ПОИСК
История современности

На войну против казаков и поляков турки взяли боевых слонов: 400 лет Хотинской битве, после которой мир признал существование украинской нации

18:05 12 декабря 2021
Хотинская крепость
— Обычно у турок военные походы возглавлял великий визирь (главный министр), но в 1621 году на битву с казаками и поляками за Хотинскую крепость повел армию лично глава Османского государства султан Осман II, — рассказывает доцент кафедры тюркологии Института филологии Киевского национального университета имени кандидат исторических наук Александр Галенко. — Турки придали походу на Хотин особый статус — объявили, что он является джихадом (священной войной). В османских источниках не называется численность турецкого войска, двинувшегося на Хотин. Но в походе участвовали войска со всей империи — как из Анатолии, так и с Балкан. Среди пушек, которые османы взяли с собой, были гигантские (бальемез), каждое из которых тянули 30 пар волов! Ядра к этим пушкам поднимали втроем. Своеобразным чудом армий Османа II стали четыре боевых слона.

Хотин находится в Черновицкой области. А в XVII веке он входил в состав Молдавского княжества, которое являлось вассалом Османской империи. За два года до Хотинского сражения этот город и его крепость захватили поляки. Поначалу турки на это не отреагировали. Но когда султаном стал 16-летний Осман II, ему захотелось для утверждения своего авторитета и демонстрации харизмы одержать весомую военную победу. Он решил повести армию на священную войну за Хотин. А как повод для джихада использовался не тот факт, что эта крепость находилась в руках поляков, а многочисленные набеги казаков на турецкие поселения на побережье Черного моря в провинции Анатолия. Это были морские походы на казачьих лодках-чайках. Кстати, на первом этапе войны султану пришлось задействовать свой флот для защиты от казаков на чайках морских коммуникаций и моста через Дунай, который турки построили специально, чтобы переправить по нему армию в Хотин.

«Казаки выкрикивали султану насмешливое «Гай, гай!» — то есть «Иди прочь!»

— Когда в Речи Посполитой стало известно, что Осман II идет с войском на Хотин, в этот город для поддержки поляков стали стягиваться казаки, — продолжает Александр Галенко. — Собственно, их отряды провели первые бои в этой войне — они нападали на турок, когда те подходили к Хотинской крепости. Казаки по обычаю построили лагерь: поставили вокруг него свои повозки, присыпали их землей, создав таким образом фортификационное укрепление. Лагерь находился у стен крепости.

Турецкое войско (в то время оно было едва ли не самым сильным в мире) как только подошло к Хотину, сразу же бросилось на штурм — даже не поставив собственный лагерь. Воины ислама были фанатично одержимы стремлением как можно быстрее одержать победу в священной войне. К тому же их вдохновляло присутствие султана, носителя, как они считали, высшей харизмы, то есть божьей милости, которая полагалась правителю государства (в тогдашнем турецком языке государство и счастье обозначались одним словом «девлет»).

Окружение Османа II всячески поддерживало в подданных веру в его особую харизму. Для этого, например, распустили слух о том, что во время переправы через Дунай султан произвел феноменальный выстрел из лука — выпущенная им стрела якобы перелетела на противоположный берег широкой реки. На том месте, где она упала, был поставлен памятный знак.

Но Осман II прекрасно понимал: чтобы солдаты и командиры отчаянно рвались в бой, не следует полагаться только на их религиозный энтузиазм и веру в харизму султана. Поэтому он щедро раздавал деньги и даже феодальные имения тем, кто во время штурмов польско-казацкого лагеря проявлял особую смелость, брал пленных, приносил отрубленные головы противника. Это был чрезвычайно мощный стимул отчаянно биться, ведь любой из простых турецких солдат имел реальные шансы войти в состав привилегированного класса — стать тимариотом (землевладельцем, несущим военную службу).

Сначала энтузиазм турок был таким велик, что первые четыре мощных штурма лагеря противника они проводили через день. Это очень изнурительно. Каждый из штурмов длился много часов, состоял из многочисленных атак.

Одна из турецких гравюр о Хотинском сражении

— Туркам удалось захватить лагерь?

— Нет, хотя они дважды врывались в него. Но казаки с поляками выбивали их оттуда. Кстати, в одном из этих эпизодов атаку османов возглавлял еще один носитель исключительной харизмы Каракаш («Чернобровый») Мегмед-паша из Боснии, который пришел под Хотин с четырьмя тысячами своих солдат. До того он уже прославился несколькими крупными военными победами. Итак, свято веря в свою харизму, в тот же день, как присоединился к армии султана у Хотина, Каракаш-паша повел войско на штурм позиций казаков и поляков. Сперва ему везло. Несмотря на шквальный огонь противника, паша прорвался со своими солдатами в лагерь. Но фортуна от него вдруг отвернулась — немецкий наемник, служивший в польском войске, ранил коня и попал турецкому предводителю пулей в ногу. Этот день в жизни Каракаш-паши стал последним, другой германский наемник убил его выстрелом в грудь.

— Султан Осман II участвовал в штурмах?

- Нет. На холме у Хотина турки устроили ставку султана. Он сидел там на помосте, из которого было удобно наблюдать, как его солдаты атакуют лагерь противника. Правителя развлекали любимыми мелодиями четыре трубача и четыре барабанщика.

Правда, однажды султан все же наведался в ряды своих солдат. Это было после завершения одного из штурмов польско-казацкого лагеря. Близко Османа II к нему не приближался — чтобы не подстрелили. Но казаки с поляками хорошо его видели и начали изо всех сил кричать: «Гай! Гай!». Это насмешливое турецкое выражение, перешедшее и в украинский язык, означает «Иди прочь!» Османский историк конца XVII — начала XVIII веков Мустафа Наима написал, что султан, услышав эти крики, очень расстроился.

Читайте также: После основания Речи Посполитой многие украинские князья отреклись от родной культуры и веры

— Боевых слонов турки привлекали к атакам на лагерь?

— Нет, эти огромные животные использовались для антуража — были живым украшением султанской ставки на холме. А еще их напускали на пленных казаков, чтобы слоны затаптывали бедняг. Султан, кстати, лично казнил пленных. Это даже изображено на турецких миниатюрах, созданных придворными художниками сразу после Хотинского сражения. На одной из них мы видим, как Осман II попадает стрелой в шею пленного казака, который, спасаясь, бросился в реку.

Турецкая гравюра о Хотинском сражении

— Несчастье, которое приносит война, в полной мере ощутили мирные люди, живущие вокруг Хотина, — продолжает Александр Галенко. — Легкая конница крымских татар хана Джанибека Гирея и ногайской мурзы Кантемира практически не участвовала в штурмах, а действовала в тылу польско-казачьего войска, захватывала в плен много мирных людей. Турецкий историк Наима пишет, что пленных было сто тысяч. Уверен, что это не так. Но, думаю, следует доверять сообщениям Наими о том, что крестьян и мещан пленили столько, что османскому лагерю они стоили очень дешево (в те времена людей продавали в рабство).

Из письменных источников того времени нам известно, что казаки едва ли не каждую ночь совершали вылазки в стан османов, резали врага, захватывали трофеи, забирали с собой невольников. В первые дни осады даже умудрились отобрать у османов несколько орудий.

«Янычары отстранили Османа II от власти и лишили жизни»

— Кто тогда стоял во главе казачьего войска?

Гетман Сагайдачный, под руководством которого казаки одержали немало побед, в частности, за три года до Хотина дошли до Москвы и осадили ее. Но в самом начале Хотинской кампании гетманом был Яков Бородавка. Когда в польско-казацкий лагерь прибыл Сагайдачный, состоялась казацкая рада. На ней было решено Бородавку за серьезные ошибки сместить — на него возложили вину за то, что турки разбили казацкий отряд численностью несколько тысяч человек. Гетманскую булаву снова вручили Сагайдачному. А Бородавку через две недели казнили.

— Благодаря чему казаки с поляками не дали врагу захватить свой лагерь и завладеть Хотинской крепостью?

— В значительной степени благодаря огнестрельному оружию, которого у них было достаточно. В турецких источниках написано, что лагерь защитников Хотина светился огнем от многочисленных залпов из ружей и пушек. Уже в те времена это было самое эффективное оружие.

Читайте также: «Оружие как произведение искусства»: чем в старину воевали украинцы (фото)

На проведение Хотинской кампании Османа II в значительной степени вдохновило то, что в прошлом году на территории Молдавского княжества турки вместе с крымскими татарами оцепили и разгромили поляков в Цецорской битве. В ней погиб великий коронный гетман Станислав Жолкевский (командующий всем войском Речи Посполитой). Но тогда османы напали на отступающего противника, находившегося в затруднительном положении. В Хотинской битве ситуация была совсем другой: казаки и поляки как следует подготовились к встрече врага.

Хотинская крепость сохранилась, ей предоставлен статус государственного историко-культурного заповедника

— А что стало для турок сигналом, что взять Хотин им не удастся и пора возвращаться домой?

— За месяц, в течение которого они пытались одержать победу, ими было проведено восемь мощных штурмов с участием многих тысяч человек. Сначала все были охвачены энтузиазмом. Но с каждым неудачным штурмом и большими потерями моральный дух падал. Да и, как сообщает историк Мустафа Наима, через месяц боев деньги для поощрения смельчаков начали у султана заканчиваться. В боях погибало все больше воинов. Наима пишет: «От огня неверных (османы так называли христиан), устрашился глаз (турков), и воины уже не хотели идти на штурм». Добавьте к этому наступление холодов. Скажем, в одном из источников отмечается, что во время шестого штурма землю укрыл густой туман и подморозило. Для турок это было критично — обычно зимой они не воевали. Кстати, полвека спустя, в 1678 году, им удалось завладеть гетманской столицей — украинским Чигирином. Они пробыли там около месяца и по собственной воле ушли — побоялись холода и возможного голода в чужом краю.

Читайте также: Кнутом и пряником: как 400 лет назад гетман Сагайдачный спас православную Киевскую митрополию

— Осман II поплатился за поражение в Хотинской битве?

— Да, хотя вместе со своим окружением пытался убедить подданных в том, что одержал победу. И для этого были определенные основания. Турецким посланникам все же удалось договориться с Речью Посполитой, что польское войско уйдет из Хотинской крепости. К тому же Осман II объявил, что совершит хадж (паломничество) в Мекку и Медину. Этим пышным событием он надеялся убедить единоверцев в неизменности к нему божьей милости. Но янычар это не удовлетворило. Военная неудача в Хотинском походе показала им, что султан не имеет божьего покровительства. Янычары были главной военной силой в столице. Эти турецкие гвардейцы отстранили Османа II от власти и лишили жизни.

Александр Галенко: «Турки назвали украинцев казацким народом»

— Что дала украинскому народу Хотинская победа?

— Для нас важнейшим следствием стало то, что османы, в сущности, признали существование украинской нации.

— В чем это проявилось?

Они начали определять украинских казаков не только как «воров или разбойников», но и как «казацкий народ». После Хотина украинцы стали субъектами международных отношений. Они фигурируют в мирном договоре между Османской империей и Речью Посполитой. А три года спустя казаки выступили союзниками крымского хана Мегмеда Герея III и его брата, заключив с ними соответствующее соглашение.

Через 14 лет после Хотина на союз с казаками пошел еще один крымский хан Инает Герей. А в 1648 году казаки заключили соглашение не только с крымским ханом, но и с османским султаном Ибрагимом, что в значительной степени обеспечило успех Хмельнитчины. Следовательно, слова о казацком народе не были случайным изобретением османских канцеляристов или историков. Вскоре они стали употреблять также название Укранья, то есть Украина. Потому-то мы и констатируем, что Хотинская война принесла первое международное признание украинской нации.

Читайте также: «В середине XVII века Османской империей правила украинка Надежда»: трагическая история своенравной украинки по имени Хатидже Турхан

Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о выставке «Раритеты Украинского казацкого государства — Гетманщины XVII—XVIII веков: к 30-летию Независимости Украины», проходившей в Софийском соборе Киева.

2855

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Instagram

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров