Эйфория накануне визита Зеленского в США, который еще не состоялся, несколько настораживает, — Валерий Чалый
Владимир Зеленский и Джозеф Байден встретятся 1 сентября в Вашингтоне. Этот визит очень важен для нашей страны. Ведь Соединенные Штаты — ключевой партнер Украины, который предоставляет нам масштабную поддержку в самых разнообразных направлениях: от оборонного сектора до противодействия российской гибридной агрессии и стимулирования борьбы с коррупцией, а также проведения реформ.
Об ожиданиях от встречи Владимира Зеленского и Джозефа Байдена в эксклюзивном интервью «ФАКТЫ» поговорили с председателем правления Украинского кризисного медиацентра, Чрезвычайным и Полномочным послом Украины в США (в 2015—2019 годах) Валерием Чалым.
«Дата визита приходится на одну из самых неблагоприятных в политическом году недель»
— Валерий Алексеевич, по вашему мнению, почему Украина так долго ждала приглашения от Белого дома?
— Действительно, визит на высшем уровне — важный инструмент внешней политики. Считаю, его организацию одной из важнейших задач. Напомню, что изначально, еще при президенте Дональде Трампе, нам поступило приглашение в обычной дипломатической форме. Могу сказать, тогда это было воспринято как-то, что надо приезжать буквально через неделю-две. Даже на самой Банковой были спекуляции, мол, умышленно создаются барьеры для этого визита. Существовала иллюзия, что новоизбранного президента Украины хотят видеть во всем мире, но это не совсем так. Я бы сказал, совсем не так. Ведь надо ехать с конкретными наработками, получив результат. США именно так видят возможности таких визитов.
Кроме того, накладывалась проблема выбора тогдашним украинским руководством других, недипломатичных путей подготовки таких визитов. В частности, через лоббистов. Я бы так сказал: через заднюю дверь Белого дома. Соответственно, это затянуло возможность проведения визита.
С тех пор прошло 2 года, конечно, было бы лучше, чтобы этот визит состоялся до встречи Джозефа Байдена с Владимиром Путиным. Собственно, имеем то, что имеем. Хорошо, что это происходит сейчас.
Читайте также: При принятии Акта о независимости малейшая неточность могла закончиться для Украины очень плохо, — Леонид Кравчук
— О чем может свидетельствовать тот факт, что даты визита неоднократно переносились, ведь в дипломатии имеет значение каждая мелочь?
— Вы правы, каждая мелочь имеет значение. Однако это дипломатическая кухня. Я бы не хотел акцентировать внимание на моментах о переносе даты и других. Сейчас дата определена. Она приходится на одну из самых неблагоприятных в политическом году недель. Обычно это максимальное политическое затишье. Сегодня такого затишья нет, несмотря на то, что конгресс на каникулах. Афганистан держит в очень большом напряжении весь американский политикум.
Поскольку о затишье пока речь не идет, это будет накладывать отпечаток и на информационное освещение визита президента Украины, а также на повестку дня обсуждения вопросов.
— Может ли этот визит Владимира Зеленского в США стать судьбоносным для Украины?
— Учитывая собственный опыт как посла Украины в США, меня всегда настораживала оценка каждого визита как судьбоносного. По статусу этот визит как раз и призван получить конкретные результаты. Если говорить о судьбоносности, она важна именно для президента Зеленского. Потому что это его первая встреча с лидером самой мощной в политическом, военном, экономическом плане страны мира. От которой многое зависит и в наших реформах, и в способности обороняться против российской агрессии. Поэтому от того, будет ли восстановлено доверие, которое в последнее время, мягко говоря, было не на высшем уровне, во многом зависит политическое будущее президента Украины. Речь идет о персональном доверии между двумя президентами. Не из-за пресловутой «руки Запада», а потому, что США серьезно влияют как на решение МВФ о выделении кредитов, так и на ежегодную помощь в размере более 700 млн долларов, которые выделяются на реформы, оборону и другие программы. Это страна, откуда мы хотели бы видеть еще больше инвестиций. Правда, сегодня вовлеченность американского бизнеса достаточно велика. То есть в этом плане для Америки данный визит вряд ли будет судьбоносным.
«Сейчас даже общество не очень понимает, какова цель визита»
— На какие еще конкретные результаты этой встречи может надеяться Украина?
— Из приоритетов, которые официально ставятся, значительный акцент делается на экономику, энергетику, новые инновационные проекты или хотя бы встречи с известными знаковыми фигурами в бизнесе, связанном с новейшими технологиями.
— Как опытный дипломат и Чрезвычайный и Полномочный посол Украины в США (в 2015—2019 годах) как вы считаете, не чем стоит сосредоточиться в ходе этого визита?
— Мы с коллегами из экспертной среды разработали советы, изложенные в подготовленном документе — «Дорожная карта усиленного стратегического партнерства Украина — США». По нашему мнению, должен быть комплексный подход.
Очевидно, что на первом месте — доверие, политический диалог, вопросы безопасности и обороны.
Второе: вопрос о запуске работы всех имеющихся инструментов нашего взаимодействия для усиления стратегического партнерства Украина — США. Кстати, все эти инструменты сейчас указаны в только что опубликованной Стратегии внешнеполитической деятельности Украины. Однако большая часть из них не действует. Давно не проводилось заседание Комиссии стратегического партнерства Украина — США, не работает стратегический энергетический диалог, на постоянной основе не действует наш Украинско-Американский совет по торговле и инвестициям. Практически все инструменты сейчас «на стопе». Они не работают должным образом. Сегодня нужно максимально запустить процесс работы их всех на исполнительном уровне. Это важная часть. Ведь после визитов должны быть конкретная работа и результат.
Третий блок — это, очевидно, экономика, энергетика. Этот блок указан первым в приоритетах визита. Здесь нацеленность должна быть не только на амбициозность, но и на реалистичность. Мало просто встретиться с представителями бизнеса, необходимо иметь реальные дополнительные инвестиции в украинские проекты и экономику, в частности, в сферах high technology.
Читайте также: Встреча Зеленского и Байдена: Кулеба назвал основные темы переговоров
— Как считаете, вопрос «Северного потока-2», который является очень чувствительным для Украины и не очень, скажем так, комфортным для Джозефа Байдена (он называл его «плохой сделкой Европы», но закрыл глаза на завершение строительства газопровода), поднимется?
— Не сомневаюсь, что украинская сторона будет поднимать вопрос обходных газопроводов вокруг Украины, в частности «Северного потока — 2», и вообще будущего газового транзита через Украину. Ну, и в более широком смысле — энергетического сотрудничества с Соединенными Штатами Америки.
В то же время знаю, что США не хотели бы сейчас делать акцент на обсуждении этих вопросов. Поскольку они имеют политический подтекст в самой внутриполитической повестке дня США.
Думаю, украинская сторона поднимет эти вопросы, но публично они меньше будут звучать.
— Что должен делать Владимир Зеленский, чтобы этот визит стал успешным?
— Прежде всего пока даже общество не очень понимает, какова цель визита. Мы слышали о встречах с руководителями Apple и другими представителями крупного бизнеса, о встрече в Белом доме, но какова цель — не совсем понятно. Если речь идет о подписании каких-то рамочных документов, тогда этого недостаточно.
Считаю, что цель должна быть понятной. Сейчас это усиление обороноспособности страны, а значит, безопасности Украины и каждого гражданина. То есть предоставление качественно новой помощи со стороны Соединенных Штатов Америки для обороны Украины. Соответственно, увеличение ее объемов. Возможно, институциональное оформление этих вопросов в оборонном договоре. В дальнейшем не просто заявления о больших возможностях, мы и так знаем, что США большая страна, а конкретные результаты этого визита. Пока слышим только фразы, мол, сам факт приезда в Белый дом — это уже будет большой успех. Я так не считаю.
У нас наработана длинная новейшая 30-летняя история взаимодействия между странами. Говоря о периоде 2014−2019 годов, мы вышли на уровень стратегического партнерства в оборонной сфере и сфере безопасности. Очевидно, что это надо углублять и распространять на другие сферы.
Жду реализации новых договоренностей, если не в ходе визита, то сразу после.
Напомню, что те договоренности и проекты, которые уже были и фактически реализовывались, сейчас остановились. Например, проекты General Electric Transportation по совместному строительству подвижного железнодорожного состава. С компанией Boeing у нас определенные проблемы, которые нужно решать. Там будет еще тот перечень вопросов.
Поэтому эйфория накануне визита, который еще не состоялся, меня несколько настораживает.
Читайте также: Владимир Горбулин: «Прививка от путинского «исторического единства»
— Практическая реализация договоренностей — это чуть ли не извечная проблема украинской власти. Обычно всё сводится к громким встречам и переговорам и почти нулевой практической их реализации.
— Мы, гражданское общество и вся страна, должны настаивать, чтобы результаты во внешней политике ощущались не только в заявлениях и фотографиях, но и в кармане каждого гражданина, возможностях бизнеса не только большого или олигархов, но и среднего и малого. Собственно, чем я в свое время в качестве посла занимался в США, и в этом был успех.
Есть еще один момент — взаимоотношения Украины и США долговременные, стратегические. Поэтому задача состоит в том числе и в том, чтобы воспользоваться предварительными совместными успехами, наработками и в дальнейшем развивать данный процесс. Наше сотрудничество с США не начинается с нуля и не закончится этим визитом Владимира Зеленского.
Читайте также: В команде Зеленского накануне визита в США героико-панические настроения, — Даниил Лубкивский
Фото предоставлены Валерием Чалым
1932Читайте нас в Facebook