ПОИСК
Интервью

«Создание лаковой миниатюры — настоящая магия», — мастер Юлия Котова

20:30 10 сентября 2023
Юлия Котова
Вопреки всем испытаниям войны наши соотечественники создают красоту, которой восхищается мир. Это и невероятные украшения, и предметы интерьера, и кулинарные и кондитерские шедевры.

Сегодня собеседница «ФАКТОВ» — полтавская мастерица, занимающаяся лаковой миниатюрой. В интервью «ФАКТАМ» она рассказала о филигранной работе с камнем и раковинами. Многие ее произведения искусства сегодня находятся у ценителей из Израиля, США, Германии, Австралии и других стран мира.

«Очень люблю писать по натуральному перламутру»

— Мой творческий путь в лаковой миниатюре начался 10 лет назад, — рассказывает Юлия Котова. — Это очень интересный вид творчества. Лаковая миниатюра — филигранная работа. Здесь нельзя спешить, а наоборот, следует максимально замедлиться, потому что мазки должны быть точными, изящными и каждый — именно на своем месте. Одно неудачное движение может испортить целый этап росписи.

Создание лаковой миниатюры — настоящая магия. Сначала нужно выбрать камень. Я использую агаты, лабрадориты, яшму, обсидианы, родониты… Затем в камне нужно разглядеть сюжет, а уже после этого начинаются технологические процессы подготовки самоцвета к росписи. В 2020 году я познакомилась с настоящим украинским сокровищем — житомирским лабрадоритом. Украинский лабрадорит — это бездонная, магическая, мистическая глубина! Это что-то, будто из другого мира… Такое таинственное и прекрасное! Мне нравится создавать уникальные лаковые миниатюры на этом камне. Кстати, они могут быть оформлены в оправы и стать украшениями. Еще я очень люблю писать по натуральному перламутру. Больше всего мне нравятся раковины галиотис с их шелковым свечением… Такие миниатюры напоминают какие-то дорогие старинные ткани из-за того, что разноцветные полоски раковины подсвечивают многослойную живопись. Это настоящее чудо…

— Какие ваши любимые сюжеты?

РЕКЛАМА

— В том числе сказочные. К примеру, грибочки-домики, где живут эльфы или феи, а может — гномы? Но там действительно кто-то живет, потому что в окошках словно сияет золотой свет. Это какой-то сказочный мир с синим мерцающим небом, который приглашает вас в гости, чтобы немного вспомнить, что все мы когда-то были детьми и искренне верили в чудо. А вот другая работа. Ночь. Котик сидит где-то возле леса и слушает темноту. Для нас там ничего нет, а для него — это настоящий удивительный мир. Где-то там поет сверчок, ветер шуршит в цветах и травах, в озере квакают лягушки, потому что, наверное, завтра вечером пойдет дождь, а еще дальше, где-то там, в кустах, запищала неосторожная мышка. Еще мгновение — и котик поймает ее, но это будет потом, а сейчас он еще сидит почти неподвижно и шевелит только ушком, слушает… А луна заливает ярким светом озеро и противоположный берег, рисуя на воде мерцающую дорожку. И все это уместилось на одном лабрадорите.

Лаковую миниатюру с котом на житомирском лабрадорите интересно рассматривать в деталях

РЕКЛАМА

— Красота!

— Также очень хорош мадагаскарский лабрадорит. Совершенно другой, совсем иначе чувствуется. На нем изображены цветы айвы. А эта раковина галиотис расписана с обеих сторон. Снаружи на ней изображена чайная роза с незабудками, а внутри живет секрет — там на веточке незабудки сидит бабочка «павлиний глаз». С помощью высококачественной фурнитуры я подвесила раковину на нитку жемчуга. Получилось что-то необычное, словно из другой эпохи. Перламутр галиотиса своим сиянием подсвечивает розу и бабочку и делает их как настоящие. Такие работы лучше рассматривать вживую, потому что ни одно фото не способно передать их красоту.

РЕКЛАМА
Работы Юлии Котовой часто становятся основой для украшений. Одна из таких работ – цветущая айва, изображенная на мадагаскарском лабрадорите

«Работаю без эскизов. Все детали предстоящей работы должны сформироваться в воображении»

— Больше всего я люблю писать цветы и животных, — продолжает Юлия. — Цветы — это, пожалуй, самое красивое, что есть в этом мире. Вот подснежники на агатовом срезе. Я обожаю первоцветы, а подснежники — это моя особая любовь. Ранней весной они первыми дарят незабываемое ощущение того, что жизнь продолжается, что дальше будет что-то хорошее. Такие хрупкие и такие сильные. Не боятся ни мороза, ни снега и продолжают цвести, несмотря на любые прихоти сонной мартовской природы. Еще люблю изображать животных. Они самые положительные существа этого мира. У них есть сила и искренность, и нет лицемерия.

Эта раковина расписана с обеих сторон. Снаружи на ней изображена роза с незабудками, а внутри живет секрет – на веточке незабудки сидит бабочка

— Что вас обычно вдохновляет в работе?

— Что угодно. Иногда это настоящая неожиданность. Даже ощущение какого-то запаха может натолкнуть на творческую идею. А что уж говорить о природе? Она вообще безграничный источник для вдохновения. В ней есть все…

Подснежники на агатовом срезе – еще одна замечательная работа мастерицы

— Что самое сложное в вашей работе?

— Создание каждой работы начинается с идеи, а потом подбираю камень. Но это бывает не всегда. Иногда встречаются самоцветы, в узорах которых уже видны истории. Тогда останется лишь немного их подчеркнуть и сделать понятными для зрителя. Я работаю без эскизов. Все детали предстоящей работы должны сформироваться в воображении. Итак, у нас есть камень и сюжет уже придуман. Далее следуют технологические этапы подготовки минерала к росписи. Лаковая миниатюра интересна тем, что во время живописи чередуются слои лака и красок. В моих работах может быть до 15 слоев. Благодаря этому можно достигать разных интересных эффектов. А еще можно использовать сусальное золото, микрокабошоны, стразы…

Но самый сложный этап всей работы — это финишное покрытие, когда роспись покрывается несколькими защитными слоями лака. Это самый ответственный момент, потому что если на незастывший лак сядет пылинка, то весь слой придется переделать. Но самый коварный момент — это полировка. Это достаточно длительный процесс и выполняется только вручную. То есть 2−4 часа я тру лаковое покрытие сначала наждачной бумагой разной абразивности, а затем кусочком фланели с окисью хрома. И бывает, что могу переусердствовать и протереть до предыдущего слоя лака. И тогда нужно переделывать. Ну, а хороший маникюр мне только снится. После полировки у меня зеленые руки и зеленые ногти. Потом долго отмываю.

Очень красивая лаковая миниатюра на кварце

— Сколько времени вы создаете работу?

— На создание одной работы уходит 2−3 недели. Но может быть и побыстрее. Медленнее тоже бывает. На днях завершила работу, над которой работала все лето. А когда-то сделала миниатюру за 4 дня. Было такое вдохновение, что не могла остановиться и работала по 18 часов в сутки.

— Как правильно хранить лаковую миниатюру?

— Лаковые миниатюры очень живучи, и при правильном хранении и эксплуатации их можно передавать по наследству внукам. Очень желательно хранить работы отдельно от других украшений или камней, если это коллекция минералов. Вообще отлично, если у каждого изделия есть индивидуальная коробочка. Миниатюры покрыты крепким лаком, но их все равно нужно беречь от падений, потому что они могут разбиться. А еще важно содержать их в чистоте. Если роспись носят как украшение, нужно периодически протирать его влажной фланелью, чтобы очистить от кожных секретов (пота и кожного сала), а также от остатков духов, косметики. Можно иногда использовать для очищения слабый мыльный раствор.

Ранее мастер Анна Синица рассказала «ФАКТАМ» о секретах натуральной косметики.

Читайте также: «Вокруг моих ковриков из трав и цветов в Фейсбуке был настоящий ажиотаж — около тысячи перепостов!» — мастер Юлия Гомеляк

Фото из альбома Юлии Котовой

2074

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров