«У 6-летней дочери в любой момент мог случиться инфаркт или инсульт»: ребенка на операцию на открытом сердце, которую провели во Львове, доставили вертолетом
— Такого в наших краях еще не было, чтобы человека вертолетом забирали в больницу, — говорит Иванна, мама шестилетней Виктории Филипповой. — Жаль только, что летели мы с дочкой не в туристических целях. Во Львов нас доставили из Дубенской районной больницы, куда госпитализировали Вику. Добрались быстро — за час.
Аэромедицинская эвакуация тяжелобольных пациентов в пределах Львовской области, которую ввели Министерство здравоохранения и Львовский областной центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, начала действовать с января этого года. А шестилетнюю Викторию забирали еще и из другой области.
— Лететь на вертолете мне не понравилось: завернули, как яйцо, — делится впечатлениями Виктория. — Хотя и не страшно. Мы же были с мамой и куклой Машей. Затем врачи сделали мне операцию, и через неделю я пойду в школу. Уже так давно там не была…
— Соскучилась по школе?
— Нет-нет-нет! Только по друзьям соскучилась.
…Когда Виктории было два месяца, врачи обнаружили у девочки порок сердца — отверстие между желудочками — и срочно сделали операцию. Но порок был не один. Год назад у Вики начало резко повышаться давление, и выяснилось, что нужна еще одна операция на открытом сердце.
— У девочки мы обнаружили сужение главного сосуда в организме — аорты (коарктация), поэтому у нее в руках давление было очень высоким, а во всех остальных частях тела недостаточным, — рассказывает детский кардиохирург Львовской больницы скорой помощи Виталий Петров, наблюдающий Викторию с тех пор, как у нее обнаружили проблемы с сердцем. — Вторая проблема — стеноз клапана: аортальный клапан плохо открывался. И третий порок — дополнительное сужение сосуда под клапаном. Сердце не могло нормально работать.
— С операцией можно было подождать? — спрашиваю у врача.
— Можно, но из-за высокого давления это было очень рискованно. Чтобы его держать в норме, ребенку пришлось бы назначать все большие дозы гипотензивных лекарств.
— Каждое утро я давала дочери лекарства от давления, какие обычно принимают взрослые, — продолжает Иванна. — Конечно, дозы были скорректированы, но без таблеток давление сразу подпрыгивало до показателей 150—170. Когда после операции, которую Виктории провела во Львове украинско-американская бригада медиков, врач обследовал дочку и сказал, что ее сердце здоровое и она больше не нуждается в лекарстве, мне очень трудно было сдержать слезы. Я столько времени ждала этого момента!
— Как родителям понять, что ребенку нужно обследовать сердце? — спрашиваю у Виталия Петрова.
— Некоторые болезни сердца могут проявляться так: ребенок плохо ест, имеет одышку, очень потеет, синеет. Но есть и бессимптомные, которые долго не проявляются. Поэтому все младенцы должны пройти кардиологическое обследование, при необходимости назначают эхокардиографию — ультразвуковое обследование сердца. Если обратиться вовремя, большинство болезней у детей можно вылечить. Важно начать это делать до появления осложнений. Первый раз рекомендую обследовать ребенка, когда ему 2—4 месяца, второй — в предшкольном возрасте.
«Одинаковые пороки сердца обнаружили не только у моей дочери, но и у детей моих родных брата и сестры»
Из роддома Викторию выписали как здорового ребенка: ничего подозрительного в ее состоянии врачи не заметили. Уже дома родителей насторожило, что Вика медленно набирает вес. А когда девочке было два месяца, участковый врач услышала шумы в сердце.
— Мы долго ждали своей очереди, чтобы попасть на УЗИ сердца, а когда его сделали, подозрение подтвердилось: у нашей девочки обнаружили отверстие в сердце и посоветовали ехать в Киев, — вспоминает Иванна. — Мы же слышали много положительных отзывов о львовских врачах, да и ехать во Львов поближе. Поэтому первую операцию дочке сделали во Львовской областной клинической больнице.
Но вот какое странное стечение обстоятельств обнаружилось в семье Иванны: порок сердца диагностировали не только у ее дочери, но и у старших детей родных брата и сестры женщины. То есть трое двоюродных детей испытывают подобные проблемы с сердцем.
— Сыну брата отверстие в сердце закрыли эндоваскулярно, а дочери сестры, как и Виктории, делали операцию на открытом сердце, — объясняет Иванна. — Удивительно, что такая проблема возникла у наших старших детей. Имея опыт, мы тщательно обследовали младших, но, к счастью, у них все хорошо. Что явилось причиной проблем у старших детей, можно только догадываться. Есть предположение, что во время беременности мы переболели гриппом, а возможно, пережили какие-то стрессы…
Когда Виктории закрыли отверстие в сердце, она тяжело отходила от операции, с высокой температурой пролежала в больнице три недели. Но все закончилось хорошо. С тех пор каждые три-шесть месяцев родители возили дочку на профилактическое обследование. Особенно придирчиво врачи наблюдали за аортой, поскольку она у девочки имела сужение, но какое-то время это не сказывалось на здоровье ребенка. Но когда девочке исполнилось пять лет, она начала быстро уставать, страдала от высокого давления, поэтому у нее часто болела голова.
— Вика у нас очень активная, и побегать любит, и гимнастикой хочет заниматься, а я, зная, что у нее проблемы с сердцем, все запрещала, — продолжает Иванна. — Когда врач Виталий Петров сообщил, что во Львов приезжают американские врачи из Novick Cardiac Allience и будут вместе со львовскими кардиохирургами оперировать детей с пороками сердца, мы сразу согласились приехать. Понимали, что откладывать операцию не стоит.
«Чтобы помочь этому ребенку, работали 15 врачей»
Чаще всего болезни сердца у детей проявляются во время так называемых скачков роста, например, на первом году жизни или в предшкольном возрасте. Так случилось и у Виктории.
— Мы вместе с американскими коллегами предложили решить проблему у девочки комплексно — во время одного хирургического вмешательства устранить три порока сердца, — говорит детский кардиохирург Виталий Петров.
— А почему ребенка доставили во Львов вертолетом?
— Если бы везли частным транспортом или скорой, могло подняться давление, а контролировать его в таких условиях было бы непросто. Мы же организовали все быстро и без негативных последствий.
Читайте также: «Сын уже до двух часов в день дышит самостоятельно»: впервые в Украине ребенку имплантировали стимулятор нерва диафрагмы
— Как долго длилась операция?
- Пять часов. Это была открытая операция с искусственным кровообращением. Сердце Виктории отключили на время, оно не работало. Пока мы его оперировали, вместо него кровью организм ребенка снабжал аппарат искусственного кровообращения.
Большую часть времени врачи потратили на то, чтобы разъединить сформировавшиеся рубцы после первой операции, сделанной в четыре месяца. Проблемы с клапаном сердца, сужением под клапаном и сужением аорты решили за 45 минут. Использовали для пластики собственные ткани ребенка, а не искусственные. Операцию выполняли украинские врачи. Американские специалисты ассистировали им, помогали с анестезией, а затем обеспечивали послеоперационное сопровождение.
— Как проходил послеоперационный период?
— Уже через двое суток после операции девочка сама ходила по палате, на четвертые сутки бегала по коридору больницы, знакомилась с другими детьми. На шестой день после операции ее выписали.
— Учитывая то, что это у Виктории была вторая операция на открытом сердце, ее очень быстро выписали.
— В этом и состоят новации, которыми с нами поделились американские коллеги. Они приехали четырьмя бригадами: хирургическая, анестезиологическая, перфузиологическая (бригада, отвечающая за искусственное кровообращение) и реанимационная. Условие сотрудничества было таким, что врачи из США лишь помогают украинским выполнять все по протоколам. Кроме того, они привезли с собой дорогостоящее оборудование. Например, специальные инструменты, которые облегчили нам работу во время операции Виктории. Чтобы помочь этому ребенку, работало 15 врачей. Но нам удалось провести три вмешательства за один заход, и теперь сердце Виктории здорово.
«Даже после сложных операций нужно быстро поднимать пациентов с кровати»
— Чему вы научились у американских коллег? — спрашиваю Виталия Петрова.
- Выполнять все быстро. Сложная операция прошла очень быстро. Кроме того, Викторию быстро начали поднимать после вмешательства. Раньше считалось, что после таких сложных операций нужно подольше полежать, побыть в покое. Американские врачи говорят, что это неправильно.
Мы по-новому посмотрели на роль медсестры: она не просто находится возле пациента после операции и вводит лекарства, а еще и занимается реабилитацией, например, выполняет вибромассаж легких. Работа сердца благодаря такому подходу восстанавливается быстрее. Известная поговорка «Движение — это жизнь» очень подходит для данной ситуации. Кроме того, американские коллеги поделились с нами протоколами по дозировке лекарства для анестезии.
Читайте также: «Чтобы остановить фонтан крови из горла ребенка, один врач четыре часа зажимал сосуд, а трое других переливали малышу свою кровь»
После операции, говорит врач, давление у Виктории нормализовалось на глазах. Если в течение первых пяти дней оно было все еще высоким, то в день выписки ничем не отличалось от давления ее здоровых сверстников.
Еще два месяца, пока послеоперационная рана полностью заживет, Виктории нужно удерживаться от физических нагрузок и спать только на спине. После этого, говорят врачи, можно смело заниматься гимнастикой, как мечтает девочка, прыгать и бегать. Ежегодно ей нужно проходить профилактическое обследование.
Американские врачи находились во Львове в течение двух недель. За это время специалисты Львовской больницы скорой помощи вместе с ними прооперировали 26 детей с пороками сердца. Самому маленькому пациенту — три месяца. Кроме Виктории, еще десяти детям провели операции на открытом сердце. Все вмешательства выполнялись бесплатно. Двадцать прооперированных детей уже отправились домой.
Как рассказали в больнице, через несколько месяцев специалисты Novick Cardiac Allience снова приедут во Львов с благотворительной миссией. Телефоны для обращений по консультациям и операциям: (066) 018−09−19; (067) 118−09−19; (0322) 58−11−05.
— На Львовщине в операциях на сердце ежегодно нуждаются около тысячи детей, и до сих пор родители большинства из них вынуждены были искать помощи в Киеве или за рубежом, — комментирует ситуацию генеральный директор Львовской больницы скорой помощи Олег Самчук. — В августе 2020 года мы начали оперировать таких малышей в нашей больнице. С тех пор выполнили 50 вмешательств. В этот раз еще 26. В наших планах делать 200 операций в год. Это будут как открытые, так и эндоваскулярные вмешательства. Если учесть, что в Украине ежегодно рождается до пяти тысяч младенцев с пороками сердца, то работы хватит всем кардиохирургам.
Ранее «ФАКТЫ» сообщали об уникальной операции на сердце новорожденного малыша, которую провели хирурги в городе Днепр.
Читайте также: Врожденные пороки у плода: детский хирург советует, когда лучше устранять и что делать, если они остались незамеченными
Фото предоставлено Львовской больницей скорой помощи
991Читайте нас в Facebook