«Мы создали электрический грузовик, который будет стоить от 16 тысяч евро»: стартаперы начали испытания экологически чистого грузового авто
«Из старого микроавтобуса с дизельным двигателем сделали электрический»
— В наше конструкторское бюро входит шесть человек, — продолжает Виталий Брызгалов. — Сначала мы собрались как волонтерская группа, в которую вошли инженеры, программисты, мастера токарного и фрезеровочного дела. Все со значительным опытом практической работы. Армии очень не хватало беспилотников, поэтому мы, прежде всего, занялись именно ими. Но вскоре возникла серьезная проблема — комплектующие, которые мы имели возможность приобрести, не слишком надежны — по сути они «игрушечные». А классные комплектующие стоят так дорого, что мы не могли купить их. Потому решили помогать военным иначе: ремонтировали и обслуживали средства связи и тепловизоры. Также взялись за разработку и изготовление комплектующих к беспилотникам — снабжали ими других волонтов, которые продолжали делать беспилотные летательные аппараты для военных. Эти волонтерские группы охотно с нами сотрудничали, потому что китайские комплектующие для дронов быстро выходят из строя, а мы делали намного качественнее за примерно такую же цену. Но тогда это не было бизнесом. Нашим первым совместным коммерческим проектом стало создание электрического грузовика.
— Как появилась эта идея?
— У нас была другая задумка: разработать качественные и более-менее доступные по цене комплектующие для электрических автомобилей. Обратились к предприятиям, которые, по нашему мнению, могли бы заинтересоваться этими узлами и агрегатами, чтобы производить из них собственные электрические машины. К сожалению, никто не отозвался. Почему? Потому что сейчас украинские автопредприятия собственных машин не создают, а собирают разработанные за границей из импортных комплектующих. Так что мы решили: сами сделаем украинский электрокар.
Читайте также: Первый украинский электросамокат приспособлен для езды по холмистому Киеву и нашим дорогам
— С чего начали этот проект?
— С того, что переделали старый микроавтобус (нам его подарили предприниматели) с двигателем внутреннего сгорания в электрический бус. Придумали этому проекту шутливое название «Мурмурефа». С задачей справились — электробус ездил, испытали на нем наши комплектующие. Но оказалось, что обновление автобуса, практически отработавшего свой ресурс, стоит слишком дорого. К тому же в нем очень сложно разместить тяжелую большую электрическую батарею. Оценив минусы переработки старой дизельной машины в электрическую, пришли к выводу, что это дороже, чем сделать новый автомобиль, специально спроектированный как электромобиль.
— Почему решили делать грузовик, а не легковую машину?
— Идею легкового автомобиля пока отвергли, потому что покупатели хотят себе машины с высоким уровнем комфорта. Поэтому мы выбрали цель создать электрогрузовик бюджетного сегмента для коммерческих перевозок. Сделали экономические расчеты и пришли к выводу, что нам эта задача по силам.
Прежде чем начинать конструирование, пообщались со многими нашими потенциальными заказчиками — руководителями автопарков. Поинтересовались, с какими характеристиками они бы приобрели грузовик (грузоподъемность, объем кузова, расстояние на одном заряде батареи). С учетом их пожеланий нацелились на разработку востребованной на рынке перевозок в пределах городов и их окрестностей машины грузоподъемностью до 3,5 тонны. Создавали ее с таким расчетом, чтобы стоимость будущего автомобиля не превышала 16 тысяч евро. Как я уже говорил, для этого нам пришлось создать собственные двигатели, батареи, электронику.
Читайте также: Соленое, с алкоголем и даже с горчицей: львовянин оставил работу в банке, чтобы производить крафтовое мороженое
Экономили буквально на всем. Скажем, нужно было сделать форму для изготовления кабины нашего грузовика. Есть предприятия, которые выполнили бы наш заказ где-то за 9—10 тысяч долларов. Но мы не могли потратить на это такие значительные средства. Потому пришлось самим сделать нужную нам форму. Для этого создали собственные станки с числовым программным управлением, получив к тому же опыт в станкостроении. Таким образом (собственными силами) решали и многие другие задачи.
— Сколько времени ушло на разработку вашего грузовика?
— Два года. Справиться с этой работой было очень сложно. Потому что, как оказалось, в Украине практически не было специалистов, имеющих опыт проектирования автомобиля с нуля. Пришлось рассчитывать исключительно на себя. Научная составляющая в этом проекте велика, поэтому мы самостоятельно, в экстренном порядке, проштудировали университетские курсы по нескольким техническим дисциплинам. Но этого было недостаточно. Покупали на автосервисах комплектующие мировых производителей электромобилей и тщательно их изучали. Разбирались в технологиях, которые эти компании используют. Конечно, скопировать такие изделия (скажем, японский электродвигатель) мы не могли, даже если бы очень сильно захотели. Но знания, которые мы получили, исследуя технику иностранных коллег, помогли создать собственные агрегаты и системы.
«В планах небольшой грузовой автомобиль типа «пирожок»
— Наш грузовик может быть фургоном, иметь открытый или закрытый тентом кузов, — продолжает Виталий. — Мы захотели дать ему красивое звучное название. Мировые производители электромобилей назвали свои машины в честь выдающихся физиков, исследования которых связаны с электричеством — Tesla, Ampera Motors, Faraday Future, Volt. Мы решили пойти по тому же пути. Выбрали французского физика Шарля Кулона. Кстати, в Кулонах измеряют силу электрического заряда в международной системе единиц SІ. Привлекло в фамилии этого ученого и то, еще оно звучит как украинское слово «кулон».
— Как я понимаю, пока вы не зарабатываете деньги на своем проекте. За счет чего все это время живете, кормите семьи?
— Участники нашего коллектива (те же айтишники) зарабатывают на других работах и инвестируют деньги в общий проект.
— Многие стартапы начинали работу в гаражах, потому что у них не было денег на аренду офисов и лабораторий. У вашего проекта та же история?
— Да, у нас типичный «гаражный» стартап. Единственное отличие от других в том, что наш гараж больше стандартного. К тому же рядом с ним находятся производственные помещения, которые во время нашей волонтерской деятельности неравнодушные владельцы дали нам в пользование. Но сейчас работаем на условиях полноценной аренды.
Читайте также: Наша черная икра продается даже на Amazon: владелец осетровой фермы под Киевом развивает гастрономический туризм
— Вы сказали, что приступили к подготовке серийного производства электрогрузовиков. Что именно для этого делаете?
— Уже сформирована команда ключевых специалистов, имеющих опыт работы на крупных предприятиях Украины по сборке автомобилей. Они напрямую займутся серийным производством. Планируем стартовать с выпуска двух тысяч машин в год. Для этого нам нужны относительно небольшие производственные площади — всего восемь тысяч квадратных метров. И людей привлечем немного. Наши грузовики будут производиться из нержавеющей стали, поэтому не нужны огромные ванны с токсичными растворами, которые используются на автомобильных заводах для защиты металлического кузова от коррозии.
Планируем, что наш коллектив будет состоять из 120 сотрудников. 80 из них станут заниматься производством, 20 — разработкой перспективных образцов электротранспорта и еще 20 руководящей и административной работой.
— Уверены, что ваши грузовики будут иметь высокий спрос?
— Да. Почему я так считаю? Расчеты показывают, что расходы по перевозке грузов нашей машиной составят 7 центов за километр пути. Этот показатель для грузовиков с дизельными двигателями — 28 центов. То есть в четыре раза больше. Кстати, у электрических грузовиков мировых автомобильных компаний цена перевозки еще выше, чем на дизельных, — 33 цента. Ведь пока их электрокары слишком дороги.
Мы поддерживаем контакты с руководителями многих украинских автопарков. Они заявляют о намерениях покупать наши машины, потому что это выгодно. Некоторые даже готовы инвестировать в наш проект.
В ближайшей перспективе планируем создать автомобиль типа «пирожок» — с кузовом фургон или пикап. Что касается больших электрических фур, рассчитанных на перевозку грузов на большие расстояния, то они появятся на дорогах еще не скоро — первые опытные образцы таких автомобилей, созданные мощными автомобильными компаниями, стоят сотни тысяч долларов.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о предпринимателе Владимире Васильеве, который открыл первую в Украине ослиную ферму Оsloff и продает ослиное молоко по 1000 гривен за литр.
Фото предоставлено Виталием БРЫЗГАЛОВЫМ
1732Читайте нас в Facebook