«Кобальтовые сервизы ассоциируются с королевской роскошью», — эксперт по фарфору Елена Корусь
Тема родного дома сегодня близка для всех наших соотечественников. Домашний уют — одна из главных ценностей в каждой семье. А создается он годами. Обычно каждый предмет в интерьере имеет свою историю. Это касается и посуды.
«ФАКТЫ» продолжают серию публикаций об украинском фарфоре. Сегодня собеседница «ФАКТОВ» — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Национального музея «Киевская картинная галерея», сотрудница фондов Музея фарфора и Музея декоративно-прикладного искусства в Дрездене Елена Корусь. Она рассказывает о кобальтовых сервизах и вазах, которые есть у многих дома. Напомним, что Елена Корусь давала советы читателям «ФАКТОВ» по использованию семейных сервизов сегодня.
«Роспись фарфора ярко-насыщенной синей краской веками вызывала восхищение во всем мире»
- Кобальтовая посуда украшена краской глубокого синего цвета, покрытой слоем прозрачной поливы (глазури), — говорит Елена Корусь, — Собственно этот цвет и называется «кобальт». Оно происходит от немецкого слова «Kobold» — гном. Кобальт — металл серебристо-белого цвета с синеватым и розовым оттенками, который издавна использовался как основа для минеральных красок. Эффектнее всего уникальные цветообразующие свойства кобальта проявляются в подполивной живописи на фарфоре. Подполивной синий цвет, полученный из оксида кобальта, начали применять на фарфоре в Китае во времена династии Юань (1279−1368), а значительного уровня расцвета эта техника достигла в период Канси (1662−1722). Роспись фарфора ярко-насыщенной синей краской веками вызывала восхищение во всем мире. Эффект сочетания белой поверхности с синим узором имитировали в Персии, Турции, Италии, Нидерландах. К пониманию секрета кобальта в Европе приблизились только после изобретения в Майсене рецептуры твердого фарфора. 22 августа 1717 года саксонскому курфюрсту была преподнесена первая чаша с синей подполивной росписью майсеновского производства.
— Известно, что технология нанесения кобальта очень сложна.
- Она действительно имеет ряд особенностей. Подполивная роспись требует чрезвычайно высокой квалификации мастера, который должен сделать мазок краской одним движением, ведь неглазурованный черепок быстро впитывает растворитель из краски, поэтому поправки здесь не допускаются. Важно и качество фарфора.
Поэтому не случайно кобальтовые сервизы ассоциируются с королевской роскошью. Начиная с XVI века декорированный узорами яркого синего цвета китайский фарфор вызывал восхищение у европейских правителей. Поражало и разнообразие форм изделий. Прежде чем их начали использовать для чая, кофе и шоколада, они служили для представительских целей как предметы убранства интерьеров. В конце XVII — начале XVIII веках во многих европейских дворцах (в Ораниенбурге, Шарлотенбурге, Дрездене) появились так называемые «фарфоровые кабинеты» для демонстрации китайского фарфора. Фарфор располагался не только среди зала на подиумах, но и на стенах на специально изготовленных позолоченных консолях. Наиболее зрелищным был кабинет, спроектированный для саксонского курфюрста Августа Сильного в Дрездене. Его частичная историческая реконструкция, которая экспонируется в дрезденской Коллекции фарфора, впечатляет и сейчас.
«Посуда с кобальтом достаточно устойчива к механическим и химическим воздействиям, поэтому особого ухода не требует»
— А какие украинские заводы выпускали кобальтовые сервизы? И какие из этих комплектов наиболее известны и ценны?
- Особых успехов в разработке этой технологии достиг в 1950-е Довбышский фарфоровый завод, который славился своими кобальтовыми сервизами.
Покрытие кобальтом применяли и на Городницком, Барановском, Полонском, Коростенском и Дружковском фарфоровых заводах. Особенно нарядно выглядит тонкая полоса кобальта на белоснежном фарфоре. Очень изысканный столово-чайно-кофейный сервиз «Шахтарський весільний», автором которого является Василий Ковальчук. Этот комплект создан на Дружковском фарфоровом заводе. Наиболее ценными являются изделия, украшенные оригинальным авторским рисунком, ведь, как я уже говорила, техника росписи кобальтом требует чрезвычайной точности и сноровки руки мастера. В этом смысле я особенно отметила бы произведения художника Дружковского фарфорового завода Сергея Федяева. Цветы и птицы на его фарфоре напоминают средневековые храмовые узоры. Известны созданные им для выставок чайные сервизы «Квіти і фрукти» и «Славутич». Последний экспонировался на международной выставке в Алжире.
