Какой будет цена на газ, хватит ли его, а также амнистируют ли чиновники офшорные капиталы: рассказывает Евгения Кравчук
В продолжении разговора мы выяснили, сколько будет стоить газ для населения и заведений коммунальной сферы, хватит ли его на отопительный сезон и проанализировали офшорный скандал.
«Ни один политик или чиновник не может амнистировать капиталы»
— Скандал с офшорами президента наделал немало шума не только в Украине. Поговорим о его последствиях, ведь речь идет о существенных имиджевых потерях. Собственно, о каком доверии может идти речь, если президент выводил в офшоры свои деньги и уходил от уплаты налогов?
- Давайте еще раз проанализируем это расследование. 2012 год, Владимир Зеленский еще не только не политик, он вообще, вероятнее всего, и не догадывается, что им станет. Его работа — открытая для людей история. Это не зарабатывание денег на украинских недрах, не приватизация государственных предприятий задешево
Второй момент. В 2012 году — а это времена Януковича, при котором, кстати, министром экономики был Петр Порошенко — люди страховались с точки зрения рейдерства бизнеса, разрешения споров в иностранной юрисдикции. Так делалось, чтобы знать, в каком суде в случае чего отстаивать свою компанию. Очень часто это не про уплату налогов, а о защите бизнеса. Впоследствии президент вышел из всех компаний. Борис Шефир, комментируя эту ситуацию, говорил, что после 2019 года, если не ошибаюсь, 23 компании иностранной юрисдикции закрылись. Никакой прибыли президент из офшоров не получает. В 2012 году Владимир Зеленский как деловой человек таким образом защищал свой бизнес.
Читайте также: С 2023 мы будем знать обо всех зарубежных активах наших граждан, — Даниил Гетманцев
А уже после избрания президентом Украины Владимир Зеленский как политик подал, а депутаты приняли антиофшорный закон. Полноценно он заработает с 1 января следующего года. Это автоматический обмен информацией между 100 странами. В нем говорится о невозможности продажи в иностранной юрисдикции украинских компаний, как это происходило с «Кузницей на Рыбачьем». Это тот закон, который проголосован нашей командой.
— Но у простых людей возникает вопрос: если президент не платил налоги, то почему же мы должны амнистировать капитал?
— Ни один политик или чиновник не может амнистировать капиталы. Это могут делать только те, кто не является декларантом. Если чиновник заполняет декларацию, то это свидетельствует о том, что он не врет. Иначе наступает уголовная ответственность. Это скорее к работникам, которые получали зарплату в конвертах или были на заработках.
— Родственники политиков могут амнистировать капиталы.
— Думаю, что соответствующие органы проверят информацию, включая все близкие связи.
— По информации СМИ, из 336 политиков, которые стали фигурантами опубликованных Pandora Papers, 38 — из Украины. Можно предположить, что эти богачи уже являются потенциальными олигархами и должны быть внесены в соответствующий реестр после вступления в силу закона об олигархах. Это так?
— Есть четкие критерии для внесения людей в реестр олигархов. Этот закон о тех, кто имеет большие состояния, монопольное положение и информресурсы. То есть пытается влиять на общественное мнение через СМИ и хочет иметь или финансировать свою партию либо чиновников, которые протягивали бы «правильные» решения для олигарха. Это не о крупном бизнесе, а о тех, кто хочет через политиков получить преференции.
Читайте также: О деолигархизации в Украине, кого включат в реестр олигархов и ожидать ли перераспределения сфер влияния: Денис Малюська
— Анализируя закон об олигархах, в интервью «ФАКТАМ» министр юстиции Денис Малюська говорил о возможном уменьшении количества СМИ.
- Наш рекламный рынок не может обеспечить столько, как у нас, общенациональных каналов. Есть определенное количество рекламодателей, которые могут тратить ту или иную сумму на рекламу. Еще каналы могут зарабатывать на продаже своей интеллектуальной продукции.
Однако у нас намного больше общенациональных каналов, чем в европейских странах, где рекламный рынок масштабнее. Поэтому без дополнительного субсидирования некоторым СМИ будет трудно. Но для чего-то же средства вкладываются. Это нужно, чтобы на ток-шоу гости говорили правильные именно для этого бизнеса вещи. К слову, здесь возрастает роль «Суспільного» как телеканала, финансируемого средствами налогоплательщиков. То есть на него не могут влиять те или иные бизнес-группы для прокачки своих интересов.
«Об астрономическом повышении цен речь вообще не идет»
— Больше офшоров людей сейчас интересует ситуация с газом. Ведь непонятно, как мы пройдем этот отопительный сезон.
— Прежде всего, необходимо разделять газ для обычных потребителей и для социальной сферы (школы, детсады, больницы
Люди, проживающие в частных домах, а их примерно 40%, автоматически имеют годовые контракты. В прошлом году ежемесячно публиковались цены, которые постоянно росли. Не понимая, что происходит, люди паниковали. Ведь летом газ стоил 4 грн, а затем опубликовали цену в 12−13 грн. Тогда пришлось в полуручном режиме ограничивать его стоимость.
В этом году, еще до старта отопительного сезона, приняты нужные решения, и теперь цена газа для населения не будет превышать примерно 8 грн. Независимо от того, является ли человек абонентом Нафтогаза или иной компании, которая предоставляет эти услуги.
