Михаил Иванов: «Отец зашел в кабинет к директору киностудии… с медведицей. А она — прыг к нему на стол!»
Фильм «За двумя зайцами», снятый в 1961 году на Киевской киностудии имени Александра Довженко, получил всесоюзную известность. Роль Свирида Петровича Голохвостого блестяще сыграл Олег Борисов, а Проню Прокоповну — Маргарита Криницына. И сегодня картина не потеряла своей актуальности и по-прежнему любима зрителями. В 1999 году на Андреевском спуске в Киеве киношным персонажам Проне и Свириду Петровичу установили памятник.
Но, увы, не каждый вспомнит имя режиссера и сценариста кинокомедии. А ведь прежде всего это его заслуга в том, что картина до сих пор не сходит с экранов. Только в 1999 году за фильм «За двумя зайцами» Виктор Иванов посмертно был удостоен Государственной премии имени Александра Довженко. Почти спустя четыре десятилетия после выхода картины!
Виктор Иванов, проживший 72 года, создал также фильмы «Приключения с пиджаком Тарапуньки», «Шельменко-денщик», «Сто тысяч», «Олекса Довбуш», «Ключи от неба», «Веселые Жабокричи», «Ни пуха, ни пера», «Снежная свадьба»…
О том, каким человеком был отец, «ФАКТАМ» рассказал сын Виктора Михайловича киевский кинооператор-постановщик Михаил Иванов, снявший фильмы «Смеханические приключения Штепселя и Тарапуньки», «Королева бензоколонки», «Эквилибрист» и многие другие.
*Михаил Иванов: «Отца мне очень не хватает» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
— Михаил Викторович, о вашем отце на киностудии ходят легенды. Говорят, как-то к ее директору он явился с медведем.
— Да, это любопытная история. Действие одного фильма происходило в лесу. Но снимали лес в павильоне. В съемках была задействована цирковая медведица Машка. И вот перерыв. Все разошлись. Остались только мы с отцом и дрессировщик, который подошел к нам и попросил: «Вы знаете, я бы хотел перекусить. Но с Машкой идти в буфет как-то неудобно. Можете с ней побыть? Не волнуйтесь, она спокойная, никого не тронет. А я быстренько — туда и обратно».
Мы согласились. А спустя минуты две прибегает из приемной секретарь и сообщает отцу, что его срочно вызывает директор киностудии. Что делать? Отказаться идти — будет скандал. Тогда отец берет поводок и с медведицей шагает к начальнику в кабинет. А я… за ним. В длинном коридоре киностудии — огромное количество людей, но при виде нас всех как ветром сдуло. Мы же направились прямо к директору. Он сидит за длинным столом. А Машка — медведица цирковая ведь. Любая тумба — сигнал для прыжка. Она прыг к директору на стол! И оказалась с ним нос к носу. Отец же невозмутимо говорит: «Вы меня вызывали? Я пришел!»
— А директор?
— Сидит, обомлев. Дар речи потерял. Но медведица его не тронула. Директор наконец пришел в себя и заявляет: «Вы знаете, разговора в присутствии посторонних не будет»… Эта история стала на киностудии притчей во языцех. Кажется, директор тогда так и не понял, специально Иванов все это срежиссировал или нет. Режиссером ведь он был действительно замечательным. Знаете, каждый раз, когда смотрю «За двумя зайцами», в жестах Прони вижу движения его рук. Он показывал, как надо, а актриса повторяла. К слову, отец снялся в фильме в эпизодической роли молотобойца.
— Виктор Михайлович не страдал от того, что вся слава досталась только актерам?
— Нет, что вы. Он знал себе цену. А слава — не то, к чему стремился. Он занимался любимым делом, и это было для него главное.
— Что в вашем доме сегодня напоминает об отце?
— Его книги, фотографии, натюрморт, где изображены хлеб, луковица, крынка с молоком… Он любил эту картину. Ведь значительная часть его жизни пришлась на голодные годы. Родился отец в 1909 году в Казатине. Это крупная узловая железнодорожная станция. К слову, после окончания профтехучилища в Бердичеве отец работал машинистом паровоза в Вязьме и даже преподавал паровозное дело. А в 23 года получил направление для поступления в химико-технологический институт.
Но, приехав в Москву, подал документы во ВГИК. И его приняли. Кино отца интересовало с детства. Учился во ВГИКе в мастерской Сергея Эйзенштейна, которого боготворил. Там познакомился с мамой. А после окончания ВГИКа получил направление в Киев. Первый фильм по сценарию отца был о железнодорожниках, но его закрыли с малопонятной формулировкой «по тематическим соображениям». И это закрытие оказалось не единственным.
Однако все неприятности скрашивались общением с такими людьми, как Александр Довженко, Борис Андреев, Петр Алейников… Удивительные личности! Вспоминается рассказ отца, как с Борисом Андреевым, который в 1938 — 1940 годах был актером Киевской киностудии, они готовили «суп палачей». В красное вино бросали вишню и другие красные ягоды, для аромата добавляли чуть водочки. Все это черпали большими ложками. И Александр Довженко с Юлией Солнцевой бывали у нас в гостях.
*Виктор Иванов прошел Сталинград, Букринский плацдарм, освобождал Киев. Закончил войну в Румынии
— Знаю, что Виктор Иванов воевал, был ранен.
— Отец прошел Сталинград, Букрин, освобождал Киев. Закончил войну в Румынии. Там получил очень тяжелое ранение. А после войны снова вернулся в кино. Но это было время малокартинья. На Киевской киностудии снимали одну-две картины в год. А жить за что-то нужно было. И отец уехал работать на Свердловскую киностудию и стал ее художественным руководителем. Затем отправился поднимать кинематограф в Прибалтике. Готовился снять первый в Литве художественный фильм. Но там у отца случился инфаркт. И в 1950 году он вернулся в Киев.
В 47 лет сделал первую свою режиссерскую работу — фильм «Приключения с пиджаком Тарапуньки». К слову, первоначально на роль Свирида Голохвостого в фильме «За двумя зайцами» планировали Юрия Тимошенко. Но он не мог оставить без работы свой коллектив. А еще роль Свирида Петровича предлагалась Николаю Гриценко. Однако Театр Вахтангова собрался на гастроли во Францию. Естественно, было немыслимо, чтобы ведущий актер не поехал. И тогда отец предложил роль Олегу Борисову и не ошибся. Гениальный актер!
— В точку попал Виктор Иванов и с Маргаритой Криницыной.
— Да, именно после этого фильма она стала известной комедийной актрисой.
— А роль отца Прони Серка блестяще сыграл легендарный Николай Яковченко.
— У отца он всегда вызывал восторг. Чудесный человек, мастер своего дела! Сколько баек с его именем связано. Как-то, хорошо приняв на грудь, Яковченко оказался… в морге. И там очнулся от холода. Явился домой, а там его портрет уже в траурной рамке. Когда родные увидели Николая Федоровича живым, «попадали».
— Многие выражения из фильма «За двумя зайцами» стали крылатыми: «Бонжур вам в вашей хате», «Мерси за комплиман», «Барышня уже легли и просять»…
— А вы знаете, некоторых фраз, которые пошли в народ, в пьесе Михаила Старицкого не было. Отец говорил: «Какое счастье, что наши киноведы и театроведы не додумались сравнить сценарий фильма с оригинальным произведением».
*За фильм «За двумя зайцами» режиссер был посмертно удостоен Государственной премии имени Александра Довженко в 1999 году — спустя почти четыре десятилетия после выхода картины
— У вашего отца было какое-нибудь хобби?
— На увлечения не оставалось времени, он ведь постоянно работал. А когда бюрократы работать не давали, говорил: «Вот жизнь собачья!» И писал для детей рассказы о собаках.
— Часто ездил за границу?
— Только однажды побывал в вояже вокруг Европы.
— Каким человеком Виктор Михайлович был в быту?
— Отец окончил профтехшколу, поэтому руки его привыкли к работе и с металлом, и с деревом. Любил возиться в саду во дворе дома: сажал деревья, цветы…
— Как одевался?
— Франтом не был. Но одевался хорошо: аккуратно и современно.
— Любимое блюдо у него было?
— Предпочитал гречневую кашу. Помню, когда я в Пирятине снимал «Королеву бензоколонки», в одном из магазинов обнаружил в продаже дефицитную гречку. Купил килограммов десять, зная, что отец ее любит. Привез. Он посмотрел: «Ты что? Неужели я обжора и все это съем?» А когда крупа закончилась, сказал: «Мог бы еще килограммчик купить».
— Машину отец водил?
— Конечно. У него был «Москвич», которым пользовалась половина студии.
— От чего умер Виктор Иванов?
— Случился второй инфаркт.
— Какое воспоминание детства, связанное с отцом, особенно дорого вашему сердцу?
— Он брал меня повсюду: на работу, в гости к знакомым… Помню, как 9 Мая 1945 года отмечали на студии. Ощущение радости было необыкновенное. Закончилась война! Мне было шесть лет. И всю жизнь этот праздник отец считал главным в своей жизни.
— Он вам часто делал подарки?
— В детстве у меня одного на нашей улице были футбольный мяч, велосипед и фотоаппарат. Причем для подарка никогда не требовался повод. Отец очень любил меня.
— Что бы вы сказали отцу сегодня, если бы он мог вас услышать?
— Его мне очень не хватает. Как-то прочел в студийной газете историю об отце, которая меня поразила. Однажды режиссер Иванов шел по студии и обнаружил папку, с которой обычно ходили творческие работники. Подумал, что там сценарий. А там оказались… пачки денег! На эту сумму можно было купить пару машин. Отец пошел в студийную диспетчерскую и по громкоговорителю объявил, что потерявшего папку просят зайти. Владелец ее, которому стало плохо, был уже в медпункте. Деньги оказались-то казенные. Забыл мужчина папку в кустах, когда решил сняться с группой экскурсантов на память о посещении киностудии. Так вот отец спас человека от инфаркта (улыбается).
Сейчас хочу издать книгу воспоминаний коллег отца о нем. Правда, денег пока нет. А еще, думаю, отец вполне заслужил, чтобы в Киеве его именем назвали одну из улиц.
2046Читайте нас в Facebook