Накануне Троицы наши предки поминали воинов, погибших за родную землю
8 июня мы будем встречать один из самый больших духовных праздников — Троицу. Это торжество всегда приходится на воскресенье, так как согласно церковному уставу отмечается на пятидесятый день после Пасхи, поэтому называется еще и Пятидесятницей.
В традициях празднования Троицы тесно переплелись христианские убеждения и языческие обряды наших предков. Так, в Духову субботу (в этом году 7 июня) люди обязательно посещали церковную поминальную службу. После панихиды всем миром шли на могилы воинов, погибших за родную землю. Возлагали цветы, зажигали свечи, молились за упокой душ героев. Кроме того, существовало поверье, что Троицкая суббота — это единственный день в году, когда можно молиться за самоубийц, людей, умерших некрещеными, а также за пропавших без вести.
Помянув усопших, наши предки отправлялись в лес или поле — отнести гостинцы… русалкам. В старину люди верили: если на Троицу не задобрить мавок, они могут погубить посевы и оставить девушек без женихов.
Главным праздничным блюдом была… обыкновенная яичница
Праздник Троицы овеян поэтичными легендами. Когда-то бабушки рассказывали своим внукам: «В цей день Бог створив землю, та засiяв її усякою зеленню…» А еще существовало поверье, что в начале лета Христос отправился в странствие вместе с апостолами Петром и Павлом. По дороге они втроем сели отдохнуть в тени раскидистого дерева, в память об этом, дескать, и начали отмечать Зеленый праздник. Старые люди говорили о Троице и так: «Сорок днiв по своєму воскресiннi Iсусик ходив землею. По сороковiй днинi вознiсся на небо. А коли вознiсся, то на апостолiв Дух Святий опустив, аби мали вони велику силу. В час, коли сходив Дух Святий, землею розливалася благодать, вiд якої розбуянювалась усiляка зелень. Сталося усе те у недiлю Божу. I вiдтодi вона iменується Зеленою…»
Как бы там ни было, но на Троицу полагалось веселиться. Кроме того, поскольку через неделю после праздника начинается Петров пост, наши предки наедались мясных и молочных продуктов. Правда, главным праздничным блюдом была… обыкновенная яичница. Готовили ее девчата накануне Троицы, в субботу утром, чтобы после панихиды раздать угощение бедным людям. Кроме яиц, в корзинки для нуждающихся клали сало, калачи и специальные троицкие коржики. Выпечки на Зеленую неделю делали много, хозяйки готовили сдобные булки, пирожки, бабки, блинчики и вареники с ягодной начинкой. Всеми вкусностями одаривали родственников, кумовьев и просто одиноких и бедных соседей. Вообще, считалось большим грехом забыть в такой праздник о сиротах, больных и нищих. За скупость Господь карает неурожаем, говорили наши предки.
Обязательный атрибут Троицы — травы, ветки и цветы. За зеленью всей семьей ходили в субботу. Украсить хату и подворье нужно было до захода солнца, поэтому трудились и взрослые, и дети. По церковным канонам зеленый цвет — символ живительной силы Святого Духа. Поэтому к Троице листьями украшали не только дома, но и церкви. С давних времен наши предки считали: многие травы защищают человека от злых духов, русалок, которые в начале лета пробуждаются и всячески стараются навредить людям. Чтобы помешать нечисти, нужны травы-обереги: чабрец, полынь, любисток и, конечно же, аир. Зелень рвали с особыми благодарственными словами. Ведь она была для людей живой, «бо i в нiй Господня душа є». Набирали в этот день трав и знахари, чтобы на весь год хватило для приготовления целебных отваров и настоек.
На Троицу дом украшали ветками клена, липы, ясеня, березы, ольхи или тополя. Вербу не ломали, так как она уже заплатила «дань» в Вербное воскресенье. Срезанные ветки прикрепляли на двери, ставни, ворота, заборы, загоны для скота. Полы везде выстилали аиром, полынью и чабрецом. На подоконниках и столах расставляли кувшины и горшочки с пионами, лилиями, фиалками. Особенно нарядно старались украсить святой угол: на полки под иконами клали васильки и мяту, между образами вешали маленькие веночки, а сами иконы обрамляли новыми рушниками. Стол покрывали белой вышитой скатертью и клали в центре самый большой свежеиспеченный калач.
Блинчики, запеченные с черешней и вишней
Для приготовления теста потребуется: 120 г муки, 1 стакан молока, 1,5 ст. ложки сахара, 3 яйца, 2 ч. ложки соли. Для фарша: 500 г черешен и вишен, 80 г сахара, 2 ст. ложки молотых сухарей, 0,5 ч. ложки корицы. Для заливки: 4 яйца, 0,25 л молока, 3 ст. ложки сахара. Из муки, молока, яичных желтков, соли и сахара замесить тесто. Белки взбить и добавить в массу. Блинчики обжарить с двух сторон. Черешни и вишни, удалив косточки, смешать с сахаром, сухарями и корицей. На каждый блинчик положить ягодный фарш, свернуть рулетом и уложить на смазанный маслом противень. Яйца взбить с молоком и сахаром, полученной смесью залить блинчики и печь в духовке 15—20 минут. При подаче можно посыпать сахарной пудрой с добавлением ванили.
Дом и подворье оставались озелененными целую неделю — до начала Петрова поста. Предки верили, что в этих ветвях прячутся души умерших родственников, которые тоже защищают семью от разных напастей. Троїцьке зiлля не выбрасывали и после праздников. Травы сушили и использовали для приготовления целебных чаев, а также отваров, которыми лечили от недугов и мыли волосы.
Девушки пытались увидеть свою судьбу в озере, «де мавки купалися»
Утром на Троицу, люди нарядно одевались и, дождавшись радостного звона церковных колоколов, отправлялись в храм. Дiвочий вiк короткий, поэтому незамужние красавицы, чтобы показать себя, надевали лучшие наряды и украшения: расшитые бисером вышиванки, коралловые бусы, дукаты, богатые венки из цветов и ароматных трав. Девушки держали букетики из полыни, мяты и барвинка с тройной свечой посередине, огарок которой потом не выбрасывали, а хранили как оберег.
После службы начиналось настоящее веселье. Молодежь собиралась возле церкви, у вкопанного в землю высокого деревянного шеста, украшенного ветками и цветами, — «явора». Парни и девушки с песнями водили вокруг него хороводы, шутили, играли в забавные игры. Развлекались молодые люди всю Зеленую неделю. Например, на Киевщине парубки взбирались на липу и срезали с нее верхнюю ветку. Считалось, что, если сделать из этого дерева сопилку, ее звук не позволит нечистой силе погубить юношу, заманив в лесную чащу. А в западных регионах Украины на Троицу молодые люди выбирали себе невест: тот парень, который хотел жениться до Покрова Богородицы (14 октября), должен был бросить маленькое зеркальце… за пазуху своей избраннице.
Девчата, которые хотели поклясться друг другу в вечной дружбе, плели общий венок и привязывали к нему крест. Затем вместе брали венок, одновременно прикладываясь губами к кресту. После такой церемонии между подругами не могло возникнуть никаких недомолвок, ведь теперь ссоры считались большим грехом.
У людей семейных были свои праздничные хлопоты. Так, после службы они вместе со священником отправлялись по дворам кропити криницi. Те, кто желал, чтобы ему освятили еще и хату, оставляли у ворот на столике хлеб и соль. Особый обряд был связан с молоком, выдоенным на Троицу. Часть молока женщины давали собакам, щоб тi вигавкували людську злiсть. Остальное глава семьи разливал на дороге, по которой коровы ходили на пастбище, считая, что это убережет скотину от всякой нечисти.
А еще люди верили, что в течение недели после Троицы по земле ходят русалки. Их главным днем был Зеленый четверг. В этот день запрещалось работать, ведь если мавки увидят кого-нибудь в поле, обязательно обидятся и уничтожат посевы.
Поскольку трудиться в Зеленый четверг не полагалось, народ предавался веселью. Замужние женщины отправлялись в шинок, куда через некоторое время подходили их мужья, чтобы вместе закусить, выпить, спеть и потанцевать. Ходить парами было опасно: русалки позавидуют семейной идиллии и погубят одного из супругов.
А в пятницу женщины устраивали особую постирушку: хозяйка собирала все сорочки мужа, пересыпала их золой, а потом тщательно выбивала и выполаскивала. Этот ритуал должен был отбить у мужа охоту заглядываться и на русалок, и на других женщин.
Надо сказать, что особенно боялись мавок девушки. Они носили для потусторонних красавиц в лес подарки: венки, яичницу и хлеб, чтобы русалки у них женихов не забрали. С собой нужно было взять травы-обереги: чеснок, любисток и полынь. Самые смелые девушки решались на особое гадание «на долю»: до восхода солнца подходили к озеру, «де мавки купалися», и заглядывали в воду, пытаясь увидеть в ней свою судьбу.
Кстати, по народным поверьям, русалки существуют разные — их 27 сестер, и у каждой свое имя. Есть русалки водяные, горные, лесные, полевые… Щекотуньи — это души девушек, которые умерли зимой. На Гуцульщине мавок называли нявками (от древнерусского слова «навь» — мертвец). Их представляли красивыми девушками, которые живут в горах и заманивают молодежь, чтобы защекотать до смерти. В центральной части Украины нявками считали маленьких детей, которые умерли, не приняв крещения. Только на Троицу малышей можно освободить от власти злых духов. В этот день души младенцев просят о крещении. И если христианин услышит детский голос, то должен сказать: «Iван та Марiя! Хрещу вас в iм’я Отця i Сина i Святого Духа. Амiнь». Тогда ангелы подхватят душу младенца и унесут ее на Небеса. Народная молва утверждала, что нужно успеть окрестить дитя до семилетия, иначе ребенок навсегда останется русалкой.
Провожали русалок в понедельник после Зеленой недели. Девчата надевали венки, шли в лес и пели:
«Ой проведу я русалочку
до бору,
А сама вернуся додому.
Рано, рано!»
После проводов можно было купаться в речке или озере, не боясь, что русалки утащат под воду.
В этом году Петров пост продлится чуть меньше месяца
Праздничная неделя — сплошная: нет поста в среду и пятницу. А с понедельника, 16 июня, начнется Петров пост (Петрiвка), который, кстати, считается не слишком строгим. Конечно, мясные, молочные продукты и яйца есть запрещается. Зато мирянам разрешено ежедневно употреблять вареную пищу с растительным маслом, а в выходные дни — и рыбные блюда (по монастырскому уставу пост более строгий). Позволяется есть рыбу и 7 июля — на Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а также в дни поминовения великих святых и в престольные праздники.
Послабление в посте, видимо, связано с тем, что в старину самое голодное время приходилось как раз на начало лета: прошлогодние запасы у селян уже исчерпаны, а плодов нового урожая еще нужно дождаться. Хозяйки сокрушались: «Як олії нема, то шабаш!» Что касается продолжительности поста, то начало Петровки зависит от Пасхи и Троицы, а заканчивается пост всегда 12 июля (в день памяти святых апостолов Петра и Павла), поэтому длится он от полутора до шести недель, в нынешнем году — чуть меньше месяца.
С Петровкой в народе тоже было связано много традиций и обрядов. Так, в первый понедельник пожилые женщины (в обряде принимали участие даже самые немощные старушки) собирались в хате какой-нибудь хозяйки, держащей корову, «наставляти Петрiвку, щоб глечики не збiгали». Посреди стола ставили пустой кувшин, украшали его венком из цветов и трав, подвязывали красным платком. Старушки выпивали по чарочке, закусывали троицкими коржиками и желали друг другу: «Дай, Боже, щоб нашi корови були дiйнi, щоб вершок хороше стояв. Щоб нашi корови на пашу ходили, наїдалися i побагату молока носили!«
4320Заливной рулет по-лугански
Для приготовления потребуется: 500 г свинины, 500 г говядины, 100 г картофельного крахмала, 4 яйца, 3 моркови, 2 л мясного бульона, 2 ст. ложки желатина, перец, соль. Свинину и говядину пропустить через мясорубку, смешать с крахмалом, добавить соль, перец. Фарш выложить на мокрую марлю, распластать, разровнять ножом, на середину положить омлет, вареную морковь и свернуть рулет. Сварить его в мясном бульоне, не вынимая из марли. Остудить, марлю снять. Украсить рулет вареным яйцом, морковкой, залить мясным желе (желатин замочить в холодной воде и оставить на время, указанное на упаковке; добавить желатин в бульон, поставить на огонь и довести до кипения, но не кипятить), поставить в холодильник.
Читайте нас у Facebook