Актер и режиссер дмитрий иосифов, сыгравший в детстве буратино:»за время съемок я сносил 50 длинных носов и 30 пар деревянных ботинок»
Веселые приключения длинноносого деревянного человечка впервые показали по Центральному телевидению именно в новогодние праздники. Спустя 30 лет маленькие актеры заметно повзрослели и уже обзавелись собственными детьми. Жизнь, как могла, разбросала их по свету. Таня Проценко, сыгравшая Мальвину, — поэтесса, Рома Столкарц, ее экранный воздыхатель Пьеро, стал врачом-педиатром и уехал в Израиль, Артемон Томас Аугустинас теперь процветающий бизнесмен и живет в Канаде, Гриша Светлорусов, он же Арлекин, окончил высшую школу КГБ
А вот главный герой, воплотивший на экране образ веселого Буратино, Дмитрий Иосифов, случайно попавший на съемочную площадку, навсегда связал свою жизнь с кино. Теперь Дмитрий — известный в киношных кругах режиссер. Как у истинного фаната своего дела, у него много работы. Об интервью мы договаривались несколько раз, и наконец-то наша встреча состоялась в студии, что находится в гостинице «Белград». Хотя было воскресенье, Дима работал — отсматривал черновой монтаж очередной серии «Убойной силы», где Вася Рогов с коллегами попадает в плен к африканскому племени.
Дима, вальяжно развалившись на диване и глядя на экран, давал советы, время от времени делая пометки в своем дневнике. В 39-летнем человеке угадывались черты вечно радостного Буратино. По крайней мере, улыбка в 32 зуба и ямочки на щеках остались!
«Меня сразу же утвердили на роль Арлекина»
- Африканские пейзажи для «Убойной силы» небось в Крыму снимали? Мыс Доброй Надежды уж очень смахивает на Севастопольские бухты
- Что вы, все снималось в ЮАР. Где бы мы здесь столько негров нашли? (Улыбается. ) Пришлось бы привозить, а это в копеечку бы влетело.
- Дмитрий, признавайтесь, какие еще кино- и телешедевры сняли?
- Две серии «Убойной силы», десятки рекламных роликов, среди которых «Тефаль», «Панасоники», чай «Дилма», несколько реалити-шоу. Помните «12 негритят», когда участники шоу искали в Европе 12 килограммов чистого золота? А еще всеми любимый «Последний герой».
- Давайте все по порядку. Сами-то как попали в кино?
- Совершенно случайно! Мое детство тихо и спокойно протекало в городе Минске. Как сотни обыкновенных советских мальчиков, я учился в школе и даже мечтать не мог о всесоюзной славе. В школе фигурного катания, на уроке хореографии, меня и нашли. Детей для съемок фильма-сказки «Приключения Буратино» искали по всей стране.
Меня сразу же утвердили на роль Арлекина. А вот главного героя Буратино искали долго. Перепробовали сотни мальчиков! Режиссеру фильма Леониду Нечаеву никто не нравился. А я на кинопробах нехотя согласился подыгрывать разным актерам. Поначалу я вообще не особенно хотел сниматься в кино, правда, когда втянулся, мне очень понравилось. Когда режиссер сказал: «Стоп! Снято!», я даже не понял, что все закончилось.
- Долго снимали «Буратино»?
- Полгода. Из них ровно 98 дней летом в Крыму, потом месяц в Прибалтике, а затем в павильонах «Беларусьфильма». Со мной на съемки по очереди, сменяя друг друга, ездили все: мама, папа, бабушка. Взрослым тоже было интересно, они ведь никогда не сталкивались с кино. Мама — биолог, папа — машиностроитель.
- Помимо приятных воспоминаний, что-то от съемок осталось на память?
- Долгое время у меня в шкафу висел костюм Буратино, но из-за частых переездов он не сохранился. Правда, башмачки деревянные остались. Их для меня делали по спецзаказу. Настоящие деревянные сабо! За время съемок я износил, наверное, пар тридцать. Они то и дело разлетались! Я рос, и их делали прямо по ноге. Изнутри специально проклеивали поролоном, тканью, иначе я ходил бы с окровавленными ногами
- Ага, только, помнится, в одном из кадров вы по оплошности появились в белых сандалиях на микропорке
- Да (смеется), это даже в фильм вошло. Правда, не в сандалиях, а в ботинках. Это во время обеда на полянке у Мальвины Чтобы не ходить на площадке в сабо, я переобулся И, в общем, это всегда более или менее проходило, а тут забыл надеть сабо, и никто даже не заметил.
- Могу себе представить, как было весело на съемочной площадке
- Забавных случаев было много, но большинство из них не для печати. Леонид Нечаев был тогда молодым режиссером и компанию собрал ТАКУЮ жуткую!.. Тех, кого вообще больше ни в какие картины не брали. Там ТАКОЕ случалось! Один раз дорогущую камеру чуть не разбили. Она полетела со скалы под откос, благо, оператор успел схватить ее, обнять, скатиться вместе с ней и таким образом спасти.
«Дублеров у нас не было — все делали сами»
- Говорят, Басов на съемках крепко закладывал за воротник
- В фильме «Про Красную Шапочку», где я играл Волчонка, Басов так напился, что на ногах не стоял. Должны были снимать сцену, когда игравшие волков Владимир Басов и Николай Трофимов, в женских нарядах, с кружевными зонтиками, бегали по лесу.
Басов упал, не дойдя до нужного дерева, его не смогли поднять Съемку пришлось перенести. Но это такое дело И Басов, и Трофимов — гениальные актеры. Слабости есть у всех!
- Вы тогда понимали, что рядом с вами великие актеры?
- Не-ет. Я тогда не знал ни истории кино, ни где эти актеры снимались
- А Быков?
- Ну, Быков-то был очень известный! Правда, я тогда не воспринимал его как великого актера и режиссера. Вообще, Быкова я побаивался: когда я висел вниз головой, он закручивал меня до тошноты! Не понимал, что мне плохо. Он работал на себя и на результат. Он и свою жену Елену Санаеву, которая играла Лису Алису, просто загонял до смерти, доводил до истерики. Она падала без сил, а он кричал: «Ты — бездарь, бездарная актрисулька!»
Быков из тех людей, которые не щадят ни себя, ни других. И вообще был большим выдумщиком. Помните, когда кот Базилио съезжает на попе по ступенькам и говорит: «Пода-а-айте слепому коту на пропитание!.. » Эту сцену придумал Быков. Никому ничего не сказав, он снял в автобусе сиденье, сел и на нем съехал. Когда все сняли, сиденье разлетелось в пух и прах. Водитель, увидев, что испортили автобус, за который он материально отвечает, полез в драку. Их еле разняли.
А вот в Гринько и Катине-Ярцеве я просто души не чаял. Их доброта чувствовалась не только на съемочной площадке. А Этуша я не любил! Побаивался. Видимо, что-то в нем было как в человеке не очень приятное, да еще и роль такая
Однажды я хорошенько отыгрался на Владимире Абрамовиче. Снимали сцену, когда Буратино сидит на сосне и бросает в Карабаса шишки. Настоящие большие сосновые шишки Режиссер то и дело повторял: «Ты же не по-настоящему бросаешь». И тогда-то я отпустил коней. Это было, конечно, больно.
- Вашей партнершей по съемочной площадке была легендарная Рина Зеленая
- Встречу Буратино с Черепахой Тортиллой снимали под Минском на натуре. Вырыли пруд, а дело к зиме — ноябрь. Холодно! Идет подготовка, устанавливают свет, настраивают камеру, а я сижу в тонкой курточке из бязи. Температура воздуха плюс 8-10, вода — плюс 4, изо рта пар идет Кстати, за время съемок я два раза перевернулся и искупался в холодной воде.
- Зеленая ведь прилетела в Белоруссию только на один день, у нее накануне умерла единственная сестра
- Она была такая печальная, рассказывала грустные истории Поскольку Рина Васильевна плохо ходила, ей по рекомендации врачей надо было постоянно двигаться. Она опиралась на меня, и мы, пока устанавливали камеру, медленно гуляли вокруг пруда.
- А романы на площадке случались?
- Романов не было, симпатии — да! Таня Проценко, сыгравшая Мальвину, была просто красавица Рома, игравший Пьеро, даже ухаживал за Таней. Она ему очень нравилась не только по сценарию. А так, какие там романы, мы ведь еще дети были: Таньке — 7 лет, мне и Ромке — по 9, Томасу — 8 Чаще всего в перерывах между съемками мы играли в индейцев (смеется).
- У вас были дублеры? Ведь наверняка приходилось выполнять опасные трюки.
- Дублеров не было — все делали сами. Пару раз, правда, действительно было не очень приятно. Например, сцена в харчевне, когда Дуремар и Карабас в кувшин, в котором спрятался Буратино, бросают кости, и кувшин разбивается. Режиссер, помню, жутко переживал, у него даже ладони вспотели.
Во-первых, никто не решался разбить кувшин Он был огромный и тяжелый — килограммов 300! Я туда целиком залезал. Его, естественно, подпилили изнутри, иначе только кувалдой можно было разбить Все боялись в кувшин, в котором сидит ребенок, бросать кружку с камнями на дне — для тяжести. В конце концов режиссер решился сам.
Сижу в темноте: «Камера, мотор!» Это был единственный раз, когда действительно было страшно! Мне сказали: как только услышу удар, толкать кувшин. Когда кувшин раскололся, горловина повисла на моей шее. На площадке все ахнули! Я не растерялся — догадался сбросить горловину да еще и нос показать Карабасу.
«Золотой ключик забрал себе режиссер»
- Признайтесь, золотой ключик у вас?
- Хотел забрать его после съемок, не дали Его потом Леонид Нечаев забрал. Он у него теперь дома висит в коллекции ключей на входной двери.
- Вы ведь, помимо удовольствия, еще и зарплату, наверное, получали? Много платили?
- Копейки. Сто рублей в месяц
- Ничего себе копейки, тогда зарплата инженера была 120 рублей.
- Ну какие это деньги были Мне же 9 лет было. И в деньгах как таковых не нуждался За девушками не ухаживал Зачем мне деньги? Мороженое мне и так покупали.
- Вот-вот, давайте поговорим о девушках. Наверное, после того как наутро вы проснулись знаменитым, поклонницы письмами завалили?
- Писем приходили тонны. Мне их показывали, но я их даже не все читал. Они приходили и на телевидение, и на киностудию Больше 70 мешков. Какие-то мне давали читать Но я на них не отвечал.
Что же до девушек, то я не пользовался у них успехом. Тогда это была трагедия Я же был очень маленького роста. Мне всегда с девочками было нелегко дружить Это позже я вырос, а в детстве рос медленно, меня даже возили по врачам. Из-за маленького роста (метр пятьдесят с небольшим) меня и на актерский брать не хотели Но на третьем курсе института я вдруг вытянулся — вырос на 22 сантиметра.
- А Буратино долго дразнили?
- До-о-олго. Всю школу — так точно. Да и потом еще, по разным причинам. Приевшаяся кличка. Я сначала обижался, потом перестал.
- Помимо Буратино вы сыграли Волчонка в «Красной Шапочке», мальчика-коридорного в «Проданном смехе», позже тоже снимались. Вы ведь не собирались посвящать свою жизнь кино?
- Думал поступать в политехнический институт и связать свою жизнь с порошковой металлургией. А в кино просто интересно было себя попробовать Экзамены в творческих вузах были на месяц раньше. Вот и сдал документы сразу в несколько. Поступил во ВГИК, в творческую мастерскую Баталова. Но я как-то по-детски сделал выбор. Во ВГИК тогда набирал и Марк Захаров, а я даже не знал, кто такой Захаров. А Баталова знал, тогда фильм «Москва слезам не верит» только-только вышел на экраны, и Баталов был очень популярен! Отучившись в Москве, вернулся по распределению в Минск, тогда ведь с этим строго было. Там-то и закончил режиссерский.
- В конце 80-х по стране прокатился слух, мол, мальчик, сыгравший Буратино, погиб в Афганистане
- Да, ходил такой слух. Я потом, кстати, то же и про Чечню слышал. Знаю, что Нечаев плакал, думая, что я погиб. Впоследствии многие говорили: «А мы тебя уже похоронили!»
- Долго жить будете!
Сейчас у Дмитрия счастливая семья и дом — полная чаша. Со своей будущей женой Натальей он познакомился в приемной комиссии Московского института стали и сплавов, когда сдавал за своего брата документы. Девушка поступила, но ей так и не удалось окончить вуз и стать инженером. Теперь она работает художником по костюмам в известных российских сериалах. Кстати, от жены Дмитрий полгода скрывал, что он тот самый Буратино, говорил, что работает на овощной базе. Папой Дима стал рано, в 21 год. Сейчас он воспитывает 18-летнего Андрея и 10-летнего Антона. Старший пошел по стопам отца, поступив на операторский факультет. Младший учится в школе и с выбором пока не определился.
Читайте нас в Facebook