Читайте также: «Пить чай из чашки в горошек — этот тренд в Европе снова актуален», — эксперт по фарфору Людмила Карпинская-Романюк
— Какие еще украинские мастера достигли наибольших высот в этом направлении?
- На Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе таким художником был Александр Сорокин, который мастерски владел техникой росписи кобальтом и был одним из авторитетнейших специалистов. Восхищают украшенные им вазы, блюда и флаконы с цветочными мотивами в ориентальном стиле. На Полонском фарфоровом заводе высокого уровня мастерства достигла Клавдия Гапонюк. Хочется отметить чайный сервиз «Троянда» с ее ажурным рисунком. Наталья Аксененко на Коростенском фарфоровом заводе в 2000-х годах создавала на вазах и чайниках удивительные цветочные композиции. Густая темная синева фарфоровой поверхности будто освещена вспышками таинственного света цветов, выступающих из глубокой ночной мглы.
— В чем особенность кобальтовых сервизов, изготовленных за рубежом?
- Покрытие кобальтом преимущественно всей поверхности изделия, как это было популярно на сервизах украинского производства, в европейском массовом производстве стало широко применяться только с конца 1960-х годов. При этом недекорированной оставляют большую часть белой поверхности. Характерно и длительное применение одних и тех же орнаментов на многих предприятиях. Среди классических декоров можно назвать луковый узор, разработанный в Майсене. После 1850-х его популярность в Германии настолько возросла, что его начали использовать на всех возможных формах и не только в Майсене, но и на королевской мануфактуре в Берлине, затем в Ваймаре, Каале.
— Как ухаживать за кобальтовыми сервизами?
— Посуда с кобальтом достаточно устойчива к механическим и химическим воздействиям, поэтому в особом уходе не нуждается. Однако это не значит, что ее можно чистить абразивосодержащими средствами, которые могут поцарапать поверхность.
Читайте также: «Музей фарфора создавался под вой сирен воздушной тревоги и под взрывы крылатых ракет», — Александр Швец
— В каких еще изделиях из фарфора применяют кобальт? Какие работы самые известные?
- Конечно, использование кобальта не ограничивается только сервизами. Например, он присутствует на изделиях большой части ассортимента Коростенского фарфорового завода авторства супругов Валентины и Николая Трегубовых — на сервизах и на вазах, штофах, блюдах, фигурках. Можно вспомнить их произведения чрезвычайно высокого художественного уровня — чайный сервиз «Івана Купала» (1995), чайно-кофейный сервиз «Колядки» (1996), столовый сервиз «Коляда», где фон выполнен растяжкой от глубокого кобальта до почти голубого оттенка, а также скульптуры «Українка», «Кармен», «Циганка». А, скажем, киевский скульптор Владислав Щербина расписывал кобальтом с помощью тонкой кисти фигуры. Известна его работа «Ой, ходила дівчина бережком». Она принадлежит к знаменитой серии «Українські пісні», хранящейся в Национальном музее украинского народного и декоративного искусства.
— Какой кобальтовый сервиз у вас любимый?
- Мне нравится сервиз формы «Пуп'янок» Барановского фарфорового завода. Его нижняя часть напоминает лепестки, которые распускаются. Она покрыта кобальтом, а граница между кобальтом и белой поверхностью оттенена золотым рисунком «бабочка».
Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с экспертом по фарфору Еленой Корусь: «Знаменитый ликерный набор „Рыбы“ можно встретить на блошиных рынках Польши, Германии и Чехии».
Фото из альбома Елены Корусь и Николая Козака
На фото в заголовке сервиз «Пуп'янок» Барановского фарфорового завода. Его нижняя часть напоминает лепестки, которые распускаются.
4392Читайте нас в Facebook