В Софийском соборе открыли уникальную живопись, закрашенную в советские годы из пульверизатора
— На них изображены события, произошедшие в день воскресения Иисуса Христа и описанные в Евангелии от Луки, — рассказала «ФАКТАМ» Тамара Рясная. — Сына Божьего распяли на горе Голгофа в пятницу, а в воскресенье Лука с другим апостолом — Клеопой — шли из Иерусалима в селение Эммаус. Оба были разочарованы и угнетены тем, что Христос умер, как обычный смертный. К тому времени они знали, что жены-мироносицы были у гроба Господня и ангел сказал им: «Иисуса там уже нет». Однако Лука и Клеопа не поверили. По дороге в Эммаус им явился Христос, но они Его не узнали (как сказано в Евангелии, «их глаза и сердца были закрыты»). Они стали рассказывать попутчику о своей печали. А тот им ответил, что все получилось, как предвещали пророки. Эта сцена изображена на первой из раскрытых реставраторами композиций — «Путь в Эммаус». На второй изображен ужин в Эммаусе: Лука с Клеопой пригласили Иисуса на ужин, и в тот момент, когда Сын Божий преломил хлеб, они наконец узнали Его. Ну, а затем Христос стал для них невидимым.
* В композиции «Путь в Эммаус» изображено, как после воскресения Христос явился апостолам Луке и Клеопе, но они Его не узнали
— Реставраторам было сложно раскрыть эти работы?
— Руководитель научно-реставрационной мастерской нашего заповедника Анатолий Остапчук говорил мне, что непросто. В отчетах реставраторов 1950-х годов сказано, что изначально они намеревались закрасить живопись
* «Ужин в Эммаусе». Когда Спаситель надломил хлеб, апостолы наконец узнали Его, и Он тут же стал невидимым
— Вначале мы попытались удалить наслоение краски с помощью воды комнатной температуры, но это не помогло, — говорит реставратор Дорат Капориков. — Попробовали использовать теплую воду, однако и это не дало нужного результата. Стали добавлять в воду спирт, затем растворитель — пока не подобрали подходящий состав. Вначале раскрыли руку одного из персонажей — до нее легче всего было добраться с лесов, на которых мы работали.
— Удалось разобраться, почему в 1950-е годы в соборе закрасили живопись XVIII—XIX столетий?
— Тогда был такой подход: древние фрески и мозаики времен Киевской Руси имеют историческую ценность, поэтому их нужно сохранять и реставрировать, — отвечает Тамара Николаевна. — Живопись более позднего времени ценности, мол, не имеет, поэтому ее закрасили. При этом во внимание почему-то не брался тот факт, что композиции
— Софийский собор был построен и расписан тысячу лет назад. Почему его расписывали
— После монгольского нашествия собор несколько столетий находился в запустении. В XVIII веке усилиями митрополита Петра Могилы началось его восстановление: перестроили фасады, закрыли штукатуркой старинные фрески времен Киевской Руси и за несколько десятилетий расписали храм заново. В середине XIX столетия из Санкт-Петербурга в Киев приехал талантливый искусствовед академик Федор Солнцев — для изучения старинной живописи Киево-Печерской лавры. Как раз в это время в Софийском соборе на одной из живописных композиций XVIII века отслоился красочный слой. Под ним оказалось более раннее изображение. Пригласили Солнцева посмотреть. Так были открыты фрески начала XI века. О сенсационной находке доложили императору, и тот распорядился раскрыть древнюю живопись. Возглавить работы поручили академику Солнцеву.
Он делал зондажи, которые позволяли понять, сохранились ли фрески на том или ином участке стен и сводов. Там, где они были, живопись XVIII века удаляли.
Читайте также: Реставраторы Софии Киевской сделали сенсационную находку (фото)
Значительная часть древних фресок и мозаик сохранилась не полностью. Например, половина изображения того или иного святого осталась, а другая была безвозвратно утрачена. В таких случаях солнцевские реставраторы дополняли недостающие фрагменты. К счастью, советские реставраторы в 1950-е решили не закрывать их краской. Но они наглухо закрасили самостоятельные композиции XIX столетия, такие как «Путь в Эммаус» и «Ужин в Эммаусе», выполненные в 1850—1851 годах.
* Древние фрески Софийского собора
— Почему Солнцев изобразил эти евангельские сюжеты?
— Они тематически созвучны композициям, которые их окружают, в них рассказывается о событиях, произошедших после воскресения Христа (Христологический цикл).
— Созданные по эскизам Солнцева работы заметно отличаются от древних фресок. Это сделано намеренно?
— Солнцев и не стремился, чтобы они походили на фрески. Ставил другую задачу: наследовать стиль живописи XVIII века. Но это ему не очень-то удалось.
Замечу, что решение раскрыть «Путь в Эммаус» и «Ужин в Эммаусе» принималось с оговоркой: если окажется, что они отвлекают на себя много внимания или сильно контрастируют с фресками, их придется вновь закрасить. Но оказалось, они гармонично выглядят рядом с живописью и мозаиками княжеских времен. Поэтому их решили оставить.
* Тамара Рясная: «Раскрытые нашими реставраторами композиции XIX века пришлось бы вновь закрасить, если бы оказалось, что они не гармонируют с древними фресками»
— Эти две композиции требовали реставрации?
— Самой минимальной, ведь они довольно хорошо сохранились. Разве что укрепили красочный слой в местах его шелушения. Обычно реставраторы покрывают такую живопись лаком. Однако в данном случае решили этого не делать. Ведь композиции Солнцева стали бы блестеть и выглядели бы неуместно рядом со строгими приглушенных тонов древними фресками. Кстати, в княжеские времена написанные на жизнерадостном голубом фоне фрески были яркими. За тысячу лет они заметно потускнели.
Важно отметить, что «Путь в Эммаус» и «Ужин в Эммаусе» наши реставраторы раскрыли как бы попутно, ведь их основной задачей было очистить от накопившихся за многие годы наслоений тысячелетние мозаики и при необходимости укрепить их.
Реставраторы также по моей просьбе сделали зондажи красочного слоя некоторых композиций XIX века. Речь идет о работах талантливейшего иконописца Макара Пешехонова. Он создал в соборе серию работ в технике, которая очень похожа на стиль фресок. К сожалению, против него плелись интриги, и его отстранили от участия в солнцевской реставрации.
Читайте также: Ученые выяснили, как реально выглядел князь Владимир Креститель (фото)
— Что это за история?
— Митрополит Киево-Печерской лавры Филарет (Амфитеатров) был против реставрации Софийского собора. Ведь получалось так: убирали красочный слой XVIII столетия, а под ним фреска с двоеперстием (с 1653 года по решению патриарха Никона православных обязали молиться тремя перстами. — Авт.). Неудовольствие митрополита умножилось из-за того, что Солнцев пригласил проводить реставрацию старообрядца Пешехонова.
— Почему именно его?
— У династии иконописцев Пешехоновых выработался великолепный стиль, который объединял древний византийский и современный. Солнцев считал, что лучше, чем Пешехонов, никто не справится с работой в Софийском соборе. Митрополит же хотел, чтобы этим занялся его любимец иконописец Киево-Печерской лавры отец Иринарх. Интриги против Пешехонова продолжались несколько лет. Дошло до того, что недруги рассорили его с Солнцевым. В конце концов талантливому мастеру пришлось уехать. К счастью, он успел многое сделать в соборе. После его отъезда отец Иринарх переписал работы Пешехонова на свой лад — сделал более яркими, детализировал черты лиц персонажей. До недавнего времени считалось, что в Софийском соборе работы Пешехонова не сохранились. Нынешняя реставрация показала, что это не так: уцелели многие его работы.
И вот еще что. Я уже говорила, что наши реставраторы очистили древние мозаики от наслоений и наплывов краски. Когда проводила экскурсии в соборе, рассказывала туристам, что размер смальты (расплавленного стекла), из которой византийские мастера выкладывали эти мозаики, — от двух до 1,6 кубических миллиметра. Экскурсанты удивлялись: «Не может быть: два кубических миллиметра — это же крупинка!» Так вот, во время минувшей реставрации я поднималась к мозаикам и своими глазами видела: там есть кусочки смальты, размеры которых явно меньше двух кубических миллиметров! Кстати, в мозаиках Софийского собора использована смальта 177 оттенков. Очищенная во время реставрации мозаичная живопись теперь выглядит гораздо ярче, чем прежде.
* Богородица с красной пряжей в руках (мозаика)
— Среди отреставрированных мозаик есть изображение Богородицы с пряжей красного цвета в руках. Что это за сюжет?
— Сцена Благовещения в версии, описанной в неканоническом Евангелии Иакова. Церковь разрешает его читать. В нем сказано, что Богородица пряла пурпурную пряжу для изготовления завесы в храме. В это время к ней явился посланник Божий архангел Гавриил с благой вестью — Мария станет матерью Спасителя мира. В канонических евангелиях — от Иоанна, Луки, Матвея и Марка — не сказано о том, что во время Благовещения Мария пряла пряжу. Кстати, в Софийском соборе довольно много сюжетов из неканонических евангелий.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, как готовили Софию Киевскую к Объединительному собору православных церквей Украины, который состоялся в древнейшем храме нашей страны 15 декабря.
Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
7166Читайте нас в Facebook