В венеции украинское искусство разместилось в брезентовой палатке с коноплей и подсолнухами
Что бы вам ни рассказывали о Венеции, она все равно окажется гораздо шикарнее, чем можно себе представить. Город парадоксов, возникший на 100 остовах в Адриатическом море вопреки всему и всем, сегодня выглядит еще величественнее, чем 1000 лет назад. Говорят, из-за того, что чувствует скорое приближение конца, -- Венеции вот уже несколько десятилетий пророчат затопление. Может быть, поэтому именно сюда, в поисках иллюзорного вдохновения, стремятся попасть творческие натуры. Недаром до сих пор Венеция является Меккой для художников и киноманов. Каждый год здесь проводится кинофестиваль «Венецианский лев», каждые два -- международная художественная выставка -- Биеннале. В этом году она открылась десятого июня и продлится до четвертого ноября
Художники сравнивали украинский проект с каморкой папы Карло
Наконец-то украинское современное искусство получило возможность выставиться в знаменитом парке Жардини в Венеции на одной из престижнейших международных выставок Биеннале. Ждать этого момента пришлось долгих десять лет нашей Независимости, и то благодаря стараниям отнюдь не чиновников от искусства. Известный знаток живописи, куратор многих международных выставок, директор Центра современного искусства Юрий Онух давно уже мечтал показать работы украинских художников именно на Биеннале. Правда, когда вся предварительная кропотливая работа была проведена, оказалось, что об этом мечтал не только он. На самом деле, поездке украинских художников в Венецию предшествовал громкий скандал. Суть его сводилась к тому, что, мол, Онух единолично выбрал не тех, да еще и не посоветовался со «старожилами» Союза художников.
Хотя двух украинских художников, львовян Дюрича и Покальчука, рекомендовал выставить в Венеции сам главный куратор Биеннале господин Земан. Его вкус и знание современного искусства в мире считаются непререкаемыми. Увы, за несколько месяцев до выставки в Венеции Союз художников Украины, пользуясь поддержкой Министерства культуры, решил, что нашу страну должны представлять художники Раевский, Завадов, Тистол, Панич, Мелентий и Соломко. Куратором украинской экспозиции стал Валентин Раевский. Правда, до последнего момента не было известно, где именно в Венеции будет проходить выставка украинских художников. Но, как оказалось, не это было главным
Для мировой тусовки художников, которые каждые два года стремятся попасть в Венецию, это действительно оказалось не главным. Потому как многие вообще не заметили присутствия Украины на Биеннале. Увы По «хитрому» замыслу организаторов украинского проекта, выставка нашей страны размещалась ЗА воротами Биеннале. В прямом смысле. Недалеко от общественных туалетов.
В военной брезентовой палатке зеленого цвета разместилась коллективная композиция -- инсталляция украинских художников, подобную которой можно увидеть в любом ресторане украинской национальной кухни. Знаковых элементов было два -- Чернобыль и подсолнухи. Правда, художники говорили, что был и третий -- конопля. С тыльной стороны палатки на шести мониторах все время показывали проекты художников -- участников выставки. Все они были созданы в других местах и по другим поводам. На что Арсен Завадов заметил, что украинский проект сродни небезызвестному очагу в каморке папы Карло. Дескать, за нарисованным холстом-панорамой скрывается то подлинное, настоящее, что и символизирует современное украинское искусство. Жаль только, что немногие посетители палатки додумывались глянуть в противоположную сторону
За бокалом шампанского в парке Жардини раскручиваются новые имена художников
На самом деле, попасть на Биеннале в Венецию для художника считается отличным стартом в карьере. На многочисленных тусовках во время открытия павильонов разных стран за бокалом шампанского заключаются сделки, делаются заманчивые предложения, раскручиваются новые имена. Если бы не было Биеннале, его надо было бы придумать, потому как более презентабельной тусовки художников в мире не найти. Недаром Россия, завладевшая после развала Союза огромным особняком в Жардини, посылает в Венецию только самых-самых. Конечно, любой стране участие в смотре современного искусства влетает в копеечку, причем не только государственную, но игра стоит того.
