой ввиду несовершенства летательных аппаратов того времени, авиатор охарактеризовал: «Я — Авиатор. Я летал над морем, над собором, над пирамидами. Четыре раза я разбивался насмерть. Остальные разы — пустяки. Питаюсь только воздухом и бензином. В общем, я счастливейший из одесситов».

РЕКЛАМА

Перенесенные многочисленные аварии и травмы, нервное расстройство, связанное с семейной драмой (жена Сергея ушла к фабриканту), вызвали у Сергея душевный надлом, который перерос в психическое расстройство. Свою лепту внесло и злоупотребление сначала болеутоляющими лекарствами, содержавшими морфий, а затем — кокаином. К тому же публика, мнением которой очень дорожил Уточкин, продолжала видеть в нем спортсмена-эксцентрика, а не героя-авиатора. «Он считается чудак, — говорил писатель Юрий Олеша. — Отношение к нему юмористическое. Неизвестно почему. Он одним из первых стал ездить на велосипеде, мотоцикле, автомобиле, одним из первых стал летать. Смеялись. Он упал в перелете Петербург — Москва, разбился. Смеялись. Он был чемпион, а в Одессе думали, что он городской сумасшедший».

Читайте также: Однажды в космонавта Георгия Берегового стреляли, перепутав с Брежневым, на которого он был похож

РЕКЛАМА

Последние годы жизни Сергей Уточкин провел в Санкт-Петербурге, Кишиневе и Одессе в нужде и поисках работы. Осенью 1915 года во время одного из полетов прославленный авиатор простудился и заболел воспалением легких, от которого и скончался за несколько часов до нового, 1916 года.

Ранее в интервью «ФАКТАМ» дочь академика Сергея Королева рассказывала, что ее отец видел полет на аэроплане Сергея Уточкина в 1911 году в Нежине. Спустя полвека Королев, уже главный конструктор, вспоминал о полете Уточкина, напутствуя первых космонавтов.

РЕКЛАМА

659

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров