«Чтобы справиться с врожденным пороком сердца, врачи сделали небольшой прокол в бедре дочери и ввели устройство, закрывающее лишний сосуд»
— То, что у Вероники врожденный порок сердца, врачи заподозрили еще в роддоме, когда осматривали дочь, а точный диагноз поставили после эхокардиографии, — говорит мама девочки Марина Дудинкова из Славянска Донецкой области (на фото). — Мне объяснили: между аортой и легочной артерией ребенка есть боталлов проток (лишний сосуд), которого в норме не должно быть, из-за этого сердце и легкие не могут полноценно работать и любая простуда чревата серьезными осложнениями. Чтобы закрыть проток, дочке требовалась операция. Нас направили в Киев, где делают щадящие вмешательства без разреза грудной клетки. Прежде чем решиться на это, я много читала, искала информацию в Интернете. Все говорили одно и то же: первое время порок не проявляется, но до года его нужно устранить. Вскоре кожа над верхней губой дочери приобрела синеватый оттенок. Мы с мужем поняли, что болезнь дает о себе знать, поэтому сразу отправились в столицу.
Это было в апреле. В Славянске, где мы живем, как раз начали стрелять. На блокпостах шли проверки, выезжать было очень страшно. К счастью, видя в машине грудного ребенка, «дээнэровцы» нас не задерживали и мы без приключений добрались до Киева. Осмотрев дочь, врачи Института Амосова, сказали, что ей нужно немного подрасти, и отложили операцию на осень. Возвращаться в Славянск было опасно, и мы отправились в другой город к знакомым, жили у них до июля. Когда украинская армия освободила город, вернулись домой. В октябре дочке исполнилось десять месяцев, и ее прооперировали в Киеве.
Врожденный порок сердца девочке врачи устранили с помощью специальной спирали, которую ввели через бедренную вену, и эластичного троса чуть толще нитки.
— Методика проведения таких операций у нас хорошо отработана, — говорит эндоваскулярный хирург Национального института сердечно-сосудистой хирургии имени
Открытый артериальный проток коварен тем, что из-за неправильного тока крови у человека повышается давление в легких, это вызывает сильную одышку и может привести к развитию легочной гипертензии. Кроме того, может дать осложнение любая вирусная инфекция. Чтобы этого не произошло, порок необходимо устранить в детстве. Я хорошо помню 12-летнего мальчика, у которого давление в легких было значительно выше, чем в аорте (в норме должно быть наоборот). Он недобирал в весе и не мог подняться по ступенькам без одышки, его кожа стала синюшной. К сожалению, мы уже ничем не могли ему помочь. Для хирурга подобные случаи особенно обидны, ведь исправить такой порок, пока он еще не запущен, достаточно просто. По словам родителей, о диагнозе они узнали в первый год жизни ребенка, но тогда его ничего не беспокоило, и они решили не соглашаться на операцию. Симптомы появились уже в старшем возрасте.
— Как работает устройство?
— Механизм, который мы установили Веронике, внешне напоминает спираль и замедляет ток крови, благодаря чему кровь перестает попадать из аорты в легкие. Со временем лишний сосуд тромбируется и прекращает функционировать. Родители детей часто переживают, что организм может отторгнуть спираль или она начнет ржаветь. Подобное исключено, так как устройство сделано из качественного, гипоаллергенного и биосовместимого материала — нитинола. Во время проверки металлодетектором прибор не будет пищать. Пациентам, у которых диаметр протока превышает четыре миллиметра, мы устанавливаем немного другое устройство — окклюдер. Оно работает по похожему принципу и тоже очень эффективно.
Такой метод лечения не новый и уже десятки лет применяется в кардиохирургии. Но, к большому сожалению, в Украине детей с подобным диагнозом все еще оперируют традиционным способом — с разрезом грудной клетки. Дело в том, что стоимость спирали — приблизительно тысяча евро, а окклюдера — две с половиной тысячи долларов. Не все семьи могут это оплатить.
— Для нашей семьи это очень большие деньги, — говорит Марина. — Когда узнали, что у дочки порок сердца и увидели стоимость этих устройств в Интернете, мы с мужем стали откладывать средства на операцию. Но когда начались военные события, деньги понадобились на другие расходы. Например, вернувшись в Славянск, за многое приходилось переплачивать, ведь далеко не во всех магазинах продавали подгузники, средства гигиены, детское питание и лекарства. На это ушли наши последние сбережения. Очень не хотелось откладывать операцию только из-за того, что у нас нет средств. Одолжить деньги у друзей мы тоже не могли, ведь все наши знакомые — жители Донецкой области, у которых проблемы с финансами. Узнав нашу ситуацию, врачи Института Амосова пообещали обеспечить нас спиралью, приобретенной за бюджетные деньги. Мы очень благодарны медикам за их профессионализм и хорошее отношение
Ежегодно с врожденными пороками сердца, которые можно устранить с помощью малотравматичной операции, в Украине рождается больше тысячи детей. Раньше четверть из них обеспечивало устройствами государство. Но сейчас, когда в стране тяжелая экономическая ситуация, финансирование уменьшилось. Теперь хирурги совместно с благотворительным фондом «Сердца будущего», который работает на базе Института Амосова, собирают деньги детям на операции.
— Мы хотим в течение месяца собрать миллион гривен, что позволило бы прооперировать щадящим методом двадцать малышей, — говорит Игорь Дитковский. — Чтобы привлечь как можно больше людей к этой акции, совместно с магазином электронных гаджетов организовали первое в Украине благотворительное реалити-шоу «Частичка сердца». Ровно месяц шоумен Максим Бахматов будет с утра до вечера находиться в витрине магазина «Цитрус» в центре города и развлекать прохожих. Желающие могут бросать деньги в специальный бокс — все средства пойдут на лечение детей. В витрине также установлена камера, есть компьютер и кровать для сна. Наблюдать за жизнью шоумена-волонтера можно на нашем сайте http://futurehearts.com.ua/aktsii.html, где установлена онлайн-трансляция. Там же указаны банковские реквизиты для перечисления средств. (Об этой акции «ФАКТЫ» подробно рассказывали. — Авт.)
— По каким симптомам можно распознать врожденный порок? — спрашиваю у врача высшей категории, ведущего научного сотрудника Института сердечно-сосудистой хирургии имени Амосова Ирины Перепеки (на фото).
— Одышка, учащенное сердцебиение. Кожа вокруг рта может становиться синюшной. Обычно такие дети недобирают в весе. Сейчас благодаря современному оборудованию порок сердца определяют еще у плода, когда он находится в утробе матери. Также специалисты роддома должны внимательно осмотреть малыша, прослушать тоны сердца, прощупать пульс на ногах и в случае необходимости сделать эхокардиографию, которая точно определит, есть ли нарушение.
Мы принимаем детей и взрослых со всей Украины, исправляем пороки любой сложности. Сейчас жители Донецкой и Луганской областей остались без специализированной помощи, и поэтому очень многие приезжают к нам в институт.
Более подробную информацию о таких операциях и о том, как попасть на прием, можно узнать на нашем сайте occluder.com.ua или по телефону (044) 275−61−48.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
10094Читайте нас в Facebook