Главный врач столичной «скорой» Анатолий Вершигора: «В первую очередь мы отправляем наши бригады туда, где произошла авария»
Как долго тянется время до приезда кареты скорой помощи, если ты видишь, что человеку плохо, а окружающие бессильны: нет под рукой лекарств, тонометра, просто не знают, что предпринять... Десять минут (такова норма для столичных бригад) кажутся часом. Да и ситуации бывают разные — сердечный приступ, травма, которая случилась дома, авария на дороге. Кто-то перегрелся на солнце или захлебнулся в реке. Чем помочь в первые минуты, пока диспетчер «скорой» принимает вызов или реанимобиль стоит в пробке? Чего категорически нельзя делать? Обслужит ли киевская «скорая» приезжего? Какие вызовы передаются в пункт неотложной помощи? На эти и другие вопросы ответил во время прямой линии «ФАКТОВ» главный врач Киевской станции скорой помощи Анатолий Вершигора.
* - Добрый день, Анатолий Васильевич! Вас беспокоит Татьяна Ивановна из Киева. Мне 65 лет, страдаю гипертонией, бывают скачки давления до 200 единиц. Очень боюсь, что может случиться инфаркт или инсульт. Когда плохо, звоню на «скорую», но диспетчер переправляет вызов на неотложку, а она может приехать и через два, и через три часа. Это слишком долго...
— Вас можно понять. Хочется, чтобы помощь оказали немедленно. Но, судя по всему, у вас хроническое заболевание — гипертония. Значит, вы должны стоять на учете у кардиолога по месту жительства. Если давление «скачет», можно сделать вывод: либо вы нерегулярно принимаете препараты от гипертонии, либо они неправильно подобраны. Вы каждый день пьете лекарства «от давления»?
— Нет. Я только сбиваю давление, когда оно слишком высокое.
— А тонометр — аппарат для измерения давления — дома есть?
— Если мне плохо, зову соседку, и она меряет мне своим аппаратом.
— Это тоже выход, но не лучший. Если вы сами будете контролировать давление и выполнять назначения врача, «скорая» не понадобится. Диспетчер, который принимает вызов, всегда расспрашивает, что с человеком, какие симптомы, старается определить, есть ли угроза инфаркта или инсульта. Только убедившись, что пациент в сознании, а ситуация тяжелая, но не критическая, передает вызов в поликлинику на «неотложку».
У нас есть правила, которым мы обязаны следовать. В частности, вызовы «на улицу» считаются первоочередными. Например, произошло ДТП. Столкнулись автомобили, пострадали люди. Случайные прохожие вызывают «скорую». Наша бригада должна быть на месте в течение десяти минут. Мы приняли для себя такие нормы. Они ближе к европейским (там время для прибытия «скорой» до семи минут, а в России — до 30). Если пострадавших много, отправляем несколько бригад. В таких случаях без наших специалистов не обойтись. Или другая ситуация: человек потерял сознание в магазине, на остановке, в транспорте — тогда тоже выезжаем как можно быстрее.
— Значит, домой к пациенту вы ехать отказываетесь?
— Нет, конечно. Стараемся оценить тяжесть ситуации, чтобы не ошибиться. Вызов на дому должны обслужить в течение часа. Но, сами понимаете, количество карет ограничено. Очень трудно понять, что делать, если жалобы пациентов звучат так: «Приезжайте, мне плохо». — «Что именно «плохо?» — «Вот лежу и плохо. А вы приедете и разберетесь». Такие вызовы чаще всего тоже передаются на «неотложку». При этом все контролируется: кто принял, кому передал, кто отказал, кто поехал...
* - Беспокоит Елена, киевлянка. Моей маме 75 лет, у нее «букет» болезней, в том числе диабет, соответственно, плохие сосуды. Три года назад она перенесла инфаркт. К счастью, тогда приехала очень хорошая бригада «скорой», маме сразу сделали кардиограмму и отвезли в больницу. Но я очень боюсь, что инфаркт может повториться, а врачи не успеют вовремя добраться...
— Хроническая болезнь не возникает внезапно, и с ней надо научиться жить: соблюдать диету, принимать лекарства и, если состояние ухудшилось, воспользоваться препаратами для «особых случаев», которые подобрал врач. Не справляетесь — вызывайте «неотложку», не ждите критической ситуации. Ведь у хронических больных симптомы обычно нарастают постепенно, а не за несколько минут. Сейчас жара, от которой особенно страдают сердечники, гипертоники. Врачи рекомендуют даже менять дозировку препаратов, потому что они по-другому действуют при такой высокой температуре воздуха. Но самому что-то менять нельзя.
* - «ФАКТЫ»? Это Сергей из Киева. Сейчас все жалуются на жару, а у нас в коллективе сотрудники уже успели перенести грипп и ангину. Болело горло, поднималась высокая температура, которую невозможно было сбить. Говорят, в Киеве ходит какая-то инфекция, и очень многие болеют, да еще с осложнениями. Так ли это?
— Летом тоже часто возникают вспышки респираторных инфекций. Недавно действительно прошла волна таких заболеваний: с высокой температурой, катаральными явлениями, иногда даже с кишечными проявлениями. Говорили, что это ротавирус. Но я не видел официального подтверждения. Заболевание проходило с гипертермией (повышен-ная температура тела), болями в горле, в мышцах.
— При какой температуре тела надо вызывать скорую помощь?
— Ежедневно температурит примерно каждый десятый житель страны, и если бы мы выезжали на все эти случаи, то не смогли бы помочь тем, кто в этом действительно нуждается. Повышенная температура — симптом многих заболеваний. Не рекомендуется снижать температуру, если она не поднимается выше 38,5 градуса, а состояние при этом не нарушено. Повышение температуры — защитная реакция организма. Случается, пациент преувеличивает симптомы, называя диспетчеру более высокую температуру 40,2 градуса вместо реальной 37,5. Врачам приходится разбираться уже на месте. Но не будешь же перевоспитывать взрослого человека.
Конечно, к температурящему ребенку надо вызывать педиатра, ко взрослому — врача из поликлиники, чтобы он послушал, нет ли хрипов в легких, посмотрел горло. Поводом для вызова «скорой» могут быть лишь сопутствующие температуре симптомы: судороги, потеря сознания, невозможность снять очень сильный жар или нестерпимую головную боль. Бывает, пациента необходимо срочно госпитализировать в инфекционное отделение с подозрением на менингит. Здесь действительно нельзя медлить.
* - Добрый день! Звонит Евгения, Киев. У дедушки онкозаболевание, но он находится дома. Сейчас у него начались боли, и мы не знаем, куда обратиться.
— В поликлинику по месту жительства. Если у вашего дедушки нет справки об онкозаболевании, надо обратиться к онкологу или семейному врачу, чтобы они назначили обезболивающие препараты. Принцип хосписной терапии заключается в том, что пациент не должен испытывать боль. И мы его придерживаемся. Но если «скорую» вызывают к онкобольному, которому не прописали и еще не вводили наркотические обезболивающие, наши врачи не имеют права это делать. Стараемся снять боль другими эффективными препаратами.
* - Здравствуйте! Беспокоит Анастасия. Я прописана в Луганской области, но сейчас живу и работаю в Киеве. Снимаю квартиру. Если придется вызывать «скорую», не откажут ли мне по той причине, что я не киевлянка?
— Не откажут. Нам все равно, есть ли у вас прописка. Но вам надо с документами обратиться в поликлинику по месту жительства в Киеве, зарегистрироваться и выбрать себе семейного врача. Вас поставят на учет, заведут карточку (она стоит десять гривен). Деньги за регистрацию вы не обязаны платить, разве что предложат добровольно внести благотворительный взнос.
Сейчас в поликлиниках проходит акция «Выбери себе семейного врача». В лечебных учреждениях должны висеть плакаты с данными, где учился врач, какая у него категория. Чем больше пациентов обслуживает такой специалист, чем лучше его репутация, тем выше и заработная плата. Но чтобы предоставлять качественную медицинскую помощь, надо всех нас сосчитать.
По данным статистики, в Киеве проживает 2 миллиона 800 тысяч жителей, а реально, если учесть потребление воды, продуктов питания, работу ассенизационных служб, — 4,5 миллиона. Значит, и бюджет городского здравоохранения надо рассчитывать, исходя из этой цифры. Бюджет службы «скорой помощи» — тоже. Тогда не будет нареканий на то, что мы не успеваем всех обслужить, что у нас старые автомобили без кондиционеров. В них мы везем пациентов с сердечным приступом, с инсультом, с политравмой... Я уже не говорю о том, как тяжело целую смену трудиться в таких условиях нашим врачам, фельдшерам, водителям. К слову, к концу года для Киева собираются приобрести 85 современных реанимобилей. Очень на это надеемся.
Просматривая список вызовов за сутки, я иногда прихожу в ужас, настолько нелепыми и трагическими бывают ситуации. Многие из них можно предупредить. Например, ребенок стал на окно и спланировал вниз на москитной сетке. Такое происходит все чаще. Во многих странах родителей обязали ставить на окна решетки, если в семье есть маленькие дети. На днях мужчина выбросился с балкона — хотел покончить с собой, так как дети и внуки уделяли ему мало внимания.
* - Здравствуйте, это Владимир, киевлянин. Недавно был свидетелем такого случая: на пляже в районе Гидропарка мужчине стало плохо — задыхается, побледнел, обмяк. Пока вызывали «скорую», люди начали спасать человека. Но делали это как-то неправильно — давали таблетки, какие у кого были... Правда, врачи приехали быстро и забрали мужчину в больницу. Как, по вашему мнению, до этого должны были действовать окружающие?
— Трудно сказать заочно, что произошло с этим человеком. Его прежде всего надо было перенести в тень или сделать над ним легкий навес, то есть защитить от солнца. Кроме того, обеспечить доступ воздуха, обмахивать. Также — протереть лицо и шею влажным полотенцем, напоить водой. Признаки теплового удара: нарушение дыхания, сердцебиения, бледность. А вот таблетки давать опасно, пока не измерили артериальное давление. Если оно упало, гипотензивные препараты ухудшат ситуацию. Подходят разве что сердечные капли.
Сейчас все пляжи в районе Киева официально закрыты, так как вода очень теплая, в ней быстро размножается опасная микрофлора. Но вызовы с пляжей продолжают поступать. Отправляясь на речку, надо учитывать опасность теплового или солнечного удара. Бывают травмы ныряльщика. Правда, сейчас они происходят гораздо реже благодаря усилиям прессы, предупреждениям врачей. При такой травме надо аккуратно уложить человека, стараясь не сдвинуть шейные позвонки, и ждать приезда «скорой». Того, кто тонул, необходимо вытащить, освободить рот и легкие от воды (положить на колено лицом вниз, вытащить язык), затем начать делать искусственное дыхание, массаж сердца. Важно проверить пульс на шее, на сонной артерии. Нет смысла искать его на руке, так как здесь мы зачастую ощущаем биение собственного сердца. Также нужно оценить состояние зрачков: они должны сужаться, когда вы поднимаете веки, то есть реагировать на свет.
— Были случаи, когда скорую помощь вызывали к человеку, который сильно обгорел на солнце?
— Нет, но есть много звонков на службу 1583 с вопросом, что делать в такой ситуации. Мы рекомендуем только холод (в качестве местного обезболивания) — прохладный душ, в помещении прохладный ветерок. Можно принять обезболивающее. Надо побольше пить, чтобы снять явления ожоговой болезни, потому что такое обгорание — это, по сути, ожог I степени. Ни в коем случае нельзя намазываться сметаной, кислым молоком.
Если нет аллергии, можно применить противоожоговые аэрозоли, например, пантенол. Чтобы не обгореть на солнце, важно соблюдать известные правила: загорать дозировано, в утренние и вечерние часы. Особенно следует оберегать детей. Днем нельзя работать на солнце.
* - Прямая линия? Беспокоит Аркадий Петрович из Симферополя. Я водитель со стажем и вижу, как стремительно растет число тяжелых ДТП. Раньше нас учили оказывать первую помощь пострадавшим. А сейчас, когда права покупают, во время аварии юнцы не могут помочь ни себе, ни другим. И еще: когда-то в аптечке водителя были обезболивающие препараты. Теперь они исчезли из списка. Почему?
— Считается, что лекарства может давать только врач. Действительно, в аптечках нет ни шприц-тюбиков, ни таблеток для обезболивания. Хотя обычный анальгин может предупредить болевой шок. На ДТП, которое произошло в городе, «скорая» выезжает максимально быстро. К месту аварии на трассе нереально доехать в считанные минуты, поэтому люди погибают от боли, от потери крови.
Если кто-то случайно оказался на месте происшествия, первое, что он должен делать, это говорить с пострадавшим, не дать ему потерять сознание. Вызывая скорую помощь, важно точно сказать, что случилось, сколько пострадавших, оценить их состояние. Если у пострадавшего кровотечение, надо попытаться его остановить: наложить давящую повязку или просто передавить рукой сосуд. Но если человек долго был привален, придавлен чем-то, его нельзя сразу освобождать, иначе разовьется синдром длительного сдавления: продукты распада из сдавленной конечности попадут в кровь и приведут к шоку. Врач в подобных случаях сначала наложит жгут, поставит капельницу, а затем освободит руку или ногу.
— А МЧС вызываете вы?
— По инструкции при вызове на ДТП, где есть пострадавшие, мы сразу отправляем сообщение в МЧС, милицию, прокуратуру. Кто первый приедет — тот начинает оказывать помощь.
* - Добрый день. Это Вера Николаевна из Херсонской области. Сейчас по телевизору часто показывают людей, которые пострадали от укусов пауков или змей. Есть ли противоядие?
— Каждый год фиксируют несколько случаев, когда змеи и пауки нападают на людей. В Киеве это случается реже, чем в Херсонской области или в Крыму. Раньше врачи «скорой» и реаниматологи пользовались антидотами, то есть противоядиями. Сейчас эти препараты практически не закупаются: они имеют небольшой срок годности (лишь год), у них достаточно высокая цена, и не факт, что препарат понадобится. Поэтому по инструкции мы сейчас проводим только посиндромную терапию. Общие же рекомендации такие: не дать яду всосаться (обложить место укуса холодом), наложить жгут выше места укуса, принять противоаллергические препараты и вызвать «скорую». Наши врачи могут поставить капельницу, чтобы снять общую интоксикацию, поддержать сердце, нервную систему с помощью препаратов, и госпитализировать.
— Надо ли отсасывать яд?
— Думаю, это невозможно, так как из ранки можно извлечь разве что незначительную долю вещества. Но эта капля, попав на слизистую рта, быстро всосется в кровь и тоже может вызвать какую-то негативную реакцию, даже аллергическую.
— А что делать, если укусила пчела или оса?
— Удалить жало, принять антигистаминный препарат. Из народных средств неплохо действуют чесночная кашица, измельченная петрушка, которые накладывают на место укуса. Но если развивается сильный отек или анафилактический шок, вызывайте «скорую».
Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»
2296Читайте нас у Facebook