«В середине XVII столетия Османской империей правила украинка Надежда»: трагическая история своенравной украинки по имени Хатидже Турхан
«Надежда стала первой женщиной в жизни султана»
— Кто пытался помешать Надежде стать регентшей при малолетнем сыне-султане?
— Ее свекровь Кесем. После гибели сына Ибрагима І она должна была поселиться в Старом дворце, который называли «Дворец слез». Там доживали свой век матери умерших султанов и бывшие жены и наложницы правителей. Но Кесем на это не согласилась. Вместе со своим окружением (пашами, беями, духовниками) она придумала хитрую штуку: стала старшей валиде (валиде — мать султана), а Хатидже Турхан дали титул младшей валиде. Аргументировала это тем, что невестка еще слишком молода (в то время Наде было то ли 21, то ли 22 года — точная дата ее рождения неизвестна). Таким образом реальную власть в стране получила свекровь.
— Как Надежде удалось все же ее победить?
- Хатидже Турхан собирала вокруг себя фракцию придворных и чиновников, которые были противниками Кесем. Та это видела и стала готовить преступление. Решила отравить своего внука — султана Мехмеда IV и посадить на трон его сводного брата, мать которого Диляшуб была более сговорчивой, чем своенравная украинка.
К счастью, служанка властолюбивой свекрови Мелек вовремя сообщила Хатидже Турхан о том, что готовится покушение на ее сына. Сторонники нашей землячки решили немедленно действовать. Они пришли в покои Кесем и убили ее. К тому времени Мехмеду IV было уже девять лет. После того Хатидже Турхан пять лет была фактической правительницей одной из сильнейших держав того времени.
— При каких обстоятельствах был убит ее муж султан Ибрагим І?
- Хатидже Турхан не стала его женой — осталась наложницей. Но она была первой женщиной в его жизни, с которой он познал любовные утехи. Здесь надо пояснить, что, скажем, за 100 лет до того, во времена Роксоланы, в Османской империи братьев правящих султанов казнили — в такой радикальный способ властители избавлялись от возможных конкурентов. Но со временем обычаи при дворе стали более гуманными — братьев главы государства удерживали в изоляции от мира (некоторых в «золотых клетках»). Именно так прожил большую часть юности и молодости Ибрагим І. В частности, он был девственник.
И вот вдруг умирает его старший брат. Ибрагим стал султаном, получил возможность жить полноценной жизнью. И здесь мать подарила ему юную красавицу-украинку. Если до этого он не знал близости с женщинами и, вполне возможно, боялся их, то благодаря Хатидже Турхан стал заядлым ловеласом — завел себе большой гарем. Но все же первенца ему родила именно Хатидже Турхан (это произошло через два года после знакомства). Поэтому их сын имел право законного наследования престола Османской империи.
Читайте также: «Ложь о князе, который построил Софию Киевскую, оставалась нераскрытой почти тысячу лет»: ровно 1010 назад был заложен древнейший храм Руси
Через некоторое время нашей землячке пришлось серьезно беспокоиться за его жизнь — мальчика могли убить, чтобы преемником стал сын Ибрагима І от другой женщины. Эти опасения усилились после того, как султан женился на одной из своих фавориток. На красавиц и различные барские прихоти он тратил так много денег, что это ощутимо отразилось на экономическом положении государства, в частности, на выплатах янычарам. Они решили положить этому конец. Сначала закрыли Ибрагима І в его покоях, а затем убили. И султаном был объявлен его первенец — шестилетний Мехмед.
— Известно, как вела себя его мать в роли правительницы?
- Да, об этом осталось немало свидетельств современников. Ее характеризуют как доброжелательного, сочувствующего человека. Эти свои качества она проявила даже в вопросах, которые касались безопасности ее сына и внуков. Когда Мехмед IV стал взрослым, завел гарем и у него начали рождаться дети, он решил избавиться от своих сводных братьев, которые сидели в «золотых клетках». Ведь они представляли для него и его потомков потенциальную опасность. В одну недобрую ночь он лично пошел убивать своих сводных братьев. Но Хатидже Турхан собой закрыла пасынков, решительно заявив сыну: «Доберешься до них только через мой труп».
Кстати, два сводных брата Мехмеда IV все же стали султанами после его смерти — сначала Сулейман ІІ, а потом Ахмед ІІ. Но оба правили недолго — в совокупности семь лет. После них титул главы государства получали внуки нашей Хатидже Турхан (Мустафа ІІ и Ахмед ІІІ).
Читайте также: Внук Ярослава Мудрого получил от Папы Римского титул короля Руси: в Киеве презентовали уникальные манускрипты времен Киевской Руси
Она давала много денег на благотворительность, строила мечети. Заступалась за многих слуг, которых ее сын собирался наказать — просила дать им шанс исправиться. К сожалению, ее добротой часто пользовались нечистоплотные люди. В частности, выпрашивали должности, на которых можно было брать взятки.
