ПОИСК
Украина

Субсидия 2021: кто и как может проверять жилье и материальное состояние субсидиантов

15:24 2 августа 2021
субсидия
Недавно Министерство социальной политики утвердило «Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства при предоставлении социальной поддержки». В частности, для проверки полноты и достоверности предоставленной получателями социальной помощи информации уполномоченный может посещать их по месту жительства. В случае, если получатели социальных выплат препятствуют такому посещению, предоставление им госпомощи приостанавливают. Мы решили выяснить, какой сейчас действует порядок предоставления субсидий, а также кто и как будет проводить проверку достоверности информации, предоставленной субсидиантами и претендентами на получение государственной помощи. Об этом «ФАКТАМ» рассказала адвокат юридической компании «Riyako & Partners» Екатерина Анищенко.

«Сейчас наибольший процент проверок — по делам получателей субсидий»

— Как и кому сейчас предоставляются субсидии?

— С 1 мая 2021 предоставление жилищных субсидий в Украине происходит по-новому. Согласно решению Правительства от 19 мая этого года установлено, что рассмотрение вопросов о назначении жилищной субсидии на следующий период домохозяйствам, которые получали субсидию в отопительном сезоне 2020−2021 годов, проводится без обращений граждан, кроме домохозяйств, которым жилищная субсидия:

  • предоставлялась в денежной безналичной форме;
  • была назначена по фактическому месту жительства лицам, которые арендуют жилые помещения на основе договора найма; индивидуальным застройщикам, дома которых не приняты в эксплуатацию; внутренне перемещенным лицам;
  • была назначена без учета отдельных лиц из числа зарегистрированных в жилом помещении (доме), которые не проживают по месту регистрации.

Кроме того, Приказом Министерства финансов Украины от 27.10.2020 г. № 641 утверждена Методика верификации жилищных субсидий.

РЕКЛАМА

— Кем и как проводится верификация?

— Сотрудниками управления труда и социальной защиты населения будет осуществляться сравнение данных, предоставленных гражданином для назначения жилищной субсидии, а также информации Министерства социальной политики Украины и субъектов предоставления информации (ГНСУ, МВД и т. д.). Также стоит заметить, что отдел государственных социальных инспекторов наделен полномочиями по осуществлению контроля за правильностью предоставления различных видов государственной социальной помощи и субсидии.

Отдел государственных социальных инспекторов проводит проверку достоверности и полноты информации, которая была указана в заявлении и декларации, о составе зарегистрированных в жилом помещении членов домохозяйства, об имущественном состояния и доходах семьи, которая обратилась за назначением субсидии, об изменениях, информацию о которых получатели субсидии должны сообщать в течение 30 дней.

РЕКЛАМА

Кроме того, Министерство финансов, которое имеет широкий спектр доступа к доходам и расходам получающих субсидию граждан, направляет файлы верификации для дальнейшей проверки государственными социальными инспекторами. На сегодня наибольший процент проверок, которые проводят государственные социальные инспекторы, составляют проверки дел получателей субсидий.

Читайте также: Субсидия 2021: назначение и сумму компенсации украинцы могут проверить онлайн

— Какие права и обязанности имеют государственные социальные инспекторы?

РЕКЛАМА

— В соответствии с Положением о главном государственном социальном инспекторе и государственном социальном инспекторе, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 21 августа 2001 N 1091, главный государственный социальный инспектор и государственный социальный инспектор:

  • проверяют достоверность и полноту информации о доходах и имущественном состоянии лиц, входящих в состав семьи, обратившейся за назначением государственной социальной помощи;
  • проводят выборочные проверки личных дел получателей государственной социальной помощи по решению руководителя соответствующего органа социальной защиты населения или его заместителя;
  • составляют акты по итогам проверки с выводами относительно правильности назначения государственной социальной помощи;
  • проводят проверку достоверности и полноты информации о фактическом месте проживания (пребывания) внутренне перемещенных лиц по решению руководителя соответствующего органа социальной защиты населения или его заместителя и составляют по результатам такой проверки акт обследования материально-бытовых условий семьи;
  • осуществляют мониторинг назначения и выплаты государственной социальной помощи и проводят анализ причин нарушения законодательства по вопросам предоставления государственной социальной помощи;
  • принимают меры по возвращению излишне выплаченных средств государственной социальной помощи;
  • выполняют другие обязанности в соответствии с законодательством.

Главный государственный социальный инспектор и государственный социальный инспектор имеют право:

  • проводить по решению руководителя соответствующего органа социальной защиты населения или его заместителя обследование условий жизни заявителя (с его согласия) с целью определения состава семьи, степени нуждаемости и нахождения дополнительных источников существования путем опроса лиц, входящих в состав семьи, обратившейся за назначением государственной социальной помощи, родственников, а также других лиц — в случае необходимости уточнить обстоятельства, касающиеся дела;
  • проводить по решению руководителя соответствующего органа социальной защиты населения или его заместителя проверку информации о фактическом месте жительства или пребывания получателей государственной социальной помощи и социальных выплат с составлением акта обследования материально-бытовых условий семьи;
  • посещать место работы лиц, входящих в состав семьи, обратившейся за назначением государственной социальной помощи, для проведения проверки информации об их доходах при предъявлении решения о проведении проверки собственнику или уполномоченному им органу соответствующего предприятия, учреждения, организации, физическому лицу — субъекту предпринимательской деятельности.

«Жилищная субсидия может назначаться семье, арендующей жилье»

— Проверка будет проводиться только в отношении лиц, зарегистрированных в квартире или доме?

— Чтобы ответить на этот вопрос стоит напомнить, что еще в 1995 году Кабинетом Министров Украины принято постановление № 848 «Об упрощении порядка предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива», которым утверждено «Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и печного бытового (жидкого) топлива» (далее по тексту — Положение). Данным Положением определяются условия назначения и порядок предоставления гражданам ежемесячной адресной безналичной субсидии для возмещения расходов на плату за пользование жильем или его содержание и коммунальные услуги (водо-, тепло-, газоснабжения, водоотведения, электроэнергия, вывоз бытового мусора и жидких нечистот), а также один раз в год субсидии на приобретение сжиженного газа, твердого и печного бытового (жидкого) топлива.

Читайте также: «Аванс» за отопление: киевлян предупредили о нововведениях в платежках за коммуналку

Пунктом восьмым Положения, в частности, предусмотрено, что жилищная субсидия назначается одному из членов домохозяйства, которые зарегистрированы и фактически проживают в жилом помещении (доме). Но по решению комиссии жилищная субсидия может назначаться одному из членов домохозяйства, которые не зарегистрированы в жилом помещении (доме), но фактически проживают в нем на основании договора найма (аренды) жилья (далее — арендаторы), или индивидуальным застройщикам, дома которых не принятые в эксплуатацию, в случае, когда им начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги.

Также по решению комиссии жилищная субсидия может назначаться одному из членов домохозяйства, которые не зарегистрированы в жилом помещении (доме), но фактически проживают в нем без заключенного договора найма (аренды) жилья, в случае, когда они являются внутренне перемещенными лицами. В таком случае состав домохозяйства декларируется заявителем при обращении за назначением жилищной субсидии.

Решение о назначении (отказе в назначении) жилищной субсидии в случаях, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, принимается комиссией на основании акта обследования материально-бытовых условий домохозяйства.

То есть указанным пунктом Порядка определен круг субъектов, на которых распространяется действие указанной нормы, а именно:

  • лица, не зарегистрированные в жилом помещении (доме), но фактически проживают в нем на основании договора найма (аренды) жилья;
  • лица, являющиеся индивидуальными застройщиками, дома которых не приняты в эксплуатацию, в случае, когда им начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги;
  • лица, не зарегистрированные в жилом помещении (доме), но фактически проживают в нем без заключенного договора найма (аренды) жилья, в случае, когда они внутренне перемещенными лицами.

Итак, обследования комиссией материально-бытовых условий домохозяйства может осуществляться только в отношении лиц, фактически проживающих в жилом помещении, в котором не зарегистрированы.

Читайте также: Тарифы на коммунальные услуги: что изменилось для украинцев с 1 августа

— То есть социальные инспекторы на законных основаниях могут проверять жилищные условия и благосостояние субсидиантов?

— Как видим, действия по проверке условий проживания получателя субсидий являются абсолютно законными, однако следует помнить, что, согласно ст. 30 Конституции Украины и ст. 13 Уголовно-процессуального кодекса (УПК), государство гарантирует вам неприкосновенность личного жилья. Отступление от такой нормы возможно только в неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества либо с непосредственным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Кроме того, ст. 233 УПК четко указывает, что «никто не имеет права проникнуть в жилище или другое владение лица с любой целью, иначе как только по добровольному согласию лица, которое им владеет, или на основании постановления следственного судьи», если это необходимо для проведения обыска или принудительного доставления лица в отделение полиции или суда. Также стоит знать, что действия или бездействие главного государственного социального инспектора и государственного социального инспектора могут быть обжалованы в вышестоящем органе исполнительной власти или органе местного самоуправления, а также в суде.

Кстати, правительство планирует отменить норму, введенную весной 2020 года, об увеличении на 50% социальных нормативов на жилищно-коммунальные услуги. В пояснительной записке к проекту постановления Кабмина инициаторы документа ссылаются на улучшение эпидемиологической ситуации.

Читайте также: Малообеспеченные украинцы смогут получить деньги, чтобы начать собственный бизнес

24778

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров