«Жесткая президентская республика»: Данилов озвучил идею, которая родилась на Банковой
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов считает, что Украина должна в будущем перейти на президентское правление. Об этом он заявил в интервью изданию «РБК-Украина». В частности, Данилов сказал: «Нам раз и навсегда нужно определиться, какая у нас страна. Если мы являемся президентской республикой, надо сказать: давайте делать президентскую республику, где президент — это глава исполнительной власти, отвечает за все эти процессы. И тогда у нас с вами все хорошо.
У нас получается, что мы всенародно выбираем президента, на него возлагаются надежды, но по Конституции у нас парламентско-президентская республика. Ну, тогда по логике парламентско-президентской республики президента нужно избирать в парламенте и поставить точку в этом вопросе. Но народ не хочет, чтобы у него забрали право избрания президента.
Если вы хотите мое личное мнение, я могу сказать. Я за жесткую президентскую республику. Почему? Потому что тогда есть ответственный человек, который понимает, на что он идет, зачем и так далее. В нашей истории трудно найти факты, когда без личности можно было сделать рывок вперед. Это не только в нашей истории. Сегодня все страны фактически создают личности".
Заявление секретаря СНБО вызвало большой резонанс в обществе. Многие увидели в словах Данилова о «жесткой президентской республике» попытку президента Зеленского узурпировать власть и стать диктатором. Но есть и такие, кто считает усиление роли президента в Украине панацеей от любого кризиса в стране.
«ФАКТЫ» решили выяснить у экспертов, насколько реальна смена правления в Украине и какие последствия могут ожидать нашу страну, если будут внесены изменения в Конституцию и глава государства получит всю полноту власти.
Евгений Магда: «Тот, кто легко прогнозирует очередной Майдан в Украине, тот недооценивает ход событий в нашем государстве»
Директор Института мировой политики Евгений Магда считает, что разговоры об укреплении президентской власти в Украине появились именно сейчас из-за того, что в последнее время упал рейтинг президента Зеленского. Однако, как считает политолог, внести изменения в Конституцию Украины будет не только не простой, но и опасной задачей.
— Для смены формы правления в нашем государстве необходимы изменения в Конституции, — говорит Евгений Магда. — Это не может произойти в один момент, здесь и сейчас. Необходимо определенное количество голосов депутатов Верховной Рады, которое будет очень сложно набрать действующей власти для этих изменений в Основной закон.
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов, на мой взгляд, сейчас произвел зондирование почвы на предмет внесения изменений в Конституцию, и это было напрямую связано с падением рейтинга Владимира Зеленского и падением популярности «Слуги народа».
Я не думаю, что подобные изменения готовятся к следующим президентским выборам. Скорее всего, это элемент проверки общественного настроения. По большому счету — это констатация факта, что у власти и лично у президента Зеленского много чего не вышло. Возникли существенные проблемы, и Офис президента предлагает украинцам, казалось бы, простой рецепт, который заключается в том, что если в Украине будет сильная президентская власть, то у них абсолютно все получится.
— Судя по всему, в нынешнем парламенте набрать две трети голосов для внесения изменений в Конституцию Украины не удастся. «Слуги народа», казавшиеся еще недавно монолитными, постепенно разделяются по сферам влияния…
— Да, это сложное задание, которое потребует привлечения определенных финансовых и организационных ресурсов. Но вот насколько это реально? Я могу только напомнить про события 2004 года, когда уже пытались изменить Конституцию, и успеха эта попытка тогдашней власти так и не принесла.
— Как вы думаете, Алексей Данилов в том интервью, говоря о «жесткой президентской республике», высказал собственное мнение?
— В том же интервью Данилов говорит, что в СНБО, секретарем которого он является, существует достаточно четкая субординация. Мне кажется, что тут все должно быть понятно. Данилов озвучил идею, которая родилась на Банковой.
— Какие могут быть последствия для Зеленского и других представителей действующей власти, если они совершат попытку перехода к президентскому правлению?
— Я думаю, что общество будет против этого и даст отпор.
— Речь идет об очередном Майдане?
— Нет. Тот, кто легко прогнозирует очередной Майдан в Украине, тот недооценивает ход событий в нашем государстве. Пока сложно спрогнозировать, что может произойти лишь только после одного заявления секретаря СНБО. Скорее всего, ничего не будет. Заявление — это всего лишь заявление. А вот если будет вноситься соответствующий законопроект, тогда и будут определенные действия со стороны общества и со стороны оппозиции.
Олег Постернак: «Наши западные партнеры вряд ли будут в восторге от гиперукрепления власти президента»
Руководитель Центра политической разведки, политтехнолог Олег Постернак считает, что Конституция Украины образца 1996 года немного устарела, а граждане Украины, согласно социологическим исследованиям, хотели бы видеть во главе государства сильного президента. Однако увеличение полномочий президента может очень не понравиться нашим западным партнерам.
— Для изменения конституционного устройства в Украине необходимы, как минимум, две вещи. Это внесение соответствующего законопроекта об изменении действующей Конституции и всеукраинский референдум, — уверен Олег Постернак. — Я думаю, что в Офисе президента такой вопрос вполне мог рассматриваться по нескольким причинам.
Первая причина — это то, что полная перезагрузка всей системы власти в Украине позволит решить проблемы 2023 года, когда парламентские выборы должны произойти за полгода до президентских. Вполне возможно, что существует такая идея, чтобы эти выборы провести одновременно.
Второй момент: украинская Конституция 1996 года не соответствует современным требованиям. Это действительно должен быть новый социальный договор между гражданским обществом и украинской властью.
Третья причина — это возможность впервые опробовать элементы демократии на основании «Закона о всеукраинском референдуме» путем привлечения народа к управлению государством.
Теперь поговорим о том, что будет мешать этому процессу. Во-первых, это международное давление. Наши западные партнеры вряд ли будут в восторге от гиперукрепления власти президента. Второй момент — это наличие сильной оппозиции, которая на почве критики инициатив власти, обвинений Зеленского в стремлении к диктатуре может для себя собрать хороший электоральный капитал и ввергнуть страну в политический кризис.
Третий момент — неактуальность этой повестки в условиях пандемии, проблем с кислородом для больных коронавирусом, с больницами, с их финансированием. По сравнению с первоочередными социальными вопросами вопрос об укреплении президентской власти может показаться украинцам несвоевременным. И это, несмотря на то что большинство украинцев все-таки склоняются к тому, чтобы в Украине была именно президентская форма правления. Об этом можно узнать из результатов опросов, которые проводились ранее на эту тему.
— Насколько реально, чтобы со временем Украина стала президентской республикой?
— Думаю, что это пока нереально. Многие влиятельные политики могут выступить в защиту парламентаризма. Например, тот же экс-спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков, который способен подхватить эту тему для собственного позиционирования и для того, чтобы удерживать какое-то медийное влияние. На критике возможных изменений в Конституцию Украины Разумков может существенно нарастить свой рейтинг, что, конечно же, скажется на личном рейтинге президента Зеленского. А это очень плохой сценарий для власти.
Скорее всего, пока, кроме заявлений об укреплении президентской власти, на данный момент ничего не будет. Может быть, что-то изменится в некой годичной перспективе.
— А если, гипотетически, изменения в Конституцию захотят внести уже в ближайшее время, где Зеленский наберет необходимые 300 голосов в Верховной Раде?
— Это то, что касается внесения изменений в Конституцию. А если принимать абсолютно новый Основной закон на всеукраинском референдуме, то тут несколько иные требования. Я знаю, что этот вопрос для очень многих кажется диким. Но, как вариант, учитывая, что Украина — это страна непрогнозируемых сценариев, речь может идти именно об абсолютно новой Конституции, которая может быть принята на референдуме, исходя из пятой статьи Основного закона, в которой говорится: «Право визначати і змінювати конституційний лад в Україні належить виключно народові і не може бути узурповане державою, її органами або посадовими особами».
Но это опасный и непрактичный сценарий. Хотя, давайте вспомним, что попытки усилить президентские полномочия принимались и при пятом президенте Украины Петре Порошенко, когда глава государства получил возможность назначать директора Национального антикоррупционного бюро. Тяга к увеличению полномочий президента — очень характерная тенденция украинской политики в последние годы.
Что касается секретаря СНБО Алексея Данилова, то это отнюдь не первое его громкое заявление. Так, недавно резонанс в Украине вызвало его предложение перейти с кириллицы на латиницу.
Между тем народный депутат Украины нескольких созывов Иван Заец, один из авторов Основного закона, уверен, что использовать Конституцию для усиления власти недопустимо.
О том, как работали над текстом Конституции 1996 года и как ее принимали 25 лет назад, читайте в эксклюзивном интервью «ФАКТОВ»: Иван Заец: «Ныне самой большой нашей проблемой является низкое качество власти»
Фото в заголовке — скрин с видео
Фото со страниц Евгения Магды и Олега Постернака в Facebook
2016Читайте нас в Facebook