Хатидже Турхан понимала, что в империи очень нужно навести порядок. Прежде всего, сдержать взяточничество, которое приобрело чудовищные масштабы и подрывало экономику. Для этого ей нужен был умный, честный и решительный глава правительства — великий визирь. Она поменяла до десятка людей на этой должности, пока наконец ей не попался именно такой, которого искала — Кепрюлю Мехмед-паша. Он был деспотичным, настоял на том, чтобы в его работу не вмешивались ни султан, ни его мать. Получив возможность действовать по собственной воле, казнил более 20 000 судей, сановников в Стамбуле и провинциях. По показаниям дворцового палача, ему пришлось казнить примерно четыре тысячи должностных лиц. Деспотические меры помогли навести порядок, увеличить поступления в казну, укрепить войско и продолжить завоевывать новые территории.
«На рынке в Стамбуле Хатидже Турхан случайно встретила своего брата, которого также пленили татары»
— Хатидже Турхан помогала украинским пленникам, оказавшимся в Османской империи?
— Да. Причем, в отличие от Роксоланы, она сплачивала вокруг себя не польскую шляхту, а именно украинцев (тогда их называли русинами). Освобождала русинов из тюрем и привлекала их к строительству мечетей, которые возводились по ее приказу. Однажды Хатидже Турхан случайно встретила на базаре в Стамбуле своего родного брата, который в то время носил турецкое имя Юсуф-ага. Юсуф — аналог нашего имени Иосиф. Он работал на рынке помощником торговца фруктами и овощами.
— Ее брата тоже похитили татары?
- Именно так. Надежда подарила брату имение. Даже одну из мечетей, которую велела построить на окраине Стамбула, назвала в честь брата. Во время Второй мировой войны эта мечеть была частично разрушена, но ее восстановили и она есть поныне. Юсуф-ага прожил долгую счастливую жизнь. Умер в 1689 году, пережив сестру на шесть лет. Его похоронили на престижном кладбище Стамбула, у мечети пророка Эюба. Могила сохранилась. Сохранился и мавзолей его сестры, который построили еще при ее жизни. Как я говорила, мы не знаем точно, когда она родилась. Но можно говорить о том, что прожила она около 50 лет — как и Роксолана.
Читайте также: «Наша супернаходка в Киево-Печерской лавре связана с детективной историей»: археологи о своем неожиданном открытии
У Хатидже Турхан, кроме сына Мехмеда, была еще дочь Атик. Ее назвали в честь сестры Ибрагима І, у которой Надежда училась придворному этикету, языку фарси, арабском письму, пению и танцам. Кстати, в каждом гареме были музыкально-танцевальные ансамбли из наложниц. Хатидже Турхан выдала дочь замуж за украинского казака, который, конечно, носил турецкое имя — Сары Кенан. Понятно, что и он попал в Османскую империю не по своей воле. Но выбился там в люди: дослужился до высокого титула паши и даже стал адмиралом турецкого флота. Правда, проиграл большую морскую битву. Другого флотоводца за это казнили бы, но зятя Хатидже Турхан помиловали, даже титул паши сохранили. Однако он не умер собственной смертью. Его направили на подавление одного из восстаний, и он перешел на сторону мятежников. За это Сары Кенана казнили.
— Остались сведения о том, как выглядела Хатидже Турхан?
— Существуют ее портреты, в частности, гравюра, созданная в XVII веке голландским художником Питером де Йоде ІІ. Но, скорее всего, это воображаемые портреты — версии авторов, как она могла выглядеть. Поэтому и словесные описания внешности Хатидже Турхан очень сильно различаются. В одних источниках написано, что она имела темные волосы, карие глаза, в других — волосы и глаза светлые. Но точно известно, что отец ее детей Ибрагим І был брюнетом и имел чрезвычайно светлую кожу. А ее сын Мехмед IV имел русые волосы и голубые глаза. Вероятно, он унаследовал их от матери. Итак, получается, что она была блондинкой со светлыми глазами.
— Надежда сдерживала османов от военных походов в Украину?
— Войско ее сына Мехмеда IV завоевало в 1672 году Подолье, откуда, по моей версии, происходит Хатидже Турхан. Центром новой османской провинции стал Каменец. Турки тогда сделали ставку на поддержку русинов. Прежде всего, отменили крепостное право. Оставили православным три их церкви, тогда как костелы превращали в мечети. Когда в 1699 году эти земли вновь перешли к Речи Посполитой, немало русинов отправились в Османскую империю, потому что у турков им жилось намного лучше.
— Как случилось, что вы занялись исследованием биографии Хатидже Турхан?
— Все началось с того, что я еще в школьные годы заинтересовалась историей жизни Роксоланы. Перечитала почти все, что о ней было написано в Украине, Польше, России. Понимала, что больше информации должно быть все же в турецких исследованиях. Чтобы их прочитать, нужно было выучить язык. Занялась этим на курсах иностранных языков. Я настойчивая, поэтому турецким овладела довольно хорошо. Собрала очень много интересных сведений о Роксолане, о которых у нас практически никто не знает. Поэтому написала о ней книгу. Во время исследовательской работы узнала, что были и другие султаны-украинки: Хатидже Турхан и Шехсувар, которую на родине звали Марией.
Читайте также: «Роксолана никогда не думала об Украине»: известный документалист развенчал мифы о знаменитых украинцах10335
Читайте нас в Facebook