«Прах мужа развеяла над маяком в Норвегии»: жена защитника, погибшего в Бахмуте, выращивает дубы в честь погибших бойцов
Жизнь Татьяны и Сергея Мирошник из Харькова была такой, как и у большинства украинцев. Но мечты и планы супругов разрушила полномасштабная война. В первые дни после вторжения муж добровольцем пошел в военкомат и стал бойцом одной из частей ВСУ. Жена же в целях безопасности уехала с сыном и дочерью за границу. Но в январе 2023 года Татьяна Мирошник в Бахмуте потеряла 46-летнего мужа, прах которого развеяла в Норвегии, потому что так завещал любимый.
Смотрела на весь ужас, который творится во время войны в Украине, сколько гибнет людей, и сердце сжималось от боли. Поэтому женщина приняла решение выращивать дубы в память погибших. Будто продолжение их жизней в деревьях. Потому что они не просто погибшие, а те, кто несмотря на страх смерти, защищали свои семьи. Дуб является символом могущества, мудрости и долголетия. Сейчас она в Германии высадила 300 дубов. Когда вернется в Украину, будет продолжать это делать. Жена павшего воина уверена, что ее инициатива «Посади дерево за каждого погибшего» наберет масштабов по всему миру. Ранее мы писали о том, что в Мукачево посадили 13 тысяч тюльпанов в память о погибшем герое.
«Любимый настолько скучал по нам, что даже не хотел разговоров по видеосвязи»
- Мне до сих пор кажется, что это какой-то страшный сон и в конце концов я проснусь. И мы поедем в очередное путешествие, где будут встречать невероятные пейзажи. Ведь мы так любили этот мир и хотели его познать вместе, — рассказывает «ФАКТАМ» Татьяна Мирошник. — Сергей родился в россии, но мама его — украинка. Еще юношей с родными перебрался в Харьков, получил гражданство. Здесь и зародилась наша любовь. Любимый занимался строительным делом, я — фотографией. Мы воспитывали 13-летнего сына и 17-летнюю дочь. Мечтали, как купим большую собаку.
На второй день после полномасштабного вторжения Сергей пошел на войну добровольцем. Его сначала даже не хотели брать, потому что он из москвы. Но своими поступками он доказал, что настоящий патриот Украины. Так как папа моего мужа всю жизнь служил, много знаний передал ему. Поэтому мой муж в армии учил и других солдат. Помню, как любимый просил меня бежать, но признаюсь, что не верила, что это надолго. Было страшно, ведь практически все аптеки закрыты, в магазинах везде очереди, в голове роились мысли — как смогу прокормить детей. Поэтому таки решилась на выезд в марте. Из вещей — минимум, о фотоаппарате и речи не было. На вокзале тогда собрались тысячи людей. Мы выехали на запад Украины, после того уже в Германию.
Читайте также: Последними словами Назара были «Мама, мы завтра уедем»: в результате обстрела Херсонщины погиб 6-летний мальчик
Муж был обычным рядовым солдатом, нес службу в окрестностях Харькова, дальше был Бахмут в Донецкой области, где творился настоящий ад. Сердце разрывалось от разлуки, но мы постоянно держали связь. Поддерживала любимого как могла. Я понимала, что Сергей видит много того, о чем я и подумать не могла, поэтому помогала ему отвлечься, планируя наше будущее. Любимый настолько скучал по нам, что даже не хотел разговоров по видеосвязи.
— Жизнь Сергея оборвалась под Бахмутом. Вспомните тот страшный день и как вы пришли к мысли кремировать тело?
- Это было 16 января. Я тогда как раз была на языковых курсах, как звонок с неизвестного номера и новость: «Сергей Владимирович героически погиб». Первая мысль — такого быть не может, он же был таким сильным, отважным и, казалось, что бессмертным. Мы же столько всего планировали и верили, что осуществится. Однако на том конце трубки ответили, что, к сожалению, это не ошибка.
Как мне рассказали, произошел взрыв мины, Сергей находился рядом и получил осколочные ранения. Посмертно ему дали звание младший лейтенант. В первые недели у меня было такое ощущение, что душа любимого рядом. Нужно с ним разговаривать. Мысленно. Я вспомнила, что Сергей хотел, чтобы в случае его гибели была кремация.
Читайте также: Осталось четверо детей: в боях за Работино погиб житель Ровенской области
Муж любил Норвегию, она ему нравилась тем, что там много маяков. Он даже мечтал работать возле них, и был разочарован, узнав, что львиная доля из них автоматизирована… И так я пришла к мысли, что прах мужа развею на маяке. После этого начала действовать. Звонила в многочисленные инстанции, ведь не знала, какие документы нужны для перевозки урны за границу. Более того, я никогда никуда далеко не ездила сама, не летала. Поэтому нужно было преодолеть и этот страх.
«Теперь ты смотритель маяка, как и хотел. Вы теперь одно целое. Тебя нет, а свет твой будет светить вечно»
За 21 день отпуска, который мне дали, нужно было успеть. После прощания в Украине с Сергеем я забрала урну, мне сделали перевод документов на польский и немецкий, и отвезла ее в Германию. Далее нужно было найти маяк, который понравится, и куда можно будет добраться каким-то транспортом. Хозяева дома, в котором проживаем с детьми, помогли купить билеты. Далее отвезли в аэропорт, посадили на самолет. Прилетев в город Ставангер, нужно было добираться в ближайшее село, где нужно снова было пересаживаться и ехать к маяку Линдеснес.
Он расположен среди тумана и неспокойных вод Северного и Балтийского моря в южной части Скандинавского полуострова. Это самый старый маяк Норвегии, он был построен на мысе Линдеснес еще в апреле 1655 года. Невысокий, красивый и крепкий — он почему-то ассоциировался с моим Сергеем.
Добравшись до села, я узнала, что билеты в выходные дни не продаются. Но это не сломало меня, ведь перед тем я настраивала себя, что будет все наилучшим образом! И я обращалась ко всем людям, которых встречала, пользуясь переводчиком на телефоне. Зашли в магазин погреться и спросила женщину с ребенком, не может ли она помочь. Она согласилась и отвезла нас к маяку, который находился в 29 километрах.
— Она знала, что вы планируете делать возле маяка?
- Нет. Просто говорила, что очень-очень нужно там побыть. Я не знала, как она к этому отнесется, когда расскажу правду. Возле маяка большие камни, о которые ударяются волны. Мы нашли тихое и спокойное место, где почти не было людей. И развеяли прах… Когда мы вернулись назад, я просматривала нашу переписку с мужем, и когда раньше мы общались с ним по поводу маяков, он сбрасывал мне именно Линдеснес в разное время года. Не поверите, я даже не помнила об этом все. Уверена, что это мой любимый направлял меня.
Читайте также: «Прилеты по нашим позициям у Марьинки были каждые 20 секунд»: десантник создал Союз раненых военных Украины «Міцні 300»
— А как семья мужа отнеслась к кремации и развеиванию праха? Ведь не всегда старшее поколение понимает
- Например, мои родители не поняли этого. Мама Сергея сказала мне, что поддержит любое мое решение, ведь выполняю последнюю волю моего мужа. В ее комнате не только фотографии Сергея, но и фото именно того маяка, где я развеяла прах. На фото подпись: «Теперь ты смотритель маяка, как и хотел. Вы теперь одно целое. Тебя нет, а свет твой будет светить вечно».
«Я собрала 300 желудей и посеяла их. Каждое дерево прижилось»
— Знаю, что теперь вы выращиваете дубы в честь наших защитников. Расскажите об этом.
- Я благодарна миру, что знала такого мужественного, смелого человека и хорошего отца, как Сергей. Я понимала, что моя боль и пустота так быстро не пройдут. Глядя на весь ужас, который творится во время войны в Украине, сколько гибнет наших мужей, отцов, сыновей, мое сердце сжималось от боли, от беспощадной боли. Однажды мне приснился сон — в воздухе множество деревьев, которые символизируют жизнь людей. И так ко мне пришла мысль выращивать их в честь тех воинов, которых мы ежедневно теряем. Будто продолжение их жизней в деревьях. Потому что они не просто погибшие, а те, кто несмотря на страх смерти, защищали свои семьи, защищали свою землю от врагов, которые пришли убивать, грабить и пытать.
Листья с дуба не опадают, когда желтеют, они зеленые все четыре времени года. Дуб является символом могущества, мудрости и долголетия. Не пугают его сильные ветры, жара. Из-за своей твердости он символизирует силу, веру, добродетели, а также стойкость перед бедой. Проводить время на природе — это хорошая терапия, природа со временем лечит себя, как это делают сильные люди.
В феврале я собрала 300 желудей и посеяла их. Каждое дерево принялось. Высадила их в конце августа, хозяин из Германии дал мне участок для этого. По возвращении в Украину продолжу дело и хотелось бы, чтобы мою инициативу поддержали другие. Я низко кланяюсь за отвагу, мужество и героизм моего мужа и наших ребят, которые положили свою жизнь за наше будущее, и будущее наших детей.
Воины погибли, но дубы будут стоять, несмотря ни на что! Нас не победить.
Ранее «ФАКТЫ» писали, что украинка в соцсети ведет дневник памяти своего любимого, который погиб на войне: «Не хочу и не могу верить, что моя любовь к тебе не сработала магическим щитом».
1125Читайте нас в Facebook