ПОИСК
Интервью

«Моя новогодне-рождественская коллекция фарфора началась с интересной находки», — эксперт по фарфору Елена Корусь

20:30 9 декабря 2023
тарелка с изображением совы

Зимние праздники приближаются — и это прекрасно. Люди готовят подарки родным и близким, украшают дома… А художники создают разнообразные рождественские коллекции. Кстати, и в фарфоре тоже.

О фарфоровом декоре в интерьере «ФАКТАМ» рассказала эксперт по фарфору, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Национального музея «Киевская картинная галерея», сотрудница фондов Музея фарфора и Музея декоративно-прикладного искусства в Дрездене Елена Корусь, которая давала советы читателям «ФАКТОВ» по использованию семейных сервизов сегодня.

«Первыми начали выпускать рождественские сувенирные тарелки датские мануфактуры»

- Моя новогодне-рождественская коллекция представлена рождественскими тарелками, фигурками серии «Восточный гороскоп» и произведениями на новогоднюю тематику, — говорит Елена Корусь. — Она началась с интересной находки на блошиной ярмарке. Это была тарелка с изображением совы, сидящей на ветке на фоне полной луны (фото в заголовке — Авт.). Композиция датирована 1974 годом. Меня заинтересовало, есть ли подобные тарелки с другими датами. Поиски привели на сайт коллекционных произведений производителя — Датской королевской мануфактуры (Royal Copenhagen), где отмечалось, что это специальная рождественская тарелка. Я собрала около 30 тарелок этой фабрики. Интересно, что первыми начали выпускать рождественские сувенирные тарелки именно датские мануфактуры. Возможно, потому что в Дании жил выдающийся датский писатель Ганс Кристиан Андерсен, который написал много новогодне-зимних сказок, и праздничную атмосферу здесь особенно ценят. Первую рождественскую тарелку с красивым названием «За морозным окном» (автор Ф. А. Халлин) выпустила в канун Рождества в 1895 году копенгагенская фарфоровая мануфактура Bing & Grøndahl. Надпись на ней — «Jule after», — означает Сочельник. С тех пор в рождественские дни в Дании установился обычай презентовать друзьям такие тарелки. Обычно их вешали на стену, таким образом благодаря дарителю за особый подарок.

"Черевички" Оксаны Жникруп. Эта работа создана по мотивам повести Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" в 1969 году

Новая разновидность декорирования подполивным кобальтом путем растягивания тона от темно-синего до почти белого позволяла передать глубину изображенного пространства. Как оказалось, этот метод, разработанный художником Хенри Телендером, идеально подходит для воспроизведения уютных зимних сценок, и выпуск рождественских тарелок стал традицией. С 1908 года инициативу подхватил главный конкурент Bing & Grøndahl — Royal Copenhagen.

Рождественские тарелки выпускаются лимитированным тиражом — и только в течение года. После того, как год подходит к концу, формы разбивают. Изделия, как правило, имеют сертификат подлинности и оригинальную упаковку. По примеру датчан символические праздничные изделия в собственном дизайне начали выпускать в Германии, Франции и Англии. Кстати, тарелки с рождественскими сюжетами — ангелочками у елки и яслей с малышом были популярны в начале 20 века и среди изделий фабрики М. С. Кузнецова в Будах, что под Харьковом.

РЕКЛАМА

Читайте также: «Знаменитый ликерный набор „Рыбы“ можно встретить на блошиных рынках Польши, Германии и Чехии», — эксперт по фарфору Елена Корусь

— Какие работы в вашей коллекции особенно интересны?

- При формировании своей коллекции я стараюсь фокусироваться либо на редких линиях ассортимента заводов, либо на авторских произведениях. Например, замечательная работа — фигурная конфетница «Санта Клаус», созданная художником Виктором Данильчуком в 2012 году. При желании ее можно использовать и как подставку под карандаши. Собственно, отверстие шкатулки — это остроумно обыгранный художником мешок для подарков, который Санта эмоционально раскрывает, будто приглашая заглянуть внутрь.

РЕКЛАМА
Замечательная работа - фигурная конфетница "Санта Клаус" (2012) Виктора Данильчука

Виктор Данильчук — в прошлом главный художник Полонского завода художественной керамики (ПЗХК). С его творчеством связан последний яркий период деятельности ПЗХК, о чем мы с художником-фарфористом Николаем Козаком рассказываем в книге об истории фарфорового дела Полонного. Оставив предприятие, Виктор Данильчук создал в собственной мастерской немало фигурок на новогоднюю, сказочную и зимнюю темы: «Девочка со снегирем» и «Снегурочка» (обе — 2012), «Дед Мороз» (2018), парные фигурки «Снеговики-теннисисты» (2019, по эскизу О. Коломиец). Они отличаются тонкой и детализированной проработкой формы, нежной подполивной росписью, методами которыми автор владеет чрезвычайно мастерски. Эти предметы пользуются большим спросом как сувениры-подарки и являются украшением многих современных коллекций.

Читайте также: Восточный гороскоп на декабрь 2023: кого ждут новые финансовые возможности, а кого — взлет в карьере

РЕКЛАМА

— Какова история фигурок «Символы года»?

- В конце 1980-х — начале 1990-х в обществе приобрело популярность увлечение Восточным гороскопом (где символом каждого года в 12-тилетнем цикле считается определенное животное — тигр, мышь, дракон, змея…) и астрологией. Стремясь заглянуть в будущее, люди с нетерпением ожидали прогнозов на грядущий год в соответствии со своим годом рождения или знаком зодиака. Символ года соответствовал времени рождения человека по Восточному календарю, поэтому считался хорошим символическим подарком. Находясь в сложных экономических условиях, украинские фарфоровые заводы для продолжения производства приспосабливались к потребностям рынка и откликнулись на запрос новых разновидностей новогодних сувениров, художникам давали задание разработать соответствующий ассортимент. Каждый выполнил свой образец.

Так на Сумском фарфоровом заводе появилась серия символов года Виталия и Людмилы Шевченко. Это небольшие статуэтки животных. Одна из замечательных работ, например, «Мышка».

Фарфоровая мышка — символ года

А главная художница этого же завода Вера Сиробаба-Климко сделала собственную новогоднюю серию в виде фигурных подсвечников-зверей Восточного календаря. Гордостью моей коллекции являются четыре авторских и три тиражных подсвечника В. Сиробабы-Климко из этой серии.

Авторские экземпляры подарила мне художница, и это для меня особенно ценно. Остальные я приобрела у бывшего работника Сумского фарфорового завода, который посетила в 2012 году в связи с подготовкой диссертации о фарфоровой пластике Украины ХХ века. Тогда мне повезло: завод еще работал, я побывала на производстве, в заводском музее, в мастерской художницы.

Читайте также: «Мой пряничный домик-трансформер с выдвижными панорамными окнами — настоящее чудо», — кондитер Елена Зиберт

Фигурки в виде животных-символов года изготавливали и на фарфоровых заводах в Полтаве (Н. Ромашова), Дружковке (Н. Василенко), Тернополе (В. Горолюк)… Эти фигурки привлекательны для коллекционирования, поскольку люди всегда стремятся собрать всю серию. Однако некоторые уже невозможно найти, ведь они были созданы в ограниченном количестве.

Собрать всю новогоднюю серию фигурных подсвечников-зверей Восточного календаря — мечта многих коллекционеров

— Интересно!

— Стоит отметить и колоритные рождественские композиции, созданные Владиславом Щербиной. Художник выбрал для воплощения народные традиции празднования Рождества. Но в советское время такие сцены воспринимались больше как театрализованные, ведь религиозное содержание было под запретом. Собственно, как и скульптуры по мотивам бессмертного произведения Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» прочитывались скорее, как иллюстрация литературного произведения.

Работа Владислава Щербины «Оксана с зеркальцем» создана по мотивам произведения Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 1985 году

Теперь с течением времени, когда мы открыто празднуем Рождество на государственном уровне, я рассматриваю эти образы и как отражение традиций празднования украинского Рождества: с колядниками и переодеваниями, веселыми шутками и поеданием вареников. На тему «Вечеров…» украинскими художниками была создана довольно большая галерея фарфоровых образов.

«Фарфор своей блестящей поверхностью, переливами золота и серебра на поверхности удачно гармонирует с елочными украшениями»

— А выпускалась ли в Украине праздничная посуда к Рождеству и Новому году?

- Да, но это были преимущественно лимитированные тематические выпуски. Следует вспомнить продукцию Коростенского фарфорового завода: набор столовой посуды «Коляда» (6 предметов, 2000, форма М. Трегубов, роспись В. Трегубова), чайные пары «Знаки зодиака» (автор формы М. Пилипчук, росписи Н. Пилипчук), чайно-кофейный сервиз из 15 предметов «Рождественский» (1996, форма М. Трегубов, рисунок О. Шевченко).

Столовая посуда «Коляда» — украшение праздничного стола

— Расскажите, пожалуйста, о современных рождественских фарфоровых изделиях в Европе.

- Начнем с того, что традиционным атрибутом рождественской декорации издавна был вертеп. В его состав входят фигурки Марии и Иосифа, младенца Иисуса, вол, осел и овечки, иногда ангелы. Именно вертепы долгое время составляли основной рождественский ассортимент на европейских фарфоровых заводах. И сейчас они чрезвычайно популярны. В рождественских коллекциях мануфактур вы найдете снеговиков, Санта-Клаусов, ангелов, а также музыкальные шкатулки, елочные украшения, фигурки лесных зверей. Производители предлагают красивые и рождественские тарелки и чашки с рождественскими мотивами. Особенно красивы тематические сервизы и елочные украшения (шарики, ангелы, колокольчики), подсвечники, снеговики и мишки в шубках Санты.

Елена Корусь: «С фарфором ваше творчество в декорировании помещения не будет знать границ»

— Уместно ли, по вашему мнению, дарить на зимние праздники изделия из фарфора?

- Конечно, и уместно, и желательно, ведь фарфор своей блестящей поверхностью, переливами золота и серебра на поверхности удачно гармонирует с елочными украшениями и органично вписывается в атмосферу праздника. С фарфором ваше творчество в декорировании помещения не будет знать границ. Расставьте акценты на праздничном столе с помощью рождественских аксессуаров — скатерти и салфеток с рождественскими мотивами, посуды, подсвечников и фигурок. Елку можно украсить фарфоровыми шариками и шишками. Эти милые декоративные предметы гарантированно привлекут внимание ваших гостей.

Читайте также: «Хрусталь из бабушкиного серванта прекрасно сочетается с современной посудой», — дизайнер интерьера Татьяна Денисенко

Ранее «ФАКТЫ» писали, что исследовательница истории стекла Елена Тахтай советует сервировать стол посудой из бабушкиных сервантов не только для красоты, но и ради здоровья, ведь она экологически чистая.

На фото в заголовке тарелка с изображением совы (1974, Датская королевская мануфактура) — изделие, с которого стартовала праздничная коллекция Елены Корусь

Фото из альбома Елены Корусь

1965

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров