«В витражной росписи ночника-писанки я использовала традиционный писанковый орнамент», — мастерица Валентина Кулпинова
«Искусство смывает пыль повседневности с души», — говорил всемирно известный художник Пабло Пикассо. А знаменитый композитор Эдвард Григ считал искусство загадкой. В любом случае, оно украшает нашу жизнь.
«ФАКТЫ» продолжают серию интервью с украинскими мастерами хендмейда, работы которых восхищают весь мир. Несмотря на войну и вопреки ей, они создают красоту. Кто-то делает цветы из фарфора, которые не отличить от настоящих, кто-то — милые мягкие игрушки или оригинальный декор для интерьера. Сегодня в социальных сетях существует немало тематических групп, где мастера представляют свои работы.
Действительно, удивительное искусство — витражная роспись. Изысканное и филигранное, оно завораживает.
О своей новой коллекции светильников с витражной росписью «ФАКТАМ» рассказала мастерица из Луцка Валентина Кулпинова. У ее творчества есть ценители в разных странах мира: Польше, Дании, Германии, Нидерландах, США…
«Очень люблю сочетание растительного орнамента с геометрическим»
— Валентина, расскажите о вашей новой коллекции светильников с витражной росписью.
— Работы разнообразны. Например, в росписи одного из плафонов я использовала традиционный писанковый орнамент (фото в заголовке). Сейчас работаю еще над одним ночником — писанкой. Пасхальных орнаментов такое многообразие, что это не может не поражать. Они символизируют то, о чем обычно мечтают люди, — гармонию, любовь, здоровье, долголетие, достаток… Красочные, колоритные узоры создают особое настроение. Очень люблю сочетание растительного орнамента с геометрическим. Среди любимых цветов — ружа (роза), колокольчики, эдельвейс, который, по народным поверьям, является символом счастья и любви… А вот, например, ночник с фантазийным цветущим садом и лисичкой.
И еще один — с кувшином. Кувшин — символ наполненной жизни. Народная мудрость говорит: «Из кувшина в кружку можно налить только то, что в нем находится».
— Очень красиво! Интересно рассматривать каждую деталь…
— А вот этот ночник о лесе, багряных дубовых листьях, красной калине, красивых удодах… Большинство моих работ со сказочными мотивами. Это не раз отмечали и ценители моего творчества. Такие работы как будто переносят в детство. «Мечтайте!» — главный месседж моего творчества. Среди моих работ и деревянные настольные лампы с элементами аутентичной косовской росписи керамики. Местные мастера использовали ограниченное количество цветов: белый, зеленый и различные оттенки желтого. Кстати, недавно я получила интересный заказ сделать ночники для отеля в Карпатах. Мне это было очень приятно, ведь их там увидит огромное количество гостей.
— Чем отличается витражная роспись от просто росписи по стеклу?
— Витражная роспись — это заливка красок в контуры таким образом, что каждая краска сама по себе, отдельна. А роспись стекла — это как рисование на холсте, дереве или других поверхностях, только основой служит стекло: мазки ложатся друг на друга, краски смешиваются…
Читайте также: «Передать картинку на торте пищевыми красителями с помощью аэрографа очень сложно», — кондитер Ольга Черней
— Как создается витражная роспись?
— Для росписи нужны краски и контуры хорошего качества, кисточки, спирт для очистки стекла и сам объект росписи. У меня это преимущественно плафоны и стекла для вставки в ночники. Особенно эффектно плафоны выглядят на улице в солнечный день. Под лучами солнца они играют всеми красками. Ранее также расписывала зеркала. Витражная роспись начинается с обезжиривания поверхности, нанесения контура на стекло по схеме, которую предварительно надо нарисовать на бумаге. Затем происходит сушка контура, после чего можно приступать к цветной заливке. Это самый приятный и самый долгий процесс. А уже после этого осуществляется сушка готового рисунка.
«Очень долго могу разглядывать работы известных украинских художниц: Полины Райко, Марии Примаченко и Екатерины Билокур»
— Что самое сложное в вашей работе?
— Для меня ничего особенно сложного в росписи нет, потому что уже есть опыт, а начинающим, пожалуй, наиболее сложно нанести ровные однородные линии контура, залить их красками без выходов в другие зоны и не оставить пропущенных участков. Ко всем тонкостям росписи я шла самостоятельно. Это непростой путь. Каждая мелочь важна, если стремишься к совершенству.
— Всегда интересно представить мастерскую, где создается красота. Какая она у вас?
— На самом деле мастерской может служить любое помещение с хорошей вентиляцией и освещением. Обязательно идеально чистое, потому что наибольший вред изделию наносит пыль, если попадет на стеклянные поверхности. Моя мастерская — это обычная комната дома. Работаю, как правило, в безворсовых перчатках. В начале, когда еще не было опыта, руки всегда были в краске и порезах. Работая с красками на основе растворителя, надеваю маску.
Читайте также: «Моих сказочных зверушек не раз принимали за настоящих», — мастер Ирина Попова
— Что вас обычно вдохновляет?
— Для вдохновения нужно хорошее настроение. Его создают родные, цветы и домашние любимцы. Ведь где настроение, там идеи и творческая продуктивность. А еще вдохновляет искусство. Очень долго могу рассматривать работы известных украинских художниц: Полины Райко, Марии Примаченко и Екатерины Билокур. И, конечно, большой источник вдохновения — теплые слова ценителей моего творчества. У меня таких отзывов целая коллекция. Сохраняю каждый. Приятно, когда человек, говорит, что он в восторге от моей работы и заказывает еще один светильник — либо для себя, либо в подарок родным или друзьям.
— Как считаете, в чем секрет популярности ваших изделий?
— Как и любой вид творчества, витражная роспись дает художнику возможность реализовывать себя и нести в мир что-то красивое. Ночники, зеркала, посуда с витражной росписью очень красивы, поэтому это искусство так популярно.
«Для себя я сделала ночник с петушками»
— Теряет ли витражная роспись со временем яркость?
— Я использую качественные краски мировых брендов, которые на рынке уже сотни лет. То есть проверены временем. Надеюсь, что плафоны, расписанные этими красками, будут служить очень долго. Конечно, пребывание изделия на морозе или палящем солнце не пойдет ему на пользу. Поэтому этого надо избегать. А вообще в уходе плафоны с витражной росписью неприхотливы. Нужно лишь время от времени протирать влажной тряпкой пыль.
— Какая из работ ваша любимая?
— Люблю каждую работу. Особенно нравятся гуцульские орнаменты и сочетание насыщенных цветов в них.
Читайте также: «Наборы для ухи украинского производства поражают изысканностью и красотой», — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк
— Какой ночник с витражной росписью у вас в личном пользовании?
— Для себя я сделала и включаю каждый вечер ночник с петушками. По народному поверью, они — символ победы добра над злом.
— Валентина, над чем работаете сейчас?
— Над ночниками с писанковыми орнаментами. Наши традиции, культура — все удивительное. Стоит не забывать об этом и переносить традиционную красоту в современность.
Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с мастерицей Светланой Иващенко, которая открыла секреты создания красоты: «Именно бусины ручной работы придают украшениям неповторимость».
Фото из альбома Валентины Кулпиновой
178Читайте нас в Facebook