Не стоит говорить, что «все будет хорошо»: психолог о том, почему не все украинцы «привыкли» к войне
Война продолжается, и в людях растет напряжение. В последний месяц весны сотрудники Киевского городского центра гендерного равенства, предотвращения и противодействия насилию зафиксировали увеличение количества обращений и предоставили 1403 консультации. По их словам, чаще всего люди обращались к психологам по поводу фантомных звуков взрывов, панических атак, страха умереть, потерять семью или снова попасть под оккупацию. Также много обращений поступило из-за ссор с детьми и кризисов в семейных отношениях. Почему после более года полномасштабной войны не все украинцы смогли «привыкнуть» к таким вызовам — спрашиваем у психолога.
- Из-за домашнего насилия в наш центр обратились 316 женщин и 58 мужчин. Еще 107 человек получили консультации от мобильных бригад социально-психологической помощи, которые функционируют в городе. Увеличилось и количество людей, которые находились в комнатах кризисного реагирования. В мае такими услугами воспользовались 48 человек: 27 женщин, 18 детей и 3 мужчин. В приютах находилось 9 человек, — пояснила «ФАКТАМ» Елена Штыря, психолог Киевского городского центра гендерного равенства, предотвращения и противодействия насилию. — Рост психического напряжения внутри человека вызван различными внешними факторами: увеличение обстрелов, ожидание контрнаступления, увеличение цен вместе с уменьшением доходов, отсутствие стабильности
Читайте также: «Очень действенная техника»: украинская певица рассказала, как преодолевает стресс из-за войны
Часто обидчики не осознают истинные причины своего раздражения, перенося вину за него на окружающих. Фантомные звуки взрывов, панические атаки, страх умереть, потерять семью или снова попасть под оккупацию — это реакция на ненормальные обстоятельства, в которых мы все находились и до сих пор продолжаем находиться. Каждый такой случай требует индивидуального подхода. Эти симптомы при возвращении ощущения безопасности после нашей победы могут со временем исчезнуть самостоятельно, но иногда для избавления от этих проявлений нужна помощь специалистов психологов или медиков.
За прошедший месяц увеличилось количество обращений мужчин и детей, но в процентном отношении обращения женщин остаются лидером. Человек неотъемлем от общества и все, что происходит вокруг него, влияет на него, в том числе и увеличение обстрелов и новости о погибших.
— Что вас лично поразило во время общения с людьми, которые жаловались на ту или иную проблему? Часто ли люди плачут, когда делятся этой болью? Как их можно успокоить?
- Больше всего поразило чувство вины за то, что во время войны люди обращаются с личными проблемами. Фраза: «Я понимаю, что сейчас война, извините, что вас беспокою, но у меня проблема… И хотя сейчас война я хочу решить эту проблему, извините, что побеспокоила». Будто во время войны люди не имеют права на личные проблемы. Слезы во время рассказа — это хороший знак, горе надо выплакать, это физиологическая разрядка для организма независимо от возраста или пола. Хуже, когда человек хочет плакать, но не может. Как раз разрешение на слезы может и успокоить человека. Плакать можно, пожалуйста, не сдерживайте слез, поплачьте. Слова: «успокойся», «соберись», «возьми себя в руки» могут усилить чувство вины и стыда. Также не стоит говорить: «все будет хорошо», потому что это может вызвать агрессию сейчас или в перспективе.
Лучше сказать: «Я рядом, ко мне можно обращаться за помощью» — если у вас действительно есть силы помочь.
Читайте также: Не все люди нуждаются в лечении: врач о панических атаках
— Расскажите, что такое фантомные звуки взрывов, причины появления, и как самостоятельно можно это преодолеть?
— Фантомные звуки взрывов — чаще всего встречаются во сне. Человек слышит взрыв, даже ощущает вибрацию от него, и просыпается, хотя в реальности того взрыва не было. На самом деле такое явление было обнаружено и описано учеными еще в мирное время у людей, которые не сталкивались с обстрелами, и тогда причины этого так и не были найдены.
После травматических событий это может свидетельствовать о попытках психики постичь и преодолеть реальный травматический опыт. Нужно ли с этим что-то делать, зависит от того, насколько это явление влияет на качество жизни. Если это единичные случаи, то возможно психика справится с этими проявлениями самостоятельно. Если это системные проявления, то желательно обратиться за помощью к специалисту.
— О страхе умереть и потерять родных. Как это проявляется и что делать, чтобы не сойти, так сказать, с ума?
- Для страха смерти или потери близких сейчас есть все основания. Опять же в зависимости от того, насколько это влияет на качество жизни. Возможно для преодоления этого страха достаточно лишь его осознания. Например: «Да, я сейчас боюсь, но что я могу для себя сделать, чтобы чувствовать себя в большей безопасности?» Если речь идет о родных или близких, которые находятся действительно в опасной зоне, то можно увидеть в них не объекты, с которыми что-то непременно плохое случится, а взрослых людей, которые могут справиться с опасностью или попросить помощи у окружающих. Это о доверии к действиям и выбору других людей. В таких случаях помогает какое-то действие, направленное на помощь, например, вклад в общую победу, это может быть донат на ВСУ, или плетение маскировочных сеток, или другая благотворительность или волонтерство, необязательно связанное с войной.
Читайте также: «Ослабленный иммунитет, проблемы с желудком — это может быть скрытый стресс»: как с этим бороться
— От многих слышу, что война полномасштабная больше года и уже все «свыклись», так сказать. Согласны ли вы с этим утверждением? Потому что в данном случае получается, что привыкли не все.
- «Привыкнуть» к войне — это миф. К этому невозможно привыкнуть, но можно приспособиться. Способы приспособления у каждого человека свои. Иногда это о «замораживании» своих чувств, иногда о принятии, иногда о диссоциации или о бегстве в зависимость.
На самом деле мы применяем все навыки, опыт и ресурс, который накопили еще в довоенное время. Конечно мы осваиваем и новые стратегии, но база для этого все равно предварительно приобретенный опыт. Поэтому если нет опыта экологического проявления своих эмоций, а есть только одна стратегия — сдерживать, то нервный срыв очень вероятное последствие.
— Как остаться в хорошем психологическом состоянии во время войны?
- Вокруг много насилия, мы не все можем прекратить. Единственное, что мы точно можем сделать — прекратить насилие в отношении себя самого (самой). Стать к себе добрее, нежнее, принимающими и поддерживающими.
Ранее «ФАКТЫ» публиковали разговор с психологом Светланой Чунихиной: «Как продолжать жить, когда весь мир слетел с катушек».
1027Читайте нас в Facebook