«После первой же примерки зубных протезов я почувствовала, что это словно мои зубы»: уникальная методика протезирования на Житомирщине применяется уже более 25 лет
Зубы Галина Анатольевна начала терять лет в пятьдесят. И в какой-то момент поняла, что без протезирования не обойтись.
— Я работала на руководящей должности — главным бухгалтером крупного предприятия, поэтому хотелось хорошо выглядеть, — рассказывает женщина. — Да и с едой начались сложности: когда тебе нечем жевать, возникают проблемы со здоровьем. Пошла к стоматологам, к протезистам — и мне в Хмельницком изготовили зубные протезы из акрила. Кусок пластмассы во рту очень мешал, поэтому я не смогла носить такой протез.
Вдруг на глаза попала газета «ФАКТЫ» со статьей об уникальной методике протезирования, применяемой в Житомирской области, в городе Черняхов. Врач Василий Нагурный подробно объяснял, что протезы делает из материала, из которого изготавливают искусственные клапаны сердца и… детские игрушки, а также о том, почему мало кто использует его технологию. А пациентка рассказывала о своей проблеме, о том, что ей, как и мне, акриловые протезы совершенно не подходили, а эти, из нового материала, гибкие, удобные и не вызывают аллергии.
Я решила ехать в Черняхов. А тут о враче Василии Нагурном услышала еще добрые слова от коллеги из Житомира, тоже бухгалтера нашей сети: мол, в их регионе много людей к нему обращаются и все очень довольны результатом. Это было почти 20 лет назад. Тогда я впервые попала к Василию Анатольевичу.
— Вам подошли сделанные им протезы?
— Мне было с чем сравнить: несколько раз заказывала акриловые протезы в разных клиниках, но ни один не подошел. А тут Василий Анатольевич снял мерку, его сын Андрей изготовил протез, и когда мне впервые его надели, я почувствовала разницу. Врач велел пойти на базар и купить твердые яблоки.
— Это был такой тест?
- Да. Все пациенты после протезирования полдня ходили с яблоками! Надо было хорошо жевать, чтобы почувствовать, что зубы нигде не натирают, не надавливают. Протезы мягко и плотно обхватывали десну. Они были упругие, немного похожие на силикон, но более крепкие. Что интересно: когда ты их надел, кажется, что у тебя выросли свои зубы!
Не было дискомфорта, хотя зубы держались крепко. Небо оставалось свободным, потому что мастер удалял лишний материал. Протез не мешал воспринимать вкус, словом, мне все очень понравилось. Я даже ночью протез не снимала. Почищу зубы, помою его и опять надеваю.
— Как часто приходилось менять протез, делать новый?
— Два раза, причем только потому, что я потеряла несколько собственных зубов и не хотела иметь промежутки. Можно сказать, что более долговечных протезов не найти. Я посоветовала обратиться в Черняхов очень многим знакомым, они своим, так и пошел слух по всей Украине.
К сожалению, в прошлом году Василий Анатольевич Нагурный ушел из жизни, но его сын Андрей продолжает дело отца, сохранил коллектив врачей. Делает это хорошо, достойно. Было бы очень жаль, если бы эту украинскую технологию потеряли.
«Материал, которым мы пользуемся для протезирования, не вызывает аллергии»
Беседуя с Андреем Нагурным, я чувствовала, как не хватает ему отца. Ведь не прошло и года, как его не стало. Сын постоянно вспоминает, как они вместе обсуждали сложные случаи, советовались, выбирая оптимальный для человека вариант, радовались, когда удавалось сделать все хорошо, как Василий Анатольевич общался с пациентами.
— Технология, которую мы используем, действительно уникальна, но отец всегда подчеркивал, что идея применения термопластов принадлежит его учителю — профессору Эвальду Варесу, — вспоминает руководитель Черняховской стоматологической поликлиники Андрей Нагурный. — А чтобы реализовать эту идею, нам с отцом пришлось хорошо поработать. Дело в том, что материал (полипропилен, термопласт медицинской чистоты) в медицине известен — из него давно изготавливали искусственные сосуды, клапаны сердца, другие «детали», потому что он не вызывает аллергии, организм человека его хорошо воспринимает. Но эти изделия стандартны, их тысячами отливали в металлических формах. Что касается зубных протезов, то они всегда индивидуальны, формы изготавливаются из гипса, а если залить расплавленный термопласт в такую форму, вытащить его невозможно — он прилипает.
Читайте также: У человека, сильно сжимающего зубы в стрессовой ситуации, они быстрее стираются, — стоматолог-ортопед
— И как вы вышли из ситуации?
