ПОИСК
Культура и искусство

В руках самого крупного в мире виртуоза-скрипача дирижерская палочка казалась спичкой

0:00 6 апреля 2001
Виолетта НАУМЕНКО специально для «ФАКТОВ»
В Киеве состоялись концерты мировой знаменитости Сергея Стадлера

Сергей Стадлер, концертные программы (Национальная филармония, 3, 4 апреля)

Одного маститого музыканта как-то спросили: правда ли, что скрипачом нужно родиться? На что тот резонно заметил: «Истинная правда. Не родившись, невозможно играть на скрипке». Это первый совет для тех, кто желает овладеть скрипичным мастерством -- сначала попытайтесь родиться. Ну и, кроме того, желательно родиться Сергеем Стадлером. Поскольку талант этого скрипача до неприличия явственен. Об одаренном музыканте говорят, что в десять лет он -- гений, в 20 -- талант, а в 30 -- обыкновенный человек. Сорок лет (теперешний возраст Стадлера) не стали для него закатом, а скорее кульминацией творчества. Есть поверье, что чем раньше проявляется талант, тем быстрее он «сгорает». Стадлер же, начав свое победное шествие еще в 14 лет, после победы на Международном конкурсе скрипачей в Праге, и по сей день одна из ярчайших звезд в области скрипичной музыки.

Первый концерт в Киеве был посвящен произведениям Фрица Крейслера -- австрийского композитора, писавшего скрипичную музыку «со знанием дела», поскольку сам композитор был изумительным скрипачом-виртуозом. Произведения из исполненного Стадлером цикла «Классические рукописи» имеют любопытнейшую историю. Дело в том, что этот сборник хитрец Крейслер сначала издал не под своим именем, а подписал… фамилиями старинных композиторов -- Баха, Корелли, Пуньяни и т. д. Фокус, впрочем, удался -- музыка Крейслера была прекрасно «подогнана» под стиль каждого из великих. Крейслер играл эти «чужие» произведения наряду с теми, которые признавал своими. Отзывы о них проникали в прессу: «Мистер Крейслер имеет плохую привычку добавлять к своей прекрасной программе старинных произведений собственные посредственные композиции, составляющие контраст с окружающими их шедеврами». И тут Крейслер делает ход конем: убедившись в полном признании и успехе этих «старинных шедевров», скрипач-виртуоз вдруг «признается» мировой общественности, что на самом деле это… его собственные пьесы. «Компетентные» критики Европы и Америки были потрясены и посрамлены, а Крейслер быстро добился признания и как композитор. В первый день концертная программа как раз и состояла из этих «старинных шедевров», а также из «легальных» творений автора, написанных в конце XIX -- первой половине XX века.

К сожалению, не могу сказать, что концерт оставил яркое впечатление. Пожалуй, виной тому репертуар. Експрессивно-энергичному Стадлеру как-то не к лицу изящно-тонкий Крейслер. Я ловила себя на мысли, что вместо этого мне хотелось услышать столь блестяще удающиеся Стадлеру произведения Паганини, Сарассате или Вьетана, при исполнении которых скрипач может показать свою фантастическую технику. Но, увы, маэстро посчитал иначе, отдав предпочтение невыигрышным для него произведениям. Впрочем, великан-виртуоз (Стадлер -- мужчина недюжинного телосложения), в чьих руках скрипка казалась еще меньше, уже одним своим присутствием гипнотизировал зал. Хотя какая-то неодназначность все-таки повисла в воздухе -- слишком уж нетрадицонна его манера исполнения.

РЕКЛАМА

На следующий день Стадлер не менее импульсивно дирижировал «Фантастической симфонией» Г. Берлиоза. Отдав тем самым дань современной моде, когда скрипач рано или поздно становится «по-совместительству» дирижером. Стадлер-дирижер столь же экспрессивен, как и скрипач. Он прямо-таки «поджигает» оркестр своим темпераментом, заставляя его играть эмоциональней и лучше. Украшением вечера стала также солистка Национальной оперы Украины Ирина Семененко, исполнявшая романсы и арии из известных опер.

РЕКЛАМА

410

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров