За двое суток пробежала 236 километров: 64-летняя львовянка за 7 лет занятий бегом забыла о болезнях
— Если бы мне, 30-летней, кто-то сказал, что в 64 года я буду бегать, да еще и стану чемпионкой Украины, ни за что не поверила бы. Тогда мне казалось, что 60 лет — это уже старость, — говорит Ольга Стадник, живущая в Сыховском районе Львова. — Но, видно, у жизни на нас свои планы. Во время чемпионата Украины по 48-часовому бегу, проходившему в июле в Виннице, я была самой пожилой, но это не помешало мне победить.
Ближайшую конкурентку, на 17 лет моложе Ольги (Светлану Самарину из Киева), львовская пенсионерка опередила почти на 25 километров. Впрочем, то, что за двое суток пробежала 236 километров, женщина не считает выдающимся достижением. А все потому, что это для нее уже четвертый забег на 48 часов. В прошлом году за такое же время Ольге удалось преодолеть 261 километр. И это рекорд трассы.
— Пока есть еще сила в ногах, пока я еще не замедлилась, мечтаю пробежать 300 километров за 48 часов, — продолжает Ольга. — Еще хочу попасть на мировое первенство. А потом, когда пыл будет уже не таким, можно и скандинавской ходьбой заняться. С годами мы замедляемся, и нам нужно это достойно принимать. Главное — двигаться. Ведь движение — это жизнь.
— Чем вы занимались до выхода на пенсию?
— Был такой секретный завод «Лорта». Там изготавливали военную технику. Я работала в отделе технического контроля, проверяла, чтобы все делалось по стандартам.
— Хотя вы этого и не признаете, но пробежать 236 километров за 48 часов в 64 года — что-то невероятное. Как вам это удалось?
— Я очень люблю полумарафоны (21 километр 97,5 метра) и 48-часовые забеги, но подход у них принципиально отличается. Если ты бежишь 21 километр, тебе нужна скорость, ведь на преодоление дистанции дают определенное время. Если же участвуешь в 48-часовом забеге, то у тебя прежде всего должна быть выносливость. И именно от нее зависит, сколько километров пробежишь за это время. Главное — иметь правильную мотивацию и распределить силы.
Мне во время таких длинных забегов хорошо думается. Бегу себе, размышляю о чем-то семейном, планы строю. Смотрю — уже почти сутки прошли. Перекусила что-то, выпила водички, а тут уже и вторые сутки заканчиваются…
Читайте также: «В 72 года мой организм работает, как у 48-летнего»: киевский пенсионер установил рекорд Украины
За что еще люблю 48-часовые забеги — очищается организм. Ты активно потеешь, двигаешься, мало ешь (а если ешь, то преимущественно растительную пищу) и много пьешь. Устроить себе такую разгрузку дома довольно сложно. А на забеге для этого все условия. Если хотя бы раз в год такое делать, печень и желудочно-кишечный тракт поблагодарят вас.
«Во время забега спала только час»
— Температура воздуха во время нынешних соревнований в Виннице достигала 37 градусов. Как вы спасались от жары?
— Бывало даже больше 37 градусов, — продолжает Ольга. — Получилось так, что мы стартовали в 12 часов дня, то есть как раз в самую жару. За день так перегрелись, что бежали как сонные мухи. Нам давали много льда, вода была, душ можно было принять, но все равно это не особо помогало. Возможно, поэтому не удалось показать лучший результат.
Но хочу отметить, что организаторы очень переживали за нас. Наверное, они были испуганы из-за случая во Львове: там в июне во время полумарафона умер 23-летний парень. Поэтому нам часто напоминали, что главное, чтобы мы хорошо себя чувствовали, что можно попить, поесть, охладиться, поспать.
Читайте также: «Выйдя на пенсию, похудела на 50 кг, стала путешествовать и победила на конкурсе красоты»
— Вы спали?
— В течение первых трех забегов я вообще не спала. А в этот раз решила на час прилечь. За это время могла бы 10 километров пробежать. Но я так хорошо отдохнула, проснулась, выпила кофе и смогла не только догнать более молодую соперницу, но и опередить ее на финише на 25 километров.
«В 45 лет за полтора месяца сбросила 36 килограммов»
От еды, говорит Ольга, во время забега она не отказывалась. В минуты отдыха перекусывала апельсинами, омлетом и… маринованными огурчиками. Но не наедалась.
— Раньше я была такой полной! — признается моя собеседница. — Сейчас даже фотографии того времени трудно смотреть. А довести себя до этого было несложно. Родила двух сыновей, все мне говорили, мол, чтобы было молоко, надо много есть. Вот я и ела. Только дети выросли, а килограммы остались.
Когда мне было 45 лет, весы показывали 82 килограмма. Приходилось покупать одежду размера «L», а я так мечтала об «S»! Поэтому твердо решила худеть. Под наблюдением врача полтора месяца пила только соки и похудела до 46 килограммов. Возможно, сбросить сразу 36 килограммов было и слишком… Близкие говорили, что по мне анатомию можно изучать.
Читайте также: «От боли в спине меня спасли шесть упражнений» (видео)
Постепенно я пришла к тому, что мой комфортный вес, при котором я чувствую себя здоровой и активной, — 49—50 килограммов. Как напоминание о тех временах, когда я была крупной женщиной, у меня сохранилась любимая зеленая юбка. Раньше она плотно облегала бедра, а сейчас слетает с меня. И это невероятные ощущения!