В этом году в Венеции на 49-м Биеннале были экспозиции более чем шестидесяти стран мира. Большинство из них имеют собственные павильоны на территории парка Жардини. Страны сами платят за ремонт и содержание этих павильонов. В основном это одно-двухэтажные особняки или обширные выставочные залы. Однако самая представительная и презентабельная выставка проходит в Арсенале, расположенном недалеко от парка. Ее куратор -- сам Харальд Земан. Кстати, это его последнее Биеннале. Знаменитый куратор, которому уже исполнилось 67 лет, решил отойти от дел. Поэтому к своей последней выставке он отнесся с большим трепетом. Сам в течение года выбирал лучших художников из разных стран мира, чтобы лично пригласить их в Венецию. Украину представляли фотограф Виктор Марущенко и художник Александр Ройтбург.
Юрий Онух: «В международном плане мне кажется, что лучше будет, если все побыстрее забудут о присутствии Украины на Биеннале. Мне до сих пор задают вопросы об украинской презентации, просят объяснить, что это такое. Все очень просто -- наш проект находится вне какого-либо контекста вообще. Даже ирония, которую, может, авторы проекта и вложили в него, не сработала. Нашу палатку, как нашу действительность, приняли всерьез.
С точки зрения искусства подобный проект -- самоубийство для художников. С позиции страны -- провал. И если сейчас об этом не говорить, то следующее участие в Биеннале будет таким же. Выход только один -- подготовкой к выставке такого уровня должны заниматься только профессионалы от современного искусства »
В павильонах можно было лежать на кроватях и подтягиваться на брусьях
Биеннале называют фестивалем искусства. Современного. Нынешняя выставка перещеголяла все 48 предыдущих. Живописи как таковой не было вовсе. В основном современные технологии -- видео, компьютерные штучки. Даже японцы, приверженцы традиций, поразили своим залом, украшенном по кругу огромными фосфоресцирующими буквами -- логотипом Макдональдса. В павильонах можно было лежать на огромных кроватях, валяться на матах, пробираться сквозь туннели, подтягиваться на брусьях. Посетители должны принимать живое участие во всех художественных проектах. Аргентинцы придумали бассейн без воды, попадая в который, ощущаешь себя погруженной в водное пространство. Чудеса! Кстати, главный приз Биеннале, «Золотого Льва», получил павильон Германии, именно тот, где посетители могли показать свое умение пользоваться спортивными снарядами и преодолевать препятствия.
Искусствовед Алексей Титаренко: «Меня поразило, что в этом году на Биеннале практически не было звезд мирового искусства. Только молодые художники, незнакомые имена. А ведь показ в Венеции -- это законодатель моды в современном мировом искусстве. Именно отсюда пошел поп-арт, который в 1964 году показал на Биеннале американец Раушенберг. Очень важно участвовать в венецианском смотре. Весь мир это делает. И, к сожалению, я все время ловил себя на мысли, что мне неловко признаваться, что я из Украины. После нашей презентации. Особенно нелепо смотрелась брезентовая палатка в праздничной, шикарной Венеции. То, что предложили наши художники, -- это настоящая «кабаковщина». Российский художник Кабаков делал такие же проекты на крупных международных выставках, но 15 лет назад! Все это уже устарело и отдает провинциальностью. И тем не менее я приехал из Венеции полный энергии и считаю, что нам необходимо уже с осени заниматься подготовкой к следующему Биеннале. Правда, на этот раз проводить открытый демократический конкурс проектов »
Директор галереи «Ирена» Ирина Осадчая: «Побывав на Биеннале, я еще раз убедилась, что куратором проекта такого уровня должен быть независимый человек, эксперт-искусствовед или галерист. А поскольку Украина достаточно долго была в замкнутом пространстве, нам, может, стоило бы пригласить куратора из-за рубежа. Многие участники Биеннале так и делают. Поэтому, может, и не стоило нам вообще выставляться в этом году, а подождать еще два года Что меня больше всего поразило на Биеннале? Пожалуй, высокий уровень экспозиций азиатских и латино-американских стран »
Явным любимцем зрителей на Биеннале стал павильон Кореи. Особенно один его зал, полностью занятый серебряной кольчугой, полы которой покрывали весь пол и выходили за пределы павильона. Впрочем, Венецианский Биеннале как раз из разряда тех впечатлений, которые невозможно передать. Это надо видеть. Впрочем, как и любое искусство вообще
В центре Венеции кофе может обойтись в семь долларов
Венецианцы уже давно привыкли к тому, что раз в два года их город завоевывают художники, искусствоведы, кураторы и просто богема со всего мира. Правда, Венеции грех жаловаться на отсутствие внимания. Например, для жителей Вены самый изысканный уик-энд -- выпить чашку кофе в Венеции. Добраться туда на машине из столицы Австрии можно за пять часов. А уж кафе в Венеции на каждом шагу. Правда, кофе может вам вылиться в копеечку, если вы, например, решите выпить его на центральной площади Сан-Марко. Семь долларов стоит махонькая чашечка ароматного итальянского кофе, который непременно подают со стаканом воды. Зато тогда можно посидеть в плетеном кресле посреди одной из самых красивых площадей Европы, заказать к кофе изысканное итальянское лакомство «Тирамису» и под звуки оркестра предаваться мечтам. Например, о Казанове, который, кстати, был заточен в Венецианскую тюрьму. Или об Отелло, которого Шекспир поселил в одном из красивейших дворцов Венеции Ка д,Оро. Творческие люди всегда питали слабость к этому городу. Лорд Байрон слагал о Венеции стихи, гениальный Верди именно здесь ставил премьеры своих опер. Великие Стравинский и Бродский завещали похоронить их на острове близ Венеции. Там же находится и могила Дягилева.
Кстати, об островах. Их вокруг Венеции великое множество. Самые знаменитые -- Мурано, где выдувается изысканное муранское стекло, и Лидо, где проходит международный кинофестиваль «Венецианский Лев». Последний -- тихий курортный городок с шикарными виллами, каждая из которых непременно должна иметь название. Звездные гости Лидо живут в роскошном отеле прямо на берегу Адриатики. Из апартаментов можно лифтом спуститься на пляж с золотым песком и роскошными кабинками под соломенными крышами, аренда которых стоит сто долларов в день. Венецианцы позволить себе такого удовольствия не могут, поэтому загорают на «диком» пляже Лидо. Впрочем, венецианцам некогда загорать
В Венеции нет ни одной больницы
Жители Венеции -- люди очень трудолюбивые. Правда, не с двенадцати до трех дня. В это время у них сиеста. Отдых. Все лавки, магазины, базарчики закрываются, город почти вымирает. Открыты только сувенирные лавки. Остаются одни туристы и, конечно же, гондольеры. Говорят, еще в начале века по Венеции плавали разноцветные гондолы. Но потом вышел приказ перекрасить длинные лодки в черный цвет. Правда, и при этом однообразии цветов гондольеры пытаются отличиться внутренним убранством лодок -- ярко-красными сиденьями или вычурными фигурками на носу гондолы. Понятное дело, услугами гондольеров пользуются только туристы. Удовольствие не из дешевых. Час катания на гондоле стоит сто пятьдесят долларов. Лодка рассчитана на шесть человек. Вот и делите. Очередь прокатиться на гондоле не стоит. Но если вы уже решились выложить денежки, можете заказать лодку с музыкантом, аккордеонистом. И под звуки музыки плавать по многочисленным каналам Венеции, которые соединяют 400 мостов. В это время мимо вас будут пролетать моторки местных жителей или тихо двигаться вапоретто -- речной трамвайчик, которым и пользуется большая часть жителей города и туристов.
Главная улица Венеции -- Большой канал. Днем это шумное место, вдоль берегов которого располагаются многочисленные ресторанчики. Ночью -- громада старинных дворцов, которые большей частью пустуют. Кстати, все дворцы на время реставрации покрываются специальной материей, на которую нанесен рисунок -- точная копия здания, каким оно должно быть после ремонта. Говорят, так же стали делать и в Санкт-Петербурге. Впрочем, жители Венеции уже не замечают красот своего города. А только следят за новыми и новыми подтапливаемыми зданиями. На первых этажах в городе практически никто не живет -- настолько там сыро. Да и молодежь стремится уехать из Венеции в близлежащий большой город Местре, где можно найти работу. Ведь в самой Венеции нет даже больницы, и, не дай Бог что, пациента срочно перевозят в Местре. Говорят, одно время мэрия города даже рассматривала проект, чтобы сделать Венецию городом-музеем. Но потом эту идею отбросили, потому что город живет, пока в нем живут люди. А что может быть приятнее, чем венчаться в одном из множества соборов Венеции, а потом возить коляску с малышом по мощеным улочкам старинного города? Наверное, только уверенность, что ты вернешься в этот город вновь и вновь
Автор благодарит фонд «Вiдродження» за помощь в организации поездки в Венецию на Биеннале.
530Читайте нас в Facebook