— Изобрели рецепт изолирующего лака, которым начали укрывать гипсовые формы. Это позволило производить зубные протезы любой конфигурации, с любым количеством зубов. Сами искусственные зубы берем из готовых наборов, достаточно дорогих и качественных, подбираем индивидуально по форме и цвету. Поэтому весь зубной ряд смотрится естественно.
— Нужно ли пациенту готовиться к протезированию?
— Перед любым протезированием мы просим человека побывать у стоматолога и пролечить зубы — запломбировать, чтобы не было кариеса. А зубы, которые нельзя спасти, нужно удалить. После этого можно записаться по телефону (097) 173−12−14 и приехать к нам.
Читайте также: Уже считается нормой, если у человека вырастает 28 зубов вместо положенных 32-х
— Сколько времени понадобится для изготовления протеза и доведения его до окончательного вида?
— Обычно два дня: в первый мы делаем слепок, гипсовую форму, а на второй протез уже готов, и остается только подогнать его, то есть проверить, есть ли проблемные места, срезать лишний материал. Если люди приезжают издалека, то в Черняхове можно снять комнату, чтобы переночевать. Было время, когда мы каждый день принимали более двадцати пациентов. Для поликлиники небольшого городка это много. Поэтому заботились, чтобы приезжим было у нас комфортно — было где поесть, переночевать. Пациенты всегда удивлялись, как хорошо все у нас продумано, как гостеприимно город их принимает.
«Наши протезы не ломаются, а акриловые служат только год-два»
Многих пациентов удивляла цена черняховских протезов: протезирование с помощью термопласта стоило существенно дешевле, чем в других клиниках с применением акрила.
— Протез из термопласта нельзя сломать или разбить, — продолжает Андрей Нагурный. — Он, как говорил отец, вечен. Акрил приходится менять раз в год или в два. Как-то профессор Варес подсчитал: если человек после 40 лет начал протезировать зубы, то за жизнь он изнашивает в среднем 15(!) акриловых протезов. Он также утверждал: после 40 лет кариес практически у всех, и постепенно люди теряют зубы. То есть взрослое население все нуждается в протезировании. Мы же изобрели способ, благодаря которому можем протезировать даже один зуб, не повреждая находящиеся рядом: делаем «бабочку». Протез отливаем с усиками, которые можно зацепить за соседние зубы. Зуб крепко стоит еще благодаря тому, что эластичный материал охватывает десну и присасывается к ней. И необязательно делать импланты.
— Вашей технологией заинтересовались другие врачи?
— К сожалению, почти нет, хотя мы были готовы делиться опытом, даже проводили курсы, выдавали сертификаты. А потом поняли: причина как раз в небольшой цене материала и вообще такого протезирования. Клиники хотят зарабатывать больше денег.
У отца было сложное детство — вырос в селе, жили вдвоем с бабушкой, так что он хорошо понимал, как тяжело людям достаются деньги. Когда учился в столице — сначала в медучилище, а затем в мединституте, начал баловать себя сладостями. Рассказывал, что, готовясь к экзаменам, покупал килограмм халвы, конфеты, и это помогало ему усваивать материал. Но зубы он себе испортил.
Став стоматологом, смог испытать на себе, как это носить зубные протезы еще старой конструкции. Когда же мы начали отрабатывать новую технологию, именно отец стал первым пациентом, которому я сделал протез из термопласта. Он настоял: мол, хочу сам почувствовать, как эти зубы работают, потому что ни один пациент не сможет мне так подробно и понятно рассказать об этом. Остался доволен.
…Первый материал, который я написала о новейшей технологии изготовления зубов из термопластов, вышел в «ФАКТАХ» в январе 2001 года. Тогда Василий Нагурный рассказал мне о дедушке, который десять лет прожил без единого зуба. А все потому, что на акриловую пластмассу у него была сильная аллергия — во рту жжение, горло набухало. И никто не мог этому помочь.
По словам Нагурного, мужчине тогда было 60 лет, а выглядел он на 80. Василий Анатольевич вспоминал: «Когда пациент примерил изготовленные нами протезы, то был поражен — никаких неприятных ощущений они не вызывали. А качество жизни у человека коренным образом изменилось».
Читайте также: Можно ли избежать кариеса у годовалого малыша, как выбрать зубную щетку и пасту для ребенка: отвечает детский стоматолог
Фото предоставлено Андреем НАГУРНЫМ
3629Читайте нас в Facebook