В версию сознательного ухода Леонида Быкова из жизни не верю, — Владимир Талашко
— Леонид Быков погиб, когда ему было чуть больше пятидесяти лет, — говорит Владимир Талашко. — Однако важно то, не сколько человек прожил, а сколько лет о нем помнят после его смерти. Кто-то сказал: «Быков не умер, а улетел на другую планету, но обязательно вернется». И действительно, он возвращается к нам каждый день. Его фильмы и роли нужны и сегодня. Такие люди, как Быков, словно атланты, сегодня держат на своих плечах небо, поэтому есть высота. При этом он был человек необыкновенной скромности. Много раз я видел, как Леонид Федорович ездил в метро. Более незаметного человека или, точнее, желающего быть незаметным я не видел никогда в жизни. Скромно одет, скромно обут, но с какой душой, красотой этот человек жил, работал. Он учил всех нас быть лучше. Это могли бы сказать и Сережа Подгорный, и Сережа Иванов, и Толя Матешко… Мы все тянулись к Леониду Федоровичу.
— Вы бывали у него на днях рождения? Как он обычно их праздновал?
— Дома, с семьей — женой, дочерью и сыном. Дни рождения отмечал очень скромно. Краснеть в 50 лет, как Быков, сегодня не умеет никто. Даже дети в 15 лет!
— Какая черта Леонида Быкова вас больше всего поражала?
— Порядочность. А еще меня всегда поражало вот что: я видел перед собой старшего человека и при этом восторженного романтика, который верил в любовь, дружбу, верность…
* Владимир Талашко: «Накануне гибели Леонид Быков работал над новым фильмом и был полон надежд…». Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
— Как вы познакомились с Леонидом Быковым?
— Я еще учился, а Быков уже снимался в кино. Это были картины «Судьба Марины», «Укротительница тигров». Когда мы были мальчишками, любили смотреть фильмы, которые, быть может, сегодня у кого-то вызывают усмешки… Но, позвольте сказать: есть старые песни о главном, и есть старые фильмы о главном. Картины Быкова как раз к ним относятся. А познакомился я с Быковым, уже будучи актером студии имени Довженко, когда закончил театральный институт. Леонид Федорович тогда как раз вернулся к нам из Ленинграда. При встрече с ним многие расширяли глазища, потому что это Быков! Таких личностей у нас на студии было не так много: Николай Гринько, Константин Степанков, Иван Миколайчук, Николай Олялин, Леонид Осыка… Увы, сегодня никого из них нет. В кино есть такое выражение «уходящая натура». Это касается не только природы, но и людей. И слава Богу, что мы видим сегодня фильмы Миколайчука, Олялина, Осыки и Быкова… Это лучший подарок для нас.
— Владимир Дмитриевич, а как вам работалось с Леонидом Быковым?
— Очень хорошо. Уважая себя, он уважал и других. А это редкость. Леонид Федорович не был строгим, он был требовательным и к себе, и к нам, актерам.
— Какие эпизоды в общении с Быковым вам особенно запомнились?
— Однажды из-за того, что работал в другой картине, я опоздал на день съемки в Чернигове. Другой режиссер, возможно, снял бы меня с картины, ругал бы, а он сказал просто: «Как ты мог?» Больше ничего. Но эти его слова я запомнил на всю жизнь.
— Свою детскую мечту летать Леонид Быков воплотил в фильме «В бой идут одни «старики».
— Да, это так. С детства он мечтал летать. В то время многие мальчишки хотели стать летчиками, танкистами, разведчиками… Но закончить летное училище ему не было суждено. Быков поступил на актерский факультет Харьковского театрального института, несколько лет был актером харьковского театра. И от того, что Быков не стал летчиком, мы все выиграли. Он снял картину, которая подняла в небо многих пацанов. Фраза «Будем жить!» из фильма «В бой идут одни «старики» звучала и звучит как пароль.
Читайте также: Рустам Сагдуллаев: «Во время съемок „Стариков“ Быков научился управлять самолетом. Все трюки он выполнял сам»
— Этот фильм стал визитной карточкой Леонида Быкова. И вашей — тоже. А вы любите время от времени пересматривать его по телевизору?
— Нет. Это мало кто из актеров делает. Смотришь — и видишь сплошные свои недостатки. Только когда нужно сделать какую-то программу или концерт, используешь киноряд. И видишь: как же у Быкова все талантливо! К слову, мне довелось даже поставить спектакль «В бой идут одни «старики» на театральной сцене в Мукачево. Работая, я думал: насколько Быков был гениален, когда нас, пацанов-желторотиков, приобщил к воплощению своей идеи!
— На всесоюзном кинофестивале в Баку на главный приз претендовали две картины: «В бой идут одни «старики» Леонида Быкова и «Калина красная» Василия Шукшина. Как рассказывают, отдать Гран-при Шукшину попросил Быков со словами, что в списке, где Шукшин будет первым, он почтет за честь быть сотым. И добавил: «Ведь моя картина — это рядовой фильм о войне, а его — это настоящий прорыв в запретную зону, прорыв в сферу, о чем раньше и думать-то не позволялось». Как рассказывали коллеги Леонида Быкова, до этого лично с Шукшиным он не был знаком. А на фестивале даже стеснялся к нему подойти.
— И это еще раз говорит о скромности Леонида Федоровича.
* Одну из первых ролей Леонид Быков сыграл в фильме «Укротительница тигров» вместе со звездой советского кино Людмилой Касаткиной
— Вы знали его супругу, детей?
— Конечно. Я бывал у Леонида Федоровича дома. Знал и покойную жену его Тамару Константиновну, и дочь Марьяну, и сына Алешу. Застал и сестру Леонида Федоровича Луизу Федоровну. Он был из простой семьи работяг, но сколько в нем было благородства!
— Сейчас с детьми Леонида Федоровича поддерживаете отношения?
— Нет, мы давно не виделись.
— У Леонида Быкова было какое-то хобби?
— Рыбалка.
— Леонид Быков погиб трагически. «Волга», за рулем которой он был, выехала на встречную полосу. Вы помните вашу последнюю встречу?
— За день до его смерти мы виделись на киностудии имени Довженко. Как всегда, он курил «Приму». Мы разговаривали. А потом я остался в студии, а он уехал в деревню.
— К себе на дачу?
— Не называйте это дачей. Это была простая сельская хата. Дача — это совсем другое…
* У Леонида Быкова была поистине всенародная любовь
— У вас не было тревожных предчувствий?
— Нет. У него удачно прошли кинопробы фильма «Пришелец». Леонид Федорович был восторженный. Он опять находился в зените, а главное — в работе. Для него это было очень важно. А проблемы были как у режиссера-постановщика чисто по съемочным делам. В частности, как построить космический аппарат. Ни о чем плохом мы не говорили. Напротив, накануне гибели он был полон надежд…
— После гибели Леонида Быкова высказывались мнения, что она не была случайной. Иные говорили, что его убрали недруги, другие даже склонялись к тому, что он не выдержал травли и, возможно, ушел из жизни добровольно. Все его фильмы ведь снимались в преодолении невероятных трудностей. В качестве аргумента приводилось письмо Леонида Быкова, адресованное Николаю Мащенко и Ивану Миколайчуку, в котором он писал, что не хочет жить, не видит смысла. В нем он просил в случае его смерти позаботиться о семье. И даже дал распоряжение относительно похорон: «Не надо никаких речей над могилой, скажите только «прощай» и спойте мою любимую песню, «Смуглянку».
— Это письмо было написано за несколько лет до гибели. Что касается травли, не знаю. Возможно, об этом лучше рассказала бы семья Леонида Федоровича. В версию же сознательного ухода Леонида Быкова из жизни не верю. Он не мог подвергнуть риску жизнь другого человека. Зная любовь и уважение Быкова к людям, думаю, такой вариант он отбросил бы сразу же… Поэтому нет, нет и нет! И потом, у него были все основания верить, что будет работа, причем очень интересная. Верю в то, что писали в прессе: это был несчастный случай.
Читайте также: Александр Немченко: «Из „Стариков“ сам Быков убрал много смешного. И правильно сделал…»
— До гибели он перенес несколько инфарктов. Очень переживал, что практически не снимается. При этом писал, что не хочет участвовать в лживых антихудожественных вещах. Говорил, что, очевидно, нужно как-то проще жить. Мятущаяся, не находящая себе места натура, сложная судьба…
— А вы хотели, чтобы все было ровненько, как под линеечку? Нет, Быков в этом смысле был другим человеком. И, думаю, именно поэтому его фильмы мы смотрим сегодня. Непростые судьбы были у многих талантливых людей: у Андрея Тарковского, Сергея Бондарчука, Леонида Осыки, Сергея Параджанова…
— Владимир Дмитриевич, вы были на похоронах Леонида Быкова? Читала, что многие, придя проститься с гениальным актером и режиссером, не сдерживали рыданий.
— Горе и недоумение от этой нелепой смерти испытывали многие, кто знал и любил Быкова. Ушел из жизни человек, с которым было не стыдно жить и работать. А еще даже и поучительно, что очень важно.
— Что бы вы сказали Леониду Федоровичу сегодня, если бы он мог вас услышать?
— С днем рождения, Маэстро! Сказал бы ему, что его все любят и помнят… Он был человеком чести. И сегодня всем нам его не хватает.
Напомним, ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с исполнителем роли Вано в фильме «В бой идут одни «старики» известным грузинским артистом Вано Янтбелидзе. Также мы рассказывали о трагической судьбе актера Сергея Подгорного, сыгравшего Смуглянку.
На фото в заголовке: В своей картине «В бой идут одни «старики» Леонид Быков блестяще сыграл капитана Титаренко, а Владимир Талашко — старшего лейтенанта Скворцова
Читайте нас в Facebook