«Моя новогодне-рождественская коллекция фарфора началась с интересной находки», — эксперт по фарфору Елена Корусь
Зимние праздники приближаются — и это прекрасно. Люди готовят подарки родным и близким, украшают дома… А художники создают разнообразные рождественские коллекции. Кстати, и в фарфоре тоже.
О фарфоровом декоре в интерьере «ФАКТАМ» рассказала эксперт по фарфору, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Национального музея «Киевская картинная галерея», сотрудница фондов Музея фарфора и Музея декоративно-прикладного искусства в Дрездене Елена Корусь, которая давала советы читателям «ФАКТОВ» по использованию семейных сервизов сегодня.
«Первыми начали выпускать рождественские сувенирные тарелки датские мануфактуры»
- Моя новогодне-рождественская коллекция представлена рождественскими тарелками, фигурками серии «Восточный гороскоп» и произведениями на новогоднюю тематику, — говорит Елена Корусь. — Она началась с интересной находки на блошиной ярмарке. Это была тарелка с изображением совы, сидящей на ветке на фоне полной луны (фото в заголовке — Авт.). Композиция датирована 1974 годом. Меня заинтересовало, есть ли подобные тарелки с другими датами. Поиски привели на сайт коллекционных произведений производителя — Датской королевской мануфактуры (Royal Copenhagen), где отмечалось, что это специальная рождественская тарелка. Я собрала около 30 тарелок этой фабрики. Интересно, что первыми начали выпускать рождественские сувенирные тарелки именно датские мануфактуры. Возможно, потому что в Дании жил выдающийся датский писатель Ганс Кристиан Андерсен, который написал много новогодне-зимних сказок, и праздничную атмосферу здесь особенно ценят. Первую рождественскую тарелку с красивым названием «За морозным окном» (автор Ф. А. Халлин) выпустила в канун Рождества в 1895 году копенгагенская фарфоровая мануфактура Bing & Grøndahl. Надпись на ней — «Jule after», — означает Сочельник. С тех пор в рождественские дни в Дании установился обычай презентовать друзьям такие тарелки. Обычно их вешали на стену, таким образом благодаря дарителю за особый подарок.
Новая разновидность декорирования подполивным кобальтом путем растягивания тона от темно-синего до почти белого позволяла передать глубину изображенного пространства. Как оказалось, этот метод, разработанный художником Хенри Телендером, идеально подходит для воспроизведения уютных зимних сценок, и выпуск рождественских тарелок стал традицией. С 1908 года инициативу подхватил главный конкурент Bing & Grøndahl — Royal Copenhagen.
Рождественские тарелки выпускаются лимитированным тиражом — и только в течение года. После того, как год подходит к концу, формы разбивают. Изделия, как правило, имеют сертификат подлинности и оригинальную упаковку. По примеру датчан символические праздничные изделия в собственном дизайне начали выпускать в Германии, Франции и Англии. Кстати, тарелки с рождественскими сюжетами — ангелочками у елки и яслей с малышом были популярны в начале 20 века и среди изделий фабрики М. С. Кузнецова в Будах, что под Харьковом.
Читайте также: «Знаменитый ликерный набор „Рыбы“ можно встретить на блошиных рынках Польши, Германии и Чехии», — эксперт по фарфору Елена Корусь
— Какие работы в вашей коллекции особенно интересны?
- При формировании своей коллекции я стараюсь фокусироваться либо на редких линиях ассортимента заводов, либо на авторских произведениях. Например, замечательная работа — фигурная конфетница «Санта Клаус», созданная художником Виктором Данильчуком в 2012 году. При желании ее можно использовать и как подставку под карандаши. Собственно, отверстие шкатулки — это остроумно обыгранный художником мешок для подарков, который Санта эмоционально раскрывает, будто приглашая заглянуть внутрь.
Виктор Данильчук — в прошлом главный художник Полонского завода художественной керамики (ПЗХК). С его творчеством связан последний яркий период деятельности ПЗХК, о чем мы с художником-фарфористом Николаем Козаком рассказываем в книге об истории фарфорового дела Полонного. Оставив предприятие, Виктор Данильчук создал в собственной мастерской немало фигурок на новогоднюю, сказочную и зимнюю темы: «Девочка со снегирем» и «Снегурочка» (обе — 2012), «Дед Мороз» (2018), парные фигурки «Снеговики-теннисисты» (2019, по эскизу О. Коломиец). Они отличаются тонкой и детализированной проработкой формы, нежной подполивной росписью, методами которыми автор владеет чрезвычайно мастерски. Эти предметы пользуются большим спросом как сувениры-подарки и являются украшением многих современных коллекций.
Читайте также: Восточный гороскоп на декабрь 2023: кого ждут новые финансовые возможности, а кого — взлет в карьере
— Какова история фигурок «Символы года»?
- В конце 1980-х — начале 1990-х в обществе приобрело популярность увлечение Восточным гороскопом (где символом каждого года в 12-тилетнем цикле считается определенное животное — тигр, мышь, дракон, змея…) и астрологией. Стремясь заглянуть в будущее, люди с нетерпением ожидали прогнозов на грядущий год в соответствии со своим годом рождения или знаком зодиака. Символ года соответствовал времени рождения человека по Восточному календарю, поэтому считался хорошим символическим подарком. Находясь в сложных экономических условиях, украинские фарфоровые заводы для продолжения производства приспосабливались к потребностям рынка и откликнулись на запрос новых разновидностей новогодних сувениров, художникам давали задание разработать соответствующий ассортимент. Каждый выполнил свой образец.
Так на Сумском фарфоровом заводе появилась серия символов года Виталия и Людмилы Шевченко. Это небольшие статуэтки животных. Одна из замечательных работ, например, «Мышка».
А главная художница этого же завода Вера Сиробаба-Климко сделала собственную новогоднюю серию в виде фигурных подсвечников-зверей Восточного календаря. Гордостью моей коллекции являются четыре авторских и три тиражных подсвечника В. Сиробабы-Климко из этой серии.
Авторские экземпляры подарила мне художница, и это для меня особенно ценно. Остальные я приобрела у бывшего работника Сумского фарфорового завода, который посетила в 2012 году в связи с подготовкой диссертации о фарфоровой пластике Украины ХХ века. Тогда мне повезло: завод еще работал, я побывала на производстве, в заводском музее, в мастерской художницы.
Читайте также: «Мой пряничный домик-трансформер с выдвижными панорамными окнами — настоящее чудо», — кондитер Елена Зиберт
Фигурки в виде животных-символов года изготавливали и на фарфоровых заводах в Полтаве (Н. Ромашова), Дружковке (Н. Василенко), Тернополе (В. Горолюк)… Эти фигурки привлекательны для коллекционирования, поскольку люди всегда стремятся собрать всю серию. Однако некоторые уже невозможно найти, ведь они были созданы в ограниченном количестве.
— Интересно!
— Стоит отметить и колоритные рождественские композиции, созданные Владиславом Щербиной. Художник выбрал для воплощения народные традиции празднования Рождества. Но в советское время такие сцены воспринимались больше как театрализованные, ведь религиозное содержание было под запретом. Собственно, как и скульптуры по мотивам бессмертного произведения Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» прочитывались скорее, как иллюстрация литературного произведения.
Теперь с течением времени, когда мы открыто празднуем Рождество на государственном уровне, я рассматриваю эти образы и как отражение традиций празднования украинского Рождества: с колядниками и переодеваниями, веселыми шутками и поеданием вареников. На тему «Вечеров…» украинскими художниками была создана довольно большая галерея фарфоровых образов.
«Фарфор своей блестящей поверхностью, переливами золота и серебра на поверхности удачно гармонирует с елочными украшениями»
— А выпускалась ли в Украине праздничная посуда к Рождеству и Новому году?
- Да, но это были преимущественно лимитированные тематические выпуски. Следует вспомнить продукцию Коростенского фарфорового завода: набор столовой посуды «Коляда» (6 предметов, 2000, форма М. Трегубов, роспись В. Трегубова), чайные пары «Знаки зодиака» (автор формы М. Пилипчук, росписи Н. Пилипчук), чайно-кофейный сервиз из 15 предметов «Рождественский» (1996, форма М. Трегубов, рисунок О. Шевченко).
— Расскажите, пожалуйста, о современных рождественских фарфоровых изделиях в Европе.
- Начнем с того, что традиционным атрибутом рождественской декорации издавна был вертеп. В его состав входят фигурки Марии и Иосифа, младенца Иисуса, вол, осел и овечки, иногда ангелы. Именно вертепы долгое время составляли основной рождественский ассортимент на европейских фарфоровых заводах. И сейчас они чрезвычайно популярны. В рождественских коллекциях мануфактур вы найдете снеговиков, Санта-Клаусов, ангелов, а также музыкальные шкатулки, елочные украшения, фигурки лесных зверей. Производители предлагают красивые и рождественские тарелки и чашки с рождественскими мотивами. Особенно красивы тематические сервизы и елочные украшения (шарики, ангелы, колокольчики), подсвечники, снеговики и мишки в шубках Санты.
— Уместно ли, по вашему мнению, дарить на зимние праздники изделия из фарфора?
- Конечно, и уместно, и желательно, ведь фарфор своей блестящей поверхностью, переливами золота и серебра на поверхности удачно гармонирует с елочными украшениями и органично вписывается в атмосферу праздника. С фарфором ваше творчество в декорировании помещения не будет знать границ. Расставьте акценты на праздничном столе с помощью рождественских аксессуаров — скатерти и салфеток с рождественскими мотивами, посуды, подсвечников и фигурок. Елку можно украсить фарфоровыми шариками и шишками. Эти милые декоративные предметы гарантированно привлекут внимание ваших гостей.
Читайте также: «Хрусталь из бабушкиного серванта прекрасно сочетается с современной посудой», — дизайнер интерьера Татьяна Денисенко
Ранее «ФАКТЫ» писали, что исследовательница истории стекла Елена Тахтай советует сервировать стол посудой из бабушкиных сервантов не только для красоты, но и ради здоровья, ведь она экологически чистая.
На фото в заголовке тарелка с изображением совы (1974, Датская королевская мануфактура) — изделие, с которого стартовала праздничная коллекция Елены Корусь
Фото из альбома Елены Корусь
1965Читайте нас в Facebook