ПОИСК
Історія сучасності

На Масленицу теща угощала зятя блинами, а он катал ее в санях по селу

7:45 18 лютого 2012
Сегодня полагается помянуть усопших родственников, а завтра доесть все мясные блюда в доме и приготовить побольше вареников с творогом и блинов, чтобы хватило на всю Сырную неделю

Вот и заканчивается зимний мясоед. До начала самого сурового Великого поста осталось чуть больше недели. Готовясь к покаянию, православный люд весело и сытно отмечает Масленицу (в нынешнем году с 20 по 26 февраля). В Украине эта неделя еще называлась Пущення, или Сирний тиждень. Поскольку мяса уже есть не полагалось, хозяйки готовили к обеду традиционные молочные и рыбные блюда.

На Масленицу не только предавались чревоугодию, но и от души веселились: катались на лошадях, приглашали гостей, устраивали вечорницi, да все с песнями, шутками и забавными обрядами. Ну а как иначе? Ведь, по народным поверьям, человека, проведшего Масленицу в тоске и печали, весь год будут преследовать неудачи. Так что все на праздник!

Колодку привязывали холостякам на ногу за то, что не выполнили свой долг перед Богом и людьми и не женились

Сегодня Родительская поминальная суббота — день, когда полагается пойти в церковь и помолиться за усопших родственников. В храм на панихиду принято нести постные продукты: хлеб, вино, рыбные консервы, растительное масло, крупы, печенье и конфеты…

А завтра, 19 февраля, последнее воскресенье перед Масленицей — мясопустное, или, как его еще когда-то называли, «нiжковi заговини». Этот день посвящался прощанию с мясными блюдами. В старину хозяйки обязательно варили холодец из свиных ножек, который до понедельника полагалось съесть. Естественно, что одним холодцом дело не ограничивалось, а потому воскресный ужин затягивался чуть ли не до полуночи. С трудом опустошая тарелки, домочадцы приговаривали: «Хоч пузо роздайсь, а Божий дар не залишайсь».

РЕКЛАМА

На следующее утро люди  встречали Масленицу. В Украине это было традиционное жiноче свято. Целых семь дней женщины не работали, а с утра до ночи веселились, ходили в гости, угощали друг дружку варениками, блинами и горилкой, а главное, всячески подшучивали над собой и своими близкими. Справедливости ради стоит отметить, что кутили на Масленицу в основном замужние женщины. Девчата тоже ходили на вечорницi, но вели себя там гораздо скромнее своих матерей. А уж те отводили душу… Так, в понедельник жiночки собирались в корчме. В большинстве регионов Украины застолье в шинке не обходилось без деревянной колодки. Обряд так и назывался — «справляти колодку». Сначала подруги весело отмечали рождение колодки: на стол выкладывали полено, которое заматывали в новые рушники и украшали лентами. «Новорожденной» пели песни, в ее честь выпивали и закусывали. На Гуцульщине вместо колодки чествовали пряник, который назывался «Федiр». Каждый день Масленой недели подруги выпивали по случаю какого-нибудь значимого события из «жизни» колодки: крестин, свадьбы и даже похорон с поминками… По грустному поводу никто не плакал, напротив, все веселились и пели:

«А вже ниньки не недiля,

РЕКЛАМА

А вже нинi Колодiя.

А вже нинi колодка

РЕКЛАМА

I горiлка солодка!»

Выносить колодку из шинка не полагалось, закончив посиделки, женщины оставляли ее на столе, к которому возвращались уже на следующий день. Помимо деревянной колодки, существовали ее «дубликаты» — платки или ленты. С ними женщины ходили по дворам и привязывали своим односельчанам на ногу. Колодкой «одаривали» холостяков за то, что те не выполнили свой долг перед Богом и людьми и не женились в течение прошедшего мясоеда. «Наказывали» таким образом и родителей холостяков и незамужних девушек, мол, не проследили за детьми, не способствовали… Избавиться от колодки можно было только за выкуп — пиво, вареники или сладости. А на Полтавщине колодку имели право снять лишь молодожены, обвенчавшиеся в нынешнем году. Такую парочку возили в санях по округе, чтобы она своими поцелуями разбудила весну и научила девушек и парней паруватися.

Кстати, колодкували и девчата. Они украшали бумажными цветами ленты и привязывали их парубкам на руки, рассказывая таким образом о своих чувствах. От колодки юноши в шутку откупались бусами, платочками или сладостями.

Парни должны были заработать право побыть с девчатами в одной хате: они рубили дрова, носили воду и одаривали девушек гостинцами

Но главным ритуалом Масленицы были и остаются тещины блины. Итак, в четверг или пятницу (в некоторых областях Украины) зять с почестями принимал у себя в доме маму жены. Сначала тещу полагалось торжественно пригласить — в понедельник ей отправляли новый платок и разные сладости. Теща, в свою очередь, отсылала в дом детей сковородку, на которой будет печь блины. Тесть покупал для блинов муку и масло. В назначенный день зять на санях выезжал за родителями жены. Домой он вез их длинной дорогой, чтобы как можно больше людей видело, какие почести он оказывает теще. Злой и сварливой теще зять мог выразить свое недовольство весьма забавным способом: везти ее по ухабам и рытвинам, чтобы сани перевернулись. Дома родителей жены ждал накрытый стол, на котором были вареники и деруны со сметаной, молочная каша, пироги, галушки и рыбные блюда. Не хватало только блинов. Их-то и выпекала теща. В благодарность зять подносил ей чарку горилки и произносил тост: «Щоб у мами весь рiк у горлi не пересихало!». После сытного обеда зять снова катал тещу в санях: «Щоб люди бачили, як вiн її шанує».

На Масленицу почти каждый вечер устраивались вечорницi. Хаты для этого нанимали девушки и платили за аренду не деньгами, а хлебом, мукой и крупами. Как правило, это был дом вдовы или бездетной семьи. На посиделки приходила только молодежь. Люди семейные веселились своим кругом — с кумовьями и родичами. Парубки должны были заработать право побыть с девчатами в одной хате. Для этого рубили дрова, носили воду, а также одаривали девушек сладостями и орехами. На вечорницях девчата вышивали суженым сорочки (прясть и ткать в течение всей недели категорически запрещалось), а хлопцы отвлекали их от работы, рассказывая всяческие небылицы о сельской жизни.

На санях в Сырную неделю катались не просто так, а с Масленицей — чучелом, символизирующим зиму. В разных регионах эту куклу делали по-своему. На западе она была из дерева, с распущенными волосами и в пестрой одежде, а в центре и на востоке — соломенная, завернутая в цветастый платок. Дети кидали в нее снежки, а затем куклу сжигали или топили в реке. Считалось, что таким образом можно прогнать зиму вместе с морозами и холодными ветрами. В огонь бросали и старые вещи. Люди верили, что благодаря этому их дом очищается от зла и нечистой силы.

А еще подвыпившие сельские парни ехали на санях целовать молодых замужних женщин, первый раз встречавших Масленицу хозяйками дома. Молодиця подносила каждому гостю пиво, а тот, выпив, трижды ее целовал.

Масленичные гулянья заканчивались в Прощеное воскресенье. Дети на майдане строили крепости из снега для игры в «фортецю»: они делились на казаков и пехоту и устраивали целые баталии. Молодежь тоже играла в снежки, пела песни и каталась на лошадях. Но главное, что обязательно полагалось сделать, — попросить прощения у близких людей. На Полтавщине считалось, что именно в Прощеное воскресенье должен произойти Страшный суд, поэтому нужно успеть помириться со всеми еще на этом свете. «Прости мене!» — «Бог простить!» — такие традиционные слова звучали в этот день во всех церквях, домах и на улицах. Настраиваясь на пост, люди каялись во всех грехах и обидах даже перед усопшими родственниками, для этого семьи ходили на кладбище и носили на могилы блины и вареники.

А потом отправлялись домой доедать масленичные блюда. В Прощеное воскресенье на столах были вареники и налистники с творогом, брынзой и сметаной, блины, жаренные на масле или смальце, галушки и молочная лапша. Если прошедший год был неурожайным, за столом грустно шутили: «Масляна — баламутка, обiцяла сиру й масла, та не хутко». Говорили за ужином и о погоде: «Який день на Прощення, таким i Великдень буде». Солнечное утро в Прощеное воскресенье сулило раннюю весну.

После застолья девчата отправлялись погадать: выходили на порог хаты и бросали в сторону ворот кости от холодца, припрятанные еще с нiжкових заговин. Если кости долетят до ворот, значит, девушка весь год будет здоровой и счастливой, а уж если перелетят через забор на улицу, то девица обязательно выйдет замуж.

Настраиваясь на пост, люди перед сном тщательно полоскали рот водкой. Считалось, что черт может вытащить изо рта остатки творога вместе с зубами. Вспоминая о вкусностях прошедшей недели, вздыхая, приговаривали:

«Масляна, воротися!

До Виликодня простягнися,

Вiд Виликодня до Петра,

А вiд Петра та до тепла!..»

Галушки из брынзы

Для приготовления понадобится: на стакан муки — 100 г брынзы, 1 яйцо, 1/3 стакана молока, 1 ст. ложка сливочного масла, 1/2 стакана сметаны.

Свежую и не очень соленую брынзу протереть через сито или пропустить через мясорубку. Влить молоко, добавить муку, яйцо и замесить тесто. Накрыть его влажной салфеткой и дать постоять около часа. Затем, добавляя муки, раскатать тесто, чтобы получился слой толщиной примирено в полсантиметра. Разрезать на полоски в 2 сантиметра шириной и порезать их на небольшие кусочки. Затем опустить галушки в подсоленную кипящую воду и варить, пока не всплывут. Выложить шумовкой на решето или в дуршлаг и дать воде стечь.

Вареные галушки слегка обжарить на сливочном масле. На стол подавать горячими, со сметаной или маслом. 

 

Дрожжевые блины из гречневой или пшеничной муки

Для приготовления потребуется: гречневая или пшеничная мука — 500 г, молоко — 800 г, дрожжи — 20 г, топленое сливочное масло — 40 г, соль — 10 г, сахар — 30 г, одно яйцо.

Молоко или воду (200 г) нагреть, развести в этой жидкости дрожжи, добавить муку (250 г) и замесить густое тесто. Когда тесто подойдет, добавить топленое масло, соль, сахар, яйцо, муку (250 г) и снова замесить тесто. Долить теплого молока, перемешать и поставить в теплое место. Когда подойдет, еще раз замесить и дать подойти. Затем жарить блины. 

Фото Рейтер

3859

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів