«Российская шпионская сеть охватывает половину земного шара»: Руслан Шарипов об агентах разведки врага и противодействии им
Популярный ведущий, сценарист и продюсер Руслан Шарипов выпустил очередной фильм-расследование о влияющей на мир российской пропаганде. Документальная лента «Російський спрут. Як Кремль впливає на світ» (2+2) стала одним из подтверждений многочисленных фактов создания фейков и негативного влияния на людей за границей относительно Украины. По словам Руслана, такие фильмы помогают понять, как именно враг влияет на восприятие людей.
В эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» Руслан Шарипов рассказал об агентах российской разведки, донских казаках и Николае Гоголе.
«Идея отмены российской культуры неэффективна»
— Руслан, «Російський спрут» — точное название для проекта, передающего весь смысл действий агентов россии. Как возникла идея его создания и такого названия?
— Идея расследования возникла сама собой, потому что мы уже знали много фактов о российском влиянии, но никогда их не собирали вместе. В свое время я занимался историческими расследованиями, потому знал, как систематически россияне действовали именно на переписку истории. А вот в современности только знал, что есть какие-то схемы российского влияния, сети российской пропаганды, но все это звучало очень неконкретно. Вот и захотелось все же копнуть глубже и узнать, почему мы на 3-й год широкомасштабного вторжения все еще слышим, что где-то в Германии все еще колеблются, давать или не давать нам Taurus, почему осенью прошлого года россияне вышли на тот же уровень продажи нефти и прибыли от продаж нефти, что и до широкомасштабного вторжения, имея нефтяное эмбарго. Все эти вопросы мотивировали при создании проекта.
Название «Російський спрут» и идею предложил мой коллега, генеральный продюсер проекта Аким Галимов.
— россия хочет лишить нас культуры, языка, без которых нация фактически не будет существовать. Появилась ли у вас в конце расследования идея искоренения российской пропаганды и культуры за пределами Украины?
— На третий год широкомасштабного вторжения видно, что идея отмены российской культуры неэффективна. Я думаю, что нужно глубже исследовать российскую культуру и показывать ее нутро, тогда что-то может сработать. Объясню. Я был в Финляндии. В Хельсинки в Национальной галерее есть несколько картин художника Ильи Репина. Десятилетиями Репин был подписан там как русский художник. Теперь там приняли решение об изменении подписи. Илья Репин в Финляндии сейчас не русский, а украинский художник. Это правильный подход — показывать, что многое из того, что считается российской культурой, на самом деле имеет другие корни. Другой пример — Николай Гоголь. Недавно мы стали свидетелями интеллектуального сражения в одном из эфиров между представительницей имперской российской идеи, российской журналистки Латыниной и украинским журналистом Виталием Портниковым. Она предъявляла Виталию Портникову, мол, почему Гоголь писал по-русски? И тот ей резонно ответил, что Гоголь писал бы по-украински, если бы ему это позволяли. И это верно. Многие крупные культурные деятели писали и творили в империи на русском, потому что другого выбора у них не было. Сегодня важно понимать, что россия использует культуру для прикрытия своих шпионов, создающих культурные дома и фонды. В фильме мы показали, как в Дании россияне организуют культурные мероприятия, где среди участников есть завербованные российскими спецслужбами люди.
— И насколько велика эта шпионская сеть в культуре?
— Она охватывает половину земного шара. Это то, что меня поразило больше всего во время работы над проектом. Мы на конкретном примере разобрали механизм, показали, как россияне влияют через культуру.
— Кроме российских культурных представительств, вы еще вспоминаете донских казаков. Какова их роль за границей?
— Деятельность российских донских казаков в Европе определяется, как деятельность общественных организаций. Ядро российских казаков за границей — это отставные полицейские и военные. Инсайдер в нашем расследовании Сергей Ажинов сказал, что это люди, которых учат быть наводчиками, информаторами в случае войны россии с Европой.
«Я бы с осторожностью относился к так называемым «хорошим русским»
— Что бы вы сказали людям, которые до сих пор отрицают вред всего российского для ситуации в нашей стране?
— Как показывает наше расследование, любой человек с российским паспортом может быть завербован сотрудником российских спецслужб. Поэтому я лично отношусь с осторожностью ко всем россиянам, и советовал бы европейцам так же поступать. Потому что сегодня ты жмешь руку своему соседу-россиянину, которого знаешь с 2008 года, он имеет семью, жену, детей, вроде хороший человек, а завтра читаешь в новостях, что он украл технологии у компании, в которой работал, потому что был завербован российской разведкой. Так же я бы с осторожностью относился к так называемым «хорошим русским».
Для меня очень показательна история, которая случилась в Берлине. Там есть такой район, где живут россияне, предки которых еще 110 лет назад бежали в Германию от большевиков. Мы приехали в этот район снимать. Там еще есть старые вывески на русском языке вроде «Магазин Россия», «Книжный магазин». Казалось бы, эти россияне живут в Германии долго, уже должны быть интегрированы в западное общество, но вот я захожу в книжный магазин и спрашиваю, есть ли у них какие-нибудь книги об СВО, а мне отвечают: «Ну, вы же понимаете, что это сюда никто не пропустит…» И я просто замер, потому что в этом ответе «хорошей русской» многое кроется. Она выражает такое сожаление, что, в принципе, они были бы не прочь закупить и продавать эти книги об СВО, которые печатаются в россии, но это не пропустят. Если бы эта продавщица имела нормальную адекватную позицию, она должна была бы сказать «Да вы что? Мы эти книги в наш магазин не взяли бы». Россиян не изменить, и к ним всем нужно очень осторожно относиться.
— Как и к их церкви.
— Россия очень долго выстраивала систему сотрудничества с «соотечественниками», теми, кто живет за границей, но является этнически русскими или имеет паспорт. И одним из главных факторов их объединения является русская православная церковь. В Вене я специально приехал на утреннюю воскресную службу в храм РПЦ, чтобы посмотреть, кто ходит в эту церковь. И мне было очень неприятно видеть там среди прочих машины с украинскими номерами. Это было тяжело воспринять. Опасно, что РПЦ идеологически подбирает еще и украинский контингент.
— Все же остаются в мире еще люди, которые сомневаются или поддерживают россию.
— Благодаря Вооруженным Силам Украины мы сдерживаем россиян на фронте. Дипломатические усилия привлекают многих союзников. Но украинцам стоит посмотреть наш фильм, чтобы осознать масштаб российского влияния и сложность борьбы не только военной, но и идеологической. Каждый украинец может приобщиться к нейтрализации опасных щупальцев российского спрута. Думаете, сам музей в Хельсинки решил поменять подпись под фамилией Ильи Репина? Просто была одна назойливая украинка, которая месяцами забрасывала музей запросами и информацией об украинских корнях художника. Музей в итоге сдался под ее напором. Так что к сопротивлению российскому спруту может приобщиться каждый.
Ранее известный автор-документалист, продюсер проектов Аким Галимов в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» рассказал о том, как спасал свою семью, простит ли он когда-нибудь россиян и когда закончится война.
Читайте нас в Facebook