ПОИСК
Интервью

Для кого увеличат соцнормы субсидии, когда минимальная пенсия достигнет 4 тысяч гривен: объясняет Марина Лазебная

6:15 17 ноября 2021
Марина Лазебная

В первой части интервью министр социальной политики Марина Лазебная рассказала, на какой модели взносов на обязательное накопительное пенсионное обеспечение остановились. Также она объяснила, почему незаконно выводились деньги из негосударственного пенсионного фонда НБУ и что нужно, чтобы подобные истории не повторялись в будущем.

В продолжении разговора «ФАКТЫ» выяснили, почему реальный прожиточный минимум далек от расчетного и когда это изменится, когда минимальная пенсия будет составлять 4 тысячи гривен. Также министр объяснила, кому из субсидиантов начислят субсидию по увеличенным соцнормам и почему.

«Люди, которые не могут обеспечить себя другими доходами, должны получать помощь от государства не меньше фактического прожиточного минимума»

— Пани Марина, начнем с вопроса, который беспокоит многих пожилых людей. Итак, будут ли выплачивать пенсии вовремя? Ведь завершается год и, как мы знаем, денег в бюджете остается мало.

— Точно все будут выплачивать вовремя! Если в какой-то момент происходит временной разрыв между поступлением средств от ЕСВ и необходимостью выплатить пенсии, то Пенсионный фонд берет казначейский заем, а затем, когда поступают средства, его погашает. Таким образом, ПФУ балансирует.

Кроме того, как я уже говорила, до конца года мы проведем еще два этапа повышения пенсий для отдельных категорий пенсионеров — минимальных пенсий, надбавок и повышений к пенсии в связи с ростом прожиточного минимума и минимальных пенсионных выплат для людей старше 65 лет, имеющих стаж 30/35 лет.

Это завершающие этапы комплексной программы повышения пенсий, которую мы реализовали в этом году. По ее результатам к концу года средняя пенсия превысит 4 000 гривен.

Читайте также: Кто имеет право выходить на пенсию в 50 лет: решение Верховного Суда

— В Украине многие соцвыплаты привязаны к прожиточному минимуму. В то же время разница между фактическим и расчетным минимумом составляет 50%. Когда уже будет один, но реальный?

— Мы выработали решение, наш пакет законопроектов для решения этого вопроса находится на рассмотрении в Верховной Раде, есть один депутатский законопроект.

Спрашивается: зачем нужен пакет законопроектов, почему нельзя просто взять и повысить прожиточный минимум, заложенный в государственном бюджете, до фактического? Отвечаю. Потому что за 30 лет независимости мы имеем более 150 различных платежей, которые не являются основным источником доходов человека, а иногда вообще не имеют отношения к социальной сфере, но определяются почему-то на основе прожиточного минимума. Это многочисленные штрафы, пени, административное сборы и другие платежи.

К примеру, для получения возмещения части расходов иностранные производители кинофильмов, снимающие кино в Украине, должны подтвердить затраты на уровне не менее 4 000 прожиточных минимумов. Зачем привязка к понятию «прожиточный минимум» в киноиндустрии? Пока она существует, какие-либо изменения в размерах прожиточного минимума для людей будут нарушать баланс интересов в кинопроизводстве.

У нас есть еще судебный сбор. Так, максимальная ставка судебного сбора за подачу имущественного иска составляет 350% прожиточного минимума. Если поднимем прожиточный минимум, автоматически вырастет и эта ставка.

— Как именно планируете «отвязать» прожиточный минимум от тех же административных сборов или доплат чиновникам?

— Есть три этапа, прописанные в наших законопроектах.

Первый — вернуть прожиточному минимуму его основное значение, то есть отвязать от этого понятия все, что не является основным источником существования человека.

Для расчетов денежных выплат, административных сборов, штрафов мы предложили ввести соответствующие расчетные базовые величины. В социальной сфере так же: надбавки, повышения, доплаты, которые являются дополнительными выплатами к пенсиям, а их множество, нужно отвязать. Предлагаем применять базовую расчетную величину для соцвыплат. После введения этого механизма никакие надбавки, повышения не снизятся. К тому же они будут регулярно увеличиваться по единым для всех правилам. В законопроекте предусматривается, что размеры этих выплат, сложившиеся на дату введения базовых расчетных величин, будут ежегодно, не менее двух раз в год, увеличиваться с учетом показателя роста потребительских цен.

В законе о государственном бюджете на соответствующий год будут утверждаться размеры базовой величины для соцвыплат и одновременно предусматриваться средства на социальные выплаты, исчисленные с учетом этой величины, поскольку все они финансируются на средства государственного бюджета.

Читайте также: Об уменьшении субсидий, заоблачных зарплатах некоторых чиновников и честном прожиточном минимуме — в интервью с Галиной Третьяковой

— Как это будет выглядеть на практике?

— Это будет происходить следующим образом. Например, у нас есть прибавка почетному донору — 10% прожиточного минимума. После предложенных изменений эта надбавка составит 13% базовой расчетной величины для социальных выплат. В денежном выражении она даже вырастет. Но не будет сдерживать повышение прожиточного минимума до его фактической величины и установление минимальной пенсии по возрасту с учетом этой величины.

Этими изменениями мы вводим единый принцип определения надбавок и доплат в социальной сфере вместо массы хаотических и не связанных между собой методов. Это позволит в дальнейшем управлять этим как системой и обеспечивать справедливость и единые подходы.

Вот, например, набавка детям войны, ежемесячная дополнительная пенсия за нанесение вреда здоровью в результате Чернобыльской катастрофы установлены в фиксированной сумме. Семь лет они не пересматривались: как были соответственно 66 гривен и 113,88 гривни в 2014 году, так и остались до сегодняшнего дня. Мы хотим привязать сумму к базовой социальной величине. И тогда она дважды в год будет повышаться.

Такой же принцип для штрафов, административных сборов и других платежей. Для каждой группы мы представили свою базовую расчетную величину. С этой целью провели аудит огромного перечня нормативных актов и выписали необходимые изменения к ним.

Чтобы реализовать первый фундаментальный этап, Верховная Рада должна принять эти изменения. Без такой отвязки и упорядочения продвижения не будет.

Второй этап — надо определить современную методологию расчета прожиточного минимума по лучшим мировым стандартам, а не устаревшим перечням товаров и услуг. Это мы также предложили в правительственном законопроекте.

А третий этап — следует выполнить статью 46 Конституции Украины. Там сказано, что пенсии и соцвыплаты, которые являются основным источником существования человека, должны быть не ниже прожиточного минимума.

Сегодня расчетный прожиточный минимум, который заложен в государственном бюджете, меньше фактического, который рассчитывает Минсоцполитики, на 50%. Но люди, которые не могут обеспечить себя другими доходами, должны получать помощь от государства не меньше фактического прожиточного минимума. Мы хотим платить на этом уровне минимальные пенсии, минимальные зарплаты, помощь малоимущим, помощь людям с инвалидностью.

Мы сделали расчеты, согласно которым в наших экономических реалиях на реализацию этого третьего этапа стране требуются три года. То есть за три года постепенно сможем повысить минимальные гарантии, которые я перечислила, до уровня фактического прожиточного минимума.

Читайте также: Из чего состоит сумма пенсии: эксперт рассказал, как самостоятельно проверить правильность расчета выплат от ПФУ

"За три года постепенно сможем повысить минимальные гарантии до уровня фактического прожиточного минимума", – говорит Марина Лазебная (фото ua.depositphotos.com)

— Почему эта реформа не реализуется активно?

— За основу был принят законопроект, в котором нет системы базовых расчетных величин. Я за повышение прожиточного, но как его сделать так, чтобы это не «разорвало» бюджет?

В принятом проекте указано только то, что прожиточный минимум должен составлять 40% средней зарплаты. Но без отвязки от прожиточного всех штрафов, надбавок и других платежей бюджет страны не сможет обеспечить выполнение этой нормы. Все наши наработки — в Раде, но по состоянию на сегодняшний день эти законопроекты не приняты.

Поэтому, пока народные депутаты решают этот вопрос, мы через постановления КМУ повышаем социальные стандарты, приближая их к фактическому прожиточному, а не тому, что заложен в бюджете.

Например, в следующем году, с октября, минимальная пенсионная выплата будет составлять 3 тысячи гривен для людей старше 70 лет, имеющих страховой стаж 30 лет — для женщин и 35 — для мужчин. Она будет уменьшаться пропорционально имеющемуся стажу. Часто случается, что у человека 34 года и 9 месяцев стажа, а нужно 35. Поэтому мы сделали эту пропорциональность.

Как видите, минимальная пенсионная выплата в 3 тысячи гривен почти на 50 процентов превышает прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность, предусмотренный в проекте Государственного бюджета на 2022 год.

В случае принятия наших предложений следующим шагом может быть установление минимальной пенсионной выплаты в приведенном примере на уровне 4 000 гривен.

«Наши люди добросовестны, поэтому количество нарушений незначительно»

— Недавно наши читатели начали жаловаться на имеющуюся задолженность по выплате пособия по безработице. Почему она появилась?

— Фонд безработицы не в нашей сфере ответственности, точную информацию о ситуации может предоставить Минэкономики. Вообще, проблема всех фондов социального страхования началась в 2016 году, когда почти вдвое уменьшили единый социальный взнос. Это была несистемная фискальная реформа. Тогда уменьшили фискальную базу, но не пересмотрели направления финансирования. Ресурсы снизились, а потребности даже увеличились. Потому и возникла проблема. За счет чего повышать пенсии, выплаты по регрессам, сейчас еще «ковидные» выплаты? У Фонда социального страхования по больничным просроченная задолженность 1,5 млрд. Здесь мы работаем над цифровизацией и верификацией.

— Недавно были введены электронные больничные листы. Благодаря таким больничным удастся снизить задолженность по ним?

— Введение электронных больничных — шаг вперед. Прежде всего это поможет бороться с покупкой этих документов. Ведь теперь нужно, чтобы врач внес медицинское заключение в систему, Пенсионный фонд на его основании сформировал больничный, который сразу увидит работодатель. Конечно, всегда при запуске чего-либо нового возникают вопросы, однако купить больничный онлайн, как было раньше, уже нельзя.

Также электронный больничный за счет обмена информацией между реестрами упрощает проведение верификации. Например, раньше случалось, что человек брал больничный и уезжал за границу отдыхать. Такого не должно быть.

— Начисление субсидий — еще один важный вопрос. Недавно появилась информация, что ее получателей будет проверять новый орган. Кто и как это будет делать?

— Такой новый орган не создавался и не планируется. С 2016 года верификацию всех социальных выплат производит Минфин. Они ежемесячно дают нам рекомендации по выявленным неточностям и разногласиям. На основе этих рекомендаций проводятся проверки органов социальной защиты, которые назначали соцвыплаты, вызывающие вопросы. То есть людей-получателей мы не проверяем. Проверяем органы, назначающие соцвыплаты. На самом деле нарушений подтверждается немного. Из 2 миллионов рекомендаций о несоответствиях, полученных от Минфина, нарушения подтвердились в 7% случаев.

— Какие несоответствия чаще всего выявляют?

— Чаще всего это дорогие покупки на сумму более 50 тысяч гривен.

Реализацию социальной политики у нас осуществляет Национальная социальная сервисная служба. Министерство формирует политику. Поэтому для Нацсоцслужбы мы прописали детальный порядок проверки органов соцзащиты по поводу правильности назначения субсидий. Также они должны проверять тех, кто предоставляет социальные услуги.

В перспективе проверка должна производиться автоматически и до назначения, а не постфактум. Человек приходит, предоставляет документ и по нему из единого социального реестра подтягивается вся информация.

Сегодня для получения субсидии человек декларирует свое имущественное положение, указывает количество жильцов в жилом помещении, а другие сведения, необходимые для назначения, органы социальной защиты получают по запросам. От ГНС получают данные о доходах людей, от Пенсионного фонда Украины — о доходах и уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, от органов местного самоуправления — о зарегистрированных в жилых помещениях гражданах, от управляющих многоквартирного дома, объединений совладельцев многоквартирного дома, исполнителей коммунальных услуг — размеры взносов/платежей, тарифов на жилищно-коммунальные услуги и платежей за такие услуги.

Через 10 дней после поступления информации принимается решение о назначении или неназначении субсидии.

Проверки же проводятся постфактум. Наши люди добросовестны, поэтому количество нарушений незначительно, однако нужно осуществлять превентивную верификацию.

— На днях появилась информация, что прикарпатцам будут начислять субсидии по увеличенным на 50% социальным нормативам. Изменения будут действовать на время внедрения карантинных ограничений «красной» зоны. Но ведь такой карантинный режим введен во многих городах, увеличат ли соцнормативы и в них?

— Для всех регионов, вошедших в «красную» зону карантина, мы начисляем субсидии по увеличенным на 50% социальным нормативам потребления на отдельные коммунальные услуги. Это базовые услуги: отопление, электроэнергия, подогрев воды, газ для приготовления пищи. Кроме того, хотя отопительный сезон стартовал с 15 октября, начисление субсидии на отопление производится за октябрь за полный месяц.

Если область вошла в «красную» зону в конце октября, то перерасчет произведем в ноябре.

— Летом многие киевляне в платежках увидели такую графу, как рекомендованный платеж за отопление. Мало кто его вносил, ведь отдавать деньги за услугу, которую не получаешь, не все хотят. Могут ли не предоставить или забрать субсидию из-за долга за неуплату такого платежа?

— Нет! Это не долг. Это рекомендуемый авансовый платеж. Для назначения субсидии берутся показатели платежной дисциплины только за полученные коммунальные услуги.

К слову, даже имея задолженность, человек может обращаться за субсидией. Для этого следует принести договор о реструктуризации долга с поставщиком услуг.

Чаще всего отказывают в субсидии, когда человек имеет две машины, две квартиры, депозит на сумму более 100 тысяч гривен и другое дорогостоящее имущество. Субсидия — это всегда индивидуальное дело, и ее должны получать только те, кто действительно нуждается.

— По вашим подсчетам, сколько людей в этом году будут получать субсидии?

— В течение октября количество получателей увеличилось на 100 тысяч, поэтому сейчас их уже 2,6 миллиона домохозяйств. Мы ожидаем, что будет 3−3,2 миллиона. Всегда говорю, что здесь нет и не может быть лимита. Нам важно донести до людей информацию, что все, кто действительно не может платить по квитанциям, должны обращаться за жилищной субсидией.

Читайте также: Почему уменьшают количество и размер субсидий, насколько уже подорожал газ для населения: подсчитал Павел Розенко

Фото в заголовке предоставлено Минсоцполитики

31444

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров
 

© 1997—2021 «Факты и комментарии®»

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством Украины.

Материалы под рубриками «Официально», «Новости компаний», «На заметку потребителю», «Инициатива», «Реклама», «Пресс-релиз», «Новости отрасли» а также помеченные значком публикуются на правах рекламы и носят информационно-коммерческий характер.