— Часто бывает так, что люди, которые стремительно худеют, еще стремительнее впоследствии набирают вес. Как вам удалось закрепить результат?
— Нужно было правильно выйти из диеты, но оставаться достаточно активной физически. Будем откровенны, когда мы сильно и быстро худеем, наше тело сразу не готово к большим нагрузкам, поэтому я начала много ходить. Впоследствии вернулась к хобби юности — плаванию на байдарках. А когда вышла на пенсию, начала бегать.
«Я не знаю, что такое головная боль»
— В 30 лет вам казалось, что 60 — это уже старость. Как решились начать бегать в 57?
— Из-за страха «а что подумают люди», мои первые выходы на пробежку были очень смешные. Долго думала, что, может, не стоит заниматься в моем возрасте. Поэтому сначала я почти украдкой выходила из подъезда, стараясь незаметно в 7 утра пройти мимо консьержки. Но, когда уже все соседи узнали, что я победила в забеге на 48 часов, установила рекорд трассы и рекорд Украины, все поменялось кардинально. Я позволила себе не стесняться. Когда иду по родному Сыхову, часто слышу, как молодые ребята между собой говорят: «Смотри, это та бегунья-чемпионка из нашего района пошла».
Читайте также: Анастасия Дойникова: «Иностранные альпинисты, которых мы встретили при подъеме на Казбек, не поверили, что мне 75 лет»
С тех пор как начала бегать, а это уже семь лет, ни разу не болела. Я не знаю, что такое головная боль. Даже когда появляются намеки на насморк — пробежалась, пропотела и как новенькая. Кстати, мой муж, хотя у него есть небольшие проблемы с сердцем, тоже начал бегать. До пяти километров за раз преодолевает. И таблеток вдвое меньше стал пить. Все-таки бег что-то дает.
Но бег, даже любительский, — серьезная нагрузка на организм, поэтому хотя бы раз в полгода надо делать кардиограмму. Если врачи что-то заподозрят, они направят на эхокардиографию. Это очень важно, потому что лучше раньше остановиться, чем умереть на трассе.
— За семь лет у вас накопилось так много медалей и кубков, что для них пришлось отвести в квартире целый балкон. Бег сразу дался вам легко?
— Совсем нет. Первые свои 10 километров я бежала на соревнованиях в Гусятине, это Тернопольская область. Стыдно сказать, я пробежала их за один час 48 минут. Теперь вспоминаю это и думаю: я что, шла? Для сравнения, в следующем году ту же дистанцию пробежала за 47 минут. Все решают регулярные тренировки и здоровое питание.
У меня есть много знакомых, которые жалуются: «Ты так хорошо выглядишь, а я так располнела…» Но когда я не жалею их, а говорю, что надо взять себя в руки, меньше есть и начать регулярно бегать, у них начинаются оправдания типа: «Я уже старая», «Ой, дождь идет». Это так не работает. Договорились с кем-то бегать — значит, бежим, не важно, какая погода. Многие мои сверстники уже «поддались». А я не хочу так. Я боюсь немощной старости. Хочу быть независимой и активной. И пока бег дает мне достаточно заряда для этого.
Читайте также: В 93 года садится на шпагат: рецепты здоровья от самой гибкой возрастной женщины Украины
— Сколько раз в неделю вы тренируетесь?
— Бегаю каждый день по 15—20 километров. Иногда на скорость, иногда на выносливость. Но у меня есть традиция: каждое утро перед пробежкой выпиваю стакан воды, кофе и съедаю кусок хлеба с маслом и медом. Если хочешь иметь здоровый желудок, обязательно клади в него что-то перед бегом.
— А что в вашей тарелке?
— Когда похудела, я перестала искать удовлетворение в еде, для меня теперь удовольствие — чувствовать себя стройной. Поэтому больше всего на моей тарелке овощей и зелени. Черешни, абрикосы, курагу, апельсины, орехи люблю. Мой организм также просит молока и кефира. Изредка ем жирную рыбу. Мяса почти не употребляю. Пищевых добавок тоже, хотя их часто дарят мне после соревнований. Только зачем, если могу съесть кусочек сала с черным хлебом? Картофель не ем. Когда вижу, как кто-то ест картошку, такое ощущение, будто я начинаю поправляться. Очень боюсь поправиться, поэтому после похудения отказалась от многих продуктов, которые когда-то очень любила. Но сладкое себе не запрещаю. Ем его, когда хочется. Например, на чемпионате Украины по 48-часовому бегу я потратила 36 тысяч килокалорий, а добавьте к этому еще и мои ежедневные тренировки. Так что остается достаточно места для пирожных и можно не переживать за фигуру.
Еще питаю слабость к шкваркам. Хотя бы раз в месяц позволяю себе вареники с жареным луком и шкварками. А когда впервые приехала на 48-часовые соревнования, кусок колбасы взяла с собой. Мои знакомые бегуны до сих пор вспоминают, как колбаса пахла, когда я развернула ее в палатке и с аппетитом съела.
Чтобы не поправляться, еды должно быть немного, но она должна быть разнообразной, тогда организму это пойдет на пользу.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о Татьяне Тютюнник из Полтавы, которая, поборов рак, разработала собственную систему питания и оздоровления — и сейчас забыла о таблетках.
1950Читайте нас в Facebook