«Убивать Сергея Есенина изначально никто не собирался: агенты ГПУ просто немного перестарались»
Споры о том, был это добровольный уход из жизни или спланированное убийство, не утихают по сей день
28 декабря 1925 года в дорогом номере ленинградской гостиницы «Англетер» (ныне «Интернационал») было найдено тело известного русского поэта Сергея Есенина. Многие годы с подачи властей, так и не проведших детального расследования обстоятельств смерти, считалось, что поэт покончил жизнь самоубийством. Сомневались в этом лишь близкие друзья Есенина, но из-за сложной политической ситуации в СССР и тринадцати уголовных дел, заведенных на скандального поэта, они не отважились публично оспаривать официальную версию.
Архивы НКВД, а затем и КГБ СССР по факту гибели Сергея Есенина и материалы всех «его» уголовных дел по сей день засекречены, однако и того, что доступно, хватило исследователям, чтобы доказать: поэт не покончил с собой — его убили агенты Главного политического управления НКВД. Этот вывод косвенно подтверждается и тем фактом, что 27 декабря 1990 года в Ленинграде в Спасо-Преображенском соборе состоялась панихида по Есенину, а как известно, церковь никогда не поминает самоубийц! Годом раньше по безвинно убиенному поэту отслужили литургию и в Москве
«Среди сверстников юного Сережу Есенина выделяло то, что в руках или под рубахой у него почти всегда была какая-нибудь книга»
Золотоволосый поэт-лирик, с полудетским наивным взглядом голубых глаз, воспевающий красоту русской природы, но в то же время неуравновешенный и даже скандальный — именно таким представляли Сергея Есенина почти все советские школьные учебники литературы. Однако в реальной жизни все было не так однозначно.
Отчаянно ненавидящий ложь и лицемерие, а к тому же действительно прямолинейный и взрывной, поэт нажил себе немало врагов — и тайных, и явных. Ему писали подметные письма, Есенина обворовывали и грабили, зверски избивали и даже неоднократно покушались на его жизнь. Но по-настоящему тяжело поэт, на деле очень незащищенный и ранимый, переживал лишь запрет на публикацию своих стихотворений и собственную бесприютность. У Есенина не было даже комнаты в коммуналке, и его вещи, документы, а главное — рукописи все время кочевали по случайным людям. Зачастую днем он просто не знал, где будет ночевать. И все это было в то время, когда стихотворения Есенина уже издавались в Англии и были там очень популярны.
Психологи говорят: все мы родом из детства. Сергей Есенин своим довольно непростым и противоречивым характером, видимо, обязан тоже своему детству. Будущий поэт родился 3 октября 1895 в селе Константинове Кузьминской волости Рязанской губернии, в крестьянской семье. Маму Сережи в доме свекрови с самого начала невзлюбили. Когда мальчику было всего три года, атмосфера в семье стала невыносимой — и молодая женщина, не выдержав, уехала из села на заработки. Сына она оставила на попечении деда — своего отца. По его настоянию в пять лет Сережа начал читать, учась грамоте по церковным книгам, а в восемь — уже писал стихи.
По свидетельству школьных учителей Есенина, «занимался он легко, как бы шутя, был одарен ясным умом, имел отличную память и по праву считался способным учеником. Также был заядлым книголюбом, и среди сверстников его выделяло то, что в руках или под рубахой у него почти всегда была какая-нибудь книга». После пятилетней разлуки с сыном мать вернулась в семью. Но сына не баловала, держала его в строгости. Видимо, именно подсознательным желанием обрести не полученную в детстве материнскую теплоту и душевность в какой-то степени объясняются многочисленные романы и браки поэта.
Первым, еще юношеским увлечением Сергея Есенина стала замужняя Анна Сардановская, работавшая учительницей в его родном селе. Исследователи предполагают, что познакомились молодые люди в 1906 году. Но их роману не суждено было развиться: Анна скончалась во время родов. «У меня была настоящая любовь. К простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней. Приходил тайно. Все рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю ее. Горько мне. Жалко. Она умерла. Никого я так не любил. Больше я никого не люблю», — писал Есенин. Скорее всего, эти строки именно о Сардановской.
Со второй Анной — Изрядновой — 17-летний поэт познакомился в начале 1913 года, придя на работу в московскую типографию «Товарищества И. Д. Сытина», где она была корректором. А в конце следующего года в гражданском браке с Изрядновой у Есенина рождается сын Юрий. Но еще через год поэт оставляет семью и уезжает в Петроград, полагая, что там у него больше шансов добиться литературного признания.
Помимо четырех браков, у поэта было много романов. Но никто так и не смог сделать его по-настоящему счастливым
Первое стихотворение Сергея Есенина (»Береза») было опубликовано в 1914 году в детском журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. А вскоре Есенин стал печататься уже под собственным именем и даже получал гонорары — 15 копеек за строчку. Он стремительно ворвался в литературную элиту Петрограда: познакомился с Александром Блоком, Зинаидой Гиппиус и другими маститыми поэтами. Сергей Городецкий даже написал рекомендательное письмо редактору «Ежемесячного журнала»: «Приласкайте молодой талант — Сергея Есенина. В кармане у него рубль, а в душе — богатство». И вскоре вышла первая книга есенинских стихов — «Радуница», его произведения печатали и другие альманахи. Более того, весной 1914 года Сергея Есенина пригласили читать стихи самой императрице. Благодаря этой «придворной» истории поэт избежал призыва на войну. А в 1917 году, по признанию самого поэта, он «был всецело на стороне Октября, но большевистскую революцию принимал по-своему, с крестьянским уклоном».
Семейная жизнь Есенина по-прежнему не клеилась. Весной 1917 года он женился на еще неизвестной молоденькой секретарше Зинаиде Райх, впоследствии ставшей знаменитой актрисой. Через год они расстались, и поэт вновь перебрался в Москву. Там он встретил американскую танцовщицу Айседору Дункан, которой с восторгом рукоплескали все театры Европы. В Советскую Россию Дункан пригласил Луначарский, предложив ей организовать собственную балетную школу в Москве. 26-летний красавец-поэт покорил 44-летнюю босоногую богиню танца (Айседора танцевала босиком, что в те времена было для публики настоящей экзотикой), и вскоре они стали мужем и женой. Однако довольно быстро за женитьбой последовал развод. А в мае 1922 года — повторное бракосочетание с Айседорой. Исколесив всю Европу, супруги отправились в Америку. В США они пробыли четыре месяца. Тамошняя жизнь произвела на Есенина настолько сильное впечатление, что он начал писать о России стихотворную пьесу «Страна негодяев».
После возвращения из США Айседора и Сергей расстались, и в 1924 году танцовщица вернулась на родину. А у Есенина было еще множество романов с известными актрисами и поэтессами, которые, если верить исследователям, так и не принесли поэту душевного умиротворения. В июне 1925 года в его жизни появилась внучка Льва Толстого — Софья. Однако очередная попытка создать счастливую семью не увенчалась успехом. Вышедшая из аристократической семьи, Софья, по воспоминаниям друзей Есенина, была высокомерной, гордой, манерной и крайне властной женщиной. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью и озорством поэта. Тем не менее именно Софья неоднократно выручала мужа из разных передряг. Например, когда в 1925 году за ним в очередной раз охотились чекисты, она договорилась о помощи с известным психиатром профессором Ганнушкиным. Тот госпитализировал Есенина в платную психиатрическую клинику Московского университета. Причем предоставил ему отдельную палату, чтобы поэт мог заниматься творчеством. А когда чекисты примчались в больницу и потребовали выдачи Есенина, профессор выдал им справку, что больной Есенин предстать перед следствием не может. В тот раз поэта обвиняли в антисемитизме, для чего намеренно спровоцировали «легковоспламенимого» поэта на хулиганские действия. Однако неоднократно «высеченный» газетами «пьяница и хулиган» стал любимцем всех сотрудников клиники, поскольку в действительности оказался скромным, по-детски застенчивым, улыбчивым и доброжелательным человеком.
После выписки из «желтого дома» Есенин собирался уехать в Англию, о чем намеками сообщал в письме своему другу. Поэтому внезапное решение поэта после больницы ехать в Ленинград выглядит по меньшей мере странным. Тем более что в Ленинграде жила его бывшая жена Зинаида Райх, которая настойчиво требовала денег на содержание их общих двоих детей, грозясь Сергею судом и арестом его гонораров в Госиздате. К слову, после смерти Есенина, пока его последняя супруга Софья Толстая улаживала формальности с оформлением тела, Райх незаконно получила все вещи поэта, его рукописи и даже доверенность на получение денег, написанную не на ее имя
Писатель Виктор Кузнецов в своей книге «Тайна гибели Сергея Есенина» утверждает, что поэт стал жертвой политической игры Сталина и Троцкого
В наше время к вопросу о смерти Есенина одним из первых обратился Эдуард Хлысталов — московский следователь, позже ставший старшим следователем милицейского главка Москвы. Когда неизвестный прислал ему два посмертных фото Сергея Есенина, опытный криминалист сразу отметил целый ряд несоответствий версии о самоубийстве.
Когда поэта вынули из петли, его волосы были взлохмачены, верхняя губа — опухшая. На снимке четко видно, что правая рука, на которой был глубокий порез и вены, и мышцы, в неестественном трупном окоченении «держалась» за трубу отопления. На лбу трупа, чуть выше переносицы — след тяжелой, как сейчас бы сказали, не совместимой с жизнью травмы, которая могла быть нанесена только живому человеку. Кроме того, под правой бровью Есенина виднелось отверстие размером с копеечную монету от проникающего в мозг ранения. По всем правилам криминалистики в подобном случае должны были провести судмедэкспертизу, однако она не проводилась и потому происхождение ранения неясно. Тысячи людей, прощавшиеся в московском Доме печати с любимым поэтом, отчетливо видели на его лице следы от этих травм. В газетах же напечатали тщательно отретушированные фотографии.
Что же касается знаменитого предсмертного стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья », якобы написанного кровью, то английские исследователи установили, что никакой крови не было и в помине. Дело в том, что поэт был правшой. А, как уже упоминалось, вена была разрезана именно на правой руке Есенина. Следовательно, писать Есенин мог только левой рукой — менее сильной. Между тем строки прощального стиха поэт выводил уверенно. К тому же крови в номере практически не было.
С точки зрения современных криминалистов практически невозможно с такой травмой руки (перерезанной веной и мышцами) сделать из короткой веревки от чемодана петлю и привязать ее к трубе отопления на высоте как минимум трех метров. Дело в том, что потолки в номере гостиницы были под четыре метра высотой, а рост Есенин составлял 168 сантиметров, но ни тумбочки, ни стола, с которого поэт мог бы прицепить веревку за вертикальную(!) трубу, в номере не обнаружили. Следы удушения от веревки на шее мертвого поэта также отсутствовали, была лишь очень слабо выраженная борозда — такие обычно остаются, когда веревку накидывают сзади и душат жертву. Более того, уже после смерти с Есенина кто-то снял черные лакированные туфли. Мало того, что жизнь отняли, так и на туфли позарились!
Кому была выгодна смерть Сергея Есенина? Почему его открыто травили? На эти вопросы десятки исследователей отвечают примерно одинаково. Еще в 1923 году у поэта начался затяжной конфликт со Львом Троцким. Он пообещал Есенину материальную поддержку в создании литературного журнала, но денег так и не дал. А когда поэт иносказательно упомянул его в своей поэме «Страна негодяев», Троцкий озлобился. Дальше — больше. Как-то в хмельной компании Есенин сказал: «Не поеду в Москву, пока Россией правит Лейба Бронштейн. Он не должен править». Услышавший эти слова информатор Главного политического управления Глеб Алексеев передал их по назначению. А шумиха вокруг имени Есенина предоставляла Троцкому прекрасную возможность показать всей стране истинное лицо русского антисемита
Как известно, после 1923 года, окончательно разочаровавшись в идеях революции, Есенин стал контрреволюционером. Но навсегда уехать из страны он не мог: во-первых, должен был заботиться о двух младших сестрах, а во-вторых, был под пристальным наблюдением чекистов. К поэту приставили некоего Вольфа Эрлиха — ленинградского поэта, который был секретным агентом Главного политического управления, о чем стало известно лишь в середине 1980-х, во времена перестройки. Кстати, в своей книге «Право на песнь» Вольф Эрлих попросил у Есенина прощения, вскоре после чего был расстрелян как враг народа.
А самой последней сенсацией в деле Есенина стало недавнее расследование петербургского писателя Виктора Кузнецова. В своей книге «Тайна гибели Сергея Есенина» он утверждает, что поэт никогда не жил в гостинице «Англетер», а оказался там потому, что стал жертвой политической игры Сталина и Троцкого. Когда в декабре 1925 года Сталин победил, Троцкий увидел в этом происки антисемитов и попросил Бухарина разведать ситуацию. И вот тут «официальный антисемит» властей Сергей Есенин пришелся очень кстати. Правда, убивать его никто изначально не собирался: агенты ГПУ просто немного перестарались
26938Читайте нас в Facebook