К примеру, я сразу попросила своих родителей сменить поставщика газа на Нафтогаз. Мы понимаем, что именно НАК всегда будет давать одни из самых низких цен. Сменить поставщика можно даже во время отопительного сезона. Это делается на сайте Gas.ua или через «ПриватБанк».
В случае, если какой-то облгаз или газсбыт заявил о ликвидации, этих потребителей автоматически переводят в Нафтогаз. Таким образом он выполняет роль поставщика последней надежды. Есть 600 тысяч абонентов в различных областях, которые перешли к Нафтогазу как к поставщику последней надежды, и для них в ВР мы должны очень быстро проголосовать законопроект, который даст возможность установить такую же льготную цену в 7.96 грн за кубометр газа. Однако лучше выбрать надежного поставщика самостоятельно, без лишних нервов.
На самом деле, фьючерсы показывают, что примерно со второй половины зимы будет резкое падение цены на газ. Это сейчас Россия запугивает и все со страхом смотрят на биржу, где постоянно растут цены.
— То есть зиму мы должны пройти нормально?
— Это точно не будет простой отопительный сезон, но у украинских потребителей нынешней зимой будет тепло в домах. Несмотря на ситуацию на европейских биржах, мы имеем достаточно закачанного газа. Все просчитано! Но это не значит, что люди зимой должны ходить в доме раздетыми и не экономить. На самом деле, вся Европа понимает цену газа, поэтому так внимательно относится к энергоэффективности: люди утепляют дома, заменяют старые трубы. Когда мэры областных центров говорят, что, мол, нам продают газ пусть и не по очень высокой цене, однако есть большие расходы на доставку тепла в дома. В таком случае возникает вопрос: почему вы за этот период не модернизировали свои теплосети, чтобы там не было потерь? Это же ваше коммунальное хозяйство.
Очень хорошо, что в следующем году появится отдельная программа по утеплению домов. Также «Фонд энергоэффективности» сможет оперировать бюджетом более 2 млрд гривен. Однако нам, как и Европе, нужно отходить от газа и переходить на возобновляемые источники энергии. Газ — это не только дорого, но и вредно для окружающей среды. Это уже не говоря про уголь, загрязняющий воздух.
Необходимо развивать и атомную энергетику, которая в числе наших приоритетов до 2023 года.
Читайте также: Тарифы на коммуналку: насколько подорожает газ, тепло, вода, посчитал эксминистр ЖКХ Кучеренко
— Так сколько же будет стоить газ для населения и социальной сферы?
— Люди, которые живут в квартирах, получают газ из теплокоммунэнерго, соответственно государство в виде Нафтогаза будет продавать его для нужд населения по льготному тарифу — 7,4 грн. Поэтому об астрономическом повышении цен речь вообще не идет. Конечно, есть примеры, когда тарифы не повышали по 3−4 года, поскольку у нас постоянно проходили выборы. К примеру, в Черновцах. Ведь если стоимость ЖКУ растет за сезон на 5−10%, то это как-то растягивается во времени, а когда говорят, что мы вынуждены на 40% или 50% поднять цену, для людей, это, разумеется, существенный удар по кошельку. Но государство дает льготную цену для теплокоммунэнерго.
Сейчас остро стоит проблема отопления коммунальных учреждений (школы, больницы, детсады). Однако недавно был подписан меморандум с участием президента между Нафтогазом и представителями местного самоуправления. На этот отопительный сезон Нафтогаз для бюджетной сферы предлагает льготную цену. Речь идет о 13,7 без НДС, а если посчитать с доставкой и НДС, то цена будет до 17 грн. Это существенно меньше, чем-то, сколько будет платить промышленность.
— Вы сказали, что у нас достаточно закачанного газа, однако в некоторых областях из-за его отсутствия комиссии по вопросам техногенной безопасности объявляют чрезвычайную ситуацию.
— Как ни странно это звучит, но это часть экстренного плана. Есть определенный алгоритм, разработанный Нафтогазом и профильным министерством. Суть его такова: при объявлении чрезвычайного положения в энергетике Нафтогаз получает возможность быстро, без проведения тендеров, напрямую заключать контракты на поставку газа. Благодаря этому механизму учреждения и организации, а это примерно 7000 объектов, получат прямые контракты с Нафтогазом, где зафиксированы льготные цены, вдвое быстрее.
— Однако газ для промышленности явно не будет дешевым. Буквально на днях мы разговаривали с Павлом Розенко, и он отметил, что за дорогой газ для промышленности заплатят обычные люди. Ведь промышленность — это в том числе и изготовление продуктов питания.
- Павел Розенко работал в правительстве тогда, когда принимались первые законы по рынку газа. Поэтому он прекрасно понимает, что это все тянется с 2018 года. Действительно, для промышленности это будет сложный период. В то же время производители продуктов питания прекрасно понимают покупательную способность населения. Поэтому не стоит говорить о резком скачке цен на продукты. К тому же на время карантина задействован такой мягкий инструмент, как запрет резко поднимать цены без аргументации. Это не совсем регулирование цен, но определенный инструмент влияния.
Да, некоторые люди будут вынуждены экономить и переходить в более дешевый ценовой сегмент. Однако бизнес просто не сможет поднