Воюя на фронте, начал свое дело: боец выиграл грант на миллион гривен и уже открыл две кофейни в Киеве
С начала полномасштабного вторжения рф киевлянин Дмитрий Мартыненко с побратимами воюет на фронте, а во время отпусков вместе с волонтерами запустил бизнес-проект: создает сеть кафеен с патриотическим оформлением интерьеров «Тихе місце». Уже открыто два заведения этой сети, готовится помещение для третьего. Баристами там работают девушки, которые эвакуировались в столицу с оккупированных территорий.
«Я воюю на фронте и продолжаю возглавлять общественную организацию «Киевский союз ветеранов АТО Подольского района», поэтому знаю, что для финансирования ее потребностей необходимы немалые суммы, — рассказал « ФАКТАМ» Дмитрий Мартыненко. — Чтобы не заниматься «системным попрошайничеством», решил создать для организации источник доходов, поэтому начал этот бизнес. Но у проекта есть еще одна, вероятно, более важная цель — дать возможность бойцам, которые будут возвращаться с войны, открывать свои собственные кафе этой сети на правах бесплатной франшизы. Это значит, что мы будем передавать ветеранам не только право пользоваться торговой маркой «Тихе місце», но и поделимся своими опытом и наработками. Благодаря этому они смогут избежать ошибок, которые совершили мы, открывая первые заведения сети.
«Грант помог значительно ускорить создание сети кофеен»
— Почему вы выбрали именно кофейный бизнес? — задаю вопрос Дмитрию Мартыненко.
— У нас есть друзья, которые успешно им занимаются, и они охотно поделились с нами своим опытом. Да и у меня есть собственный опыт в этой сфере. К тому же кофейни — это публичные места. Там есть возможность рассказать посетителям (с помощью тематического оформления интерьеров, фотоснимков) о реалиях войны, бойцах, работе волонтеров и нашей общественной организации.
Я понимаю, есть люди, которые думают: «А что сложного в работе кофейни? Принял заказ, приготовил кофе — да и точка». Нет, все гораздо сложнее.
— Много времени и усилий понадобилось, чтобы открыть первое кафе?
— Открыли мы его быстро и без особых проблем. А вот обучение всем нюансам работы потребовало немало времени, сил и финансовых затрат. Ведь нюансов очень много. Прежде всего нужно было подобрать сорт кофе (а это непросто), сформировать для себя стандарты в работе, научить наших барист работать по этим стандартам. Мы считаем, что баристы являются лицом наших кафе. Кстати, за обучение каждой из них мы заплатили по 10 тысяч гривен.
На старте проекта средств у нас было немного. Но мы получили на его реализацию грант в размере одного миллиона гривен от Украинского ветеранского фонда Минветеранов Украины. Это очень мощная поддержка, которая позволила нам в сжатые сроки достичь уровня стандартов в работе, которые мы для себя установили.
Хотя с выплатой нам второго транша гранта вышла задержка (мы должны были его получить в начале нынешнего года, но его дали только недавно), мы уже арендовали помещение для нашего третьего заведения, сейчас делаем там ремонт.
Читайте также: «Первые месяцы было очень больно»: мама погибшего бойца в его честь открыла кофейню
— Вы удовлетворены уровнем доходов, которые приносят две уже работающие кофейни?
— Прибыли неплохие, другое дело, что кофеен нужно больше, потому что финансовые расходы у нас значительные. Будет больше заведений — у нас будет больше денег.
— На что их тратите?
— Пока у нас не такие заработки, чтобы покупать для ВСУ автомобили. Когда сеть наших заведений расширится, сможем выделять средства и на это. А пока тратим, например, на оплату аренды помещения нашей общественной организации. Между прочим, в прошлом году я из своей зарплаты военного уплатил более 100 тысяч гривен за коммунальные услуги, начисленные на это помещение. Только за отопление этих 72 квадратных метров пришлось отдать около 50 тысяч гривен. На что еще тратим? На материалы для плетения маскировочных сеток, горючее для машин, задействованных в нашей волонтерской работе, услуги отправки «Новой почтой» посылок военным подразделениям. Мы отправляли им продукты питания, коптеры, разные технические средства, многое другое.
— То есть вашим волонтерам по-прежнему приходится обращаться к сознательным людям и организациям, чтобы собрать на приобретение необходимых вещей для военных?
— Да, для покупки некоторых вещей продолжают проводить такие сборы.
— В идеале из скольких кафе должна состоять ваша сеть?
— Зависит от того, сколько хотим заработать. Если зададимся целью ежемесячно покупать для армии дрон за миллион гривен, то нужна сеть, наверное, с полсотни кофеен. Если брать так называемые дроны-тройки по 100 тысяч гривен, то хватит и пяти кафе. А если говорить только о финансовом обеспечении нашей общественной организации, то достаточно и трех. Но тремя заведениями мы ограничиваться не собираемся. Думаю, чем больше их будет, тем лучше.
— У вас баристами работают девушки, которые эвакуировались с оккупированных территорий. Вынужденно перемещенные лица имеют приоритет при трудоустройстве?
— У нас в приоритете участники боевых действий, волонтеры и вынужденно перемещенные лица. Девушки обратились к нам, и мы взяли их на работу.
«Получив бесплатную франшизу, ветерану все равно надо иметь примерно 10 тысяч долларов, чтобы открыть собственное кафе»
— Вы сами создавали интерьеры кафе или обратились к профессиональным дизайнерам?
— У нас друзья среди профессиональных дизайнеров. Интерьеры наших кафе — их работа. Задумки дизайнеров также воплотили наши друзья — мастера, профессионально выполняющие работы по ремонту внутренних помещений.
— Кто придумал название сети кофеен «Тихе місце»?
— Я придумал. Было несколько вариантов названия, волонтеры выбрали мое. Смысл названия «Тихе місце» в том, что в кафе уютно и безопасно благодаря воинам на фронте и волонтерам, которые им помогают.
— Что касается передачи ветеранам франшизы на открытие своих кафе под вашим брендом. Уже кто-то из демобилизованных бойцов воспользовался этой возможностью?
— Пока нет. У двоих моих побратимов есть такое желание, но они сейчас на войне.
— Как на практике будет происходить передача франшизы? Возможно, ветераны сначала будут становиться учениками баристы, поработают в уже существующих заведениях вашей сети, чтобы научиться делу на практике?
— Предоставление франшизы я вижу так: будем передавать ветеранам все имеющиеся наработки, вплоть до перечня поставщиков кофе и оборудования, с которыми мы сотрудничаем. Безусловно, будем учить правильно варить кофе, выбирать место для размещения кофейни и вообще всем нюансам, а они (нюансы) есть даже в стаканчиках. То есть речь идет о нашем сопровождении от первого шага до открытия заведения и организации его работы.
— Бесплатной франшизы для открытия кофейни, наверное, недостаточно. Какой для этого нужно иметь стартовый капитал?
— Десять тысяч долларов.
— У вас большая команда?
— Непосредственно в проекте сети кофеен на постоянной основе привлечены пять человек. А в нашей общественной организации — более 100. Направлений деятельности организации несколько. Одно из них — правовая поддержка участников боевых действий и волонтеров. У нас сейчас работает знающий свое дело старательный адвокат, который бесплатно оказывает бойцам правовую помощь.
К тому же мы организовали три хаба, в которых около 100 волонтеров плетут маскировочные сетки для фронта. Также мы открыли бесплатные курсы английского для участников боевых действий, волонтеров и их детей. Военные сейчас на фронте, поэтому учатся в основном волонтеры и дети. Замечу, что я возглавил Киевский союз ветеранов АТО Подольского района более трех лет назад.
— Воюете на фронте вместе с парнями из вашей общественной организации?
— Сейчас в армейском подразделении, в котором я служу, 14 ребят из нашей общественной организации. Остальные — в других подразделениях. Практически все мы воюем с самого начала открытого вторжения — оружие получили незабываемого 24 февраля. Я с побратимами, в том числе с моим братом, участвовал в битве за Киев: в Ирпене, Мощуне, Макаровском районе. Затем — в боях в Запорожской области и на Донбассе.
Ранее собеседником «ФАКТОВ» был известный в Украине и за ее пределами бариста Вадим Грановский, который нашел свой способ приближать Победу. Он основал волонтерский проект Coffee Care: поставляет на фронт качественный натуральный кофе и специальные джезвы для приготовления кофе в полевых условиях.
На фото в заголовке: Дмитрий Мартыненко принимал участие в АТО, а когда началось открытое вторжение, снова пошел на войну (Фото предоставлено Дмитрием Мартыненко)
8375Читайте нас в Facebook