Народная артистка россии наталья фатеева: «я единственная женщина, отказавшаяся выйти замуж за андрея миронова»
Не родись красивой, а родись счастливой. Это уж точно, думаю я, пока синеглазая звонкоголосая хозяйка квартиры разливает по чашкам чай и предлагает варенье. В судьбах самых известных красавиц мира фатальной меткой прослеживается парадокс: любовь миллионов поклонников и холод одиночества. Грета Гарбо, Мэрилин Монро, Одри Хепберн И наша Наталья Фатеева. Ее мужьями были такие мужчины, как Владимир Басов и космонавт Борис Егоров. Она стала первой любовью Андрея Миронова. Бурные отношения между ними вспыхнули во время съемок фильма «Три плюс два». Через много лет, будучи зрелым человеком, Миронов назвал страстный роман с Фатеевой «своей личной драмой».
«Не принадлежу к людям, которые делают карьеру»
- Наталья Николаевна, вы родом из Харькова, а ваши родители тоже были коренными горожанами?
- Моя мама украинка, выросла в селе в Николаевской области, а папа русский, но родился на Полтавщине, в Лубнах. Они встретились в Харькове. Если бы не революция, мама, скорее всего, осталась бы в деревне. Мой прадедушка, у которого было три сына, арендовал в селе землю у помещика, имел работников. Вся семья трудилась от восхода до захода солнца. Потом батраки сожгли имение, выгнали помещика, забрали землю. Что случилось с прадедом, неизвестно, а его сыновья подались в город. Снимали какое-то жилье, спали на полу. Тем не менее на фотографиях, сохранившихся с тех времен, все роскошно одеты, стоят чинно, замечательно выглядят. Видно, что люди достойные. Мой дедушка оказался любвеобильным мужчиной и бросил бабушку с четырьмя детьми: тремя сыновьями и дочерью — моей мамой.
- Вы на кого больше похожи?
- На папу. Хотя и у папы, и у мамы вся родня голубоглазая. Сейчас сложилось так, что родственные связи мы практически не поддерживаем, но в детстве я каждое лето проводила под Николаевом.
- А со своими детьми дружите?
- Разумеется. Лишь иногда случается, что отношения расстраиваются. Сын Володя уже снял несколько сериалов. «Любовью. Ру» хорошо прошла. Мне его фильмы очень нравятся.
- Почему же Басов-младший не приглашает вас в свои картины?
- Я у него никогда не снималась бы. Работать с родственниками невозможно, они не умеют держать дистанцию. Я и с отцом Володи в свое время не могла работать. Он снимал со мной только «Битву в пути». Сначала над этой картиной работал режиссер Захар Аграненко, который меня обожал. Потом он умер, Басов начал все сначала, и мне пришлось с ним очень тяжело. Когда с человеком спишь, завтракаешь и, придя на площадку, снова его видишь, работать уже невозможно. Это своего рода профессиональная небрежность. Я никогда не просила у мужа ролей. Вообще, мое замужество с Басовым оказалось довольно трудным. Мы познакомились с ним на съемках картины «Случай на шахте Ь 8», поженились. Когда он снимал «Жизнь прошла мимо», я была уже беременна Володей, потом подходящего материала не появлялось. Не представляю, чтобы я ставила условия: «Ты будешь снимать только меня!» Я не могла заставлять и давить, потому что не принадлежу к людям, которые делают карьеру.
- Хотя с вашими данными как раз карьеру и делать.
- Но не в нашей стране. Даже не хочу вспоминать о прошлой жизни, она прошла впустую. Я ничего не сделала. Почти все время занималась «макулатурой». Это только кажется, что мы чего-то достигли. На самом деле работы вечно не было, выбора тоже. Нам подсовывали какие-то жуткие сценарии с однотипными ролями. Сейчас как захватят кого-нибудь одного — так затаскают. Слово «обойма» слышать невозможно. Мне, конечно, жилось тяжело, но в обойме я никогда не была. Все силы потрачены на то, чтобы обустроить свой быт. Не люблю нищету.
«Только после развода с очередным супругом начинала по-настоящему жить»
- Но у вас в арсенале имелось такое оружие, как красота.
- Работы у меня от этого не прибавилось. Даже наоборот. Вначале говорили: то я из прошлого, то рано родилась. Потом придумали, что я больше гожусь для Голливуда. Моя яркая внешность не подходила для этой страны. Но что делать? Я воспринимаю жизнь такой, какая она есть. Никаких слез и разочарований по этому поводу у меня нет.
- В отличие от вас, Владимира Басова красавцем не назовешь, хотя он, безусловно, был талантлив
- Он блистательная, яркая личность. Когда мы познакомились, мне исполнился 21 год, а ему — 33. В самом расцвете мужчина, единственная проблема в том, что он пил. Мне он казался самым красивым, потому что был интересен как человек. Люди с миловидной внешностью иногда воспринимаются уродами, потому что негармоничны, пусты и бездарны. А те, что с Богом в душе, как правило, всегда красивы. Хотя это понятие очень индивидуально.
- Часто женщин с яркой внешностью мужья изматывают ревностью. Вас эта участь тоже ведь не миновала
- Конечно, Басов меня ревновал, но скандалов из-за этого не случалось. Когда появлялись реальные поводы для ревности, я к тому времени уходила. Мои мужья знали, почему я оставила их.
- С мужьями у вас складывались дружеские отношения?
- Я с ними потому и разводилась, что мы не были друзьями. В какой-то момент понимала, что все держалось на мне. Награждала их свойствами, которые у них отсутствовали, но мне хотелось эти качества видеть. А потом начинался быт, и мужчины «раздевались». К тому же росли дети, а это ответственность, которая в нашей стране всегда лежит на женщине. Я работала порой по 24 часа в сутки: приезжала из командировки, ставила чемодан и начинала заниматься хозяйством. У нас жила домработница Лида, чудесная женщина, но она совершенно ничего не помнила. Я ее взяла, потому что выбора не было. С концертами «Товарищ кино» я ездила по четыре раза в месяц. Теперь даже слово «ехать» не могу слышать. Когда мне предлагают выступить в антрепризе, отвечаю: «Никогда!»
- А понятие женской дружбы для вас не обесценилось?
- У меня росло двое детей, которые требовали внимания. Поэтому на других не хватало времени. В Питере у меня есть настоящая подружка, Светочка Бойкова, ассистент режиссера. Всю жизнь мы выручаем и поддерживаем друг друга. Я знаю, что она меня любит. Эта маленькая женщина, пожалуй, единственная, кто выдержал испытание временем и доказал право на дружбу.
- В кино не появлялось ничего, что заинтересовало бы вас?
- Ничего существенного не попадалось. А недавно было «потрясающее» предложение! Мне позвонили и попросили почитать сценарий. При этом даже не удосужились сообщить, какую роль мне хотят предложить. В процессе чтения я сама догадалась: это придуманный персонаж, если его убрать из фильма, ничего в нем не изменится. В результате у меня так испортилось настроение, что я даже зарыдала. Боже мой, думала, зачем мне надо было это присылать?
- Но хоть где-то вы за последние годы снялись с удовольствием?
- Я уже давно не снималась с удовольствием. Меня очень устраивала работа на телевидении. Год вела кинопрограмму, но ее, к сожалению, сняли. Сказали, что денег больше нет. Иногда у меня спрашивают: «Как это ты не работаешь?» Мне уже много лет, почему я должна всю жизнь вкалывать?
- Вы говорите, что всегда работали, как ломовая лошадь, а мужья что же? Наверняка известный кинорежиссер и космонавт не бедствовали.
- Басов все заработанное пропивал. Егоров не так уж много получал, потому что отдавал деньги предыдущей семье, платил алименты, содержал машину.
Мой третий муж был архитектором. Вообще нищий. Хорошо, что я вовремя избавлялась от своих супругов. Я жить начинала, только когда с ними разводилась. Самый большой праздник был, когда муж уезжал в командировку.
- А щедрые поклонники подарки вам делали?
- Все жадные. У меня, видимо, плохой вкус. Во времена моей молодости состоятельные мужчины в овощных магазинах работали или воровали, ну еще занимали посты в партии. А я ненавижу чиновников, они мне неинтересны. Ну что с ними общего у актрисы? Конечно, было очень много желающих. Вся страна любила, а того, кто мне нужен, не находилось. Идешь, бывало, и думаешь: «Господи, да что ж такое, где же тот единственный, который будет любить меня больше, чем себя?» Так что о золоте, бриллиантах говорить даже смешно.
«Я была чемпионкой Харькова по толканию ядра»
- Но все-таки мужчина, о котором вы вспоминаете с теплым чувством, наверное, есть. Фильмы «Три плюс два» и «Человек с бульвара Капуцинов» связывают вас как встреча и расставание с Андреем Мироновым. Когда улегся пожар чувств, вы остались друзьями?
- С Андрюшей — да. Я со всеми сохранила хорошие отношения. Басова спасала, когда он болел, похоронила. Егоров оказался просто недостаточно умным человеком. Он даже дочерью своей не интересовался. Мы расстались, когда ей не было и двух лет, и за все это время он ни разу не появился. Кроме алиментов ни разу ничего не дал ребенку.
- Скажите честно, вы властную Марию Владимировну, мать Андрея Миронова, не боялись?
- Я даже режиссера Пырьева не боялась, не то что ее. С Марией Владимировной мы всегда сохраняли хорошие отношения. Признаться, она несколько опасалась, чтобы кто-то из пассий Андрея не отхватил ее дом. Но поскольку мне он был без надобности, то у нас появилось взаимопонимание. Она замечательная и умная женщина. А больше всего я любила папу Андрея, Александра Семеновича. Знала всю его семью, дедушку и бабушку, живших в Питере. На то время Андрей был совершенно несамостоятельным, им руководила мама, а меня такая ситуация не устраивала. Я как раз в тот период пережила очень трудный развод с Басовым. И в этот момент Андрей меня согрел, спас, за что я ему и судьбе очень благодарна. Ну а потом появились другие люди, и он перестал меня интересовать. Он хоть и был уже вполне взрослым, но иногда вел себя как ребенок. После непростой совместной жизни с Басовым я его просто не воспринимала.
Маменькин сынок Андрюша мне даже надоедал (смеется). Помню, прилетел как-то с гастролей из другого города, кидал мне камушки в окно, долго кричал под балконом. Андрей был очень милый, но как личность на тот момент не мог меня привлечь. Он только окончил институт и начинал постигать жизнь. Однажды мы ехали с ним вдвоем в купе, и он все время пытался меня поддеть, ведь я была единственной женщиной, отказавшейся стать его женой. Последний раз мы виделись на съемках «Человека с бульвара Капуцинов». Когда я приехала в Крым, у него был последний съемочный день. Помню, мы стояли вдвоем, разговаривали и вдруг на минуту умолкли: видимо, и у него, и у меня пронеслось в памяти то, что когда-то у нас в этих местах было. Андрей мне, конечно, очень дорог, потому что он тоже часть моей жизни. Я отношусь к нему с большой нежностью.
- Наталья Николаевна, а вы когда на дачу к дочке едете, котов на кого оставляете?
- Выезжаю я ненадолго. О том, чтобы бросить кошек, и речи не может быть. Дома у меня живут два кота, которых я подобрала на улице, и еще кормлю кошек в трех местах во дворе. А породистых не завожу, потому что не люблю искусственное, предпочитаю то, что послано Богом. В жизни все неслучайно. И сопротивляться этой данности глупо, надо, наоборот, стараться чувствовать судьбу. Тело — это временное пристанище для души, а она имеет свои законы развития.
- Но вы и о теле всегда заботились: всю жизнь занимались бегом, легкой атлетикой. Я очень удивилась, узнав, что вы еще и ядро толкали.
- Это когда еще школьницей была. Я даже стала чемпионкой Харькова в этом виде спорта. А в 1971 году ходила заниматься йогой в театр оперетты и до сих пор использую упражнения, которым там научилась. Сейчас хожу в бассейн, совершаю пешие прогулки по пять километров.
- Как вы относитесь к пластическим операциям? Вы выглядите настолько хорошо, что у вас, видимо, такой необходимости не было
- Было или нет, этого никто не рассказывает. Я чувствую себя совершенно нормально. Хотя, признаться, иногда меня в собственной внешности кое-что раздражает. Внешний вид во многом зависит от состояния души, а я себя старухой не представляю. Недавно я очень сильно болела. Пришла в ужас: иду, а походка не моя. По дому я просто шаркала. Но все равно думала: Боже мой, ни за что! Надо с этим справляться. Я хорошо выгляжу для вас, но не для себя. У меня никогда не было вредных привычек. Покуривала иногда, не злоупотребляла алкоголем.
- Чем сейчас наполнены ваши дни?
- С возрастом надо избавляться от проблем. Мы ведь несвободны всю жизнь. Даже настоящего смысла ее не понимаем. Постоянно чем-то озабочены. Хотя главное, чтобы ты и твои близкие были здоровы. Все остальное — ерунда. В общем, все идет нормально. Я люблю находиться одна, мне никогда не бывает скучно. Просто удивительно! Мне нравится созерцательная жизнь, я люблю внутренний покой, когда тебя не раздирает суета. Освободилась от того, что меня все время заставляло идти на компромиссы. Я так устала от этих чудовищных компромиссов, которые давили всю жизнь. Могу позволить себе не работать, не общаться с теми, кого не хочу видеть. Занимаюсь благотворительностью, и люди ко мне относятся с доверием. Делать что-то для других гораздо приятнее, чем для себя. Жизнь всегда приносит то, что необходимо именно тебе, надо просто уметь это видеть и принимать.
953Читайте нас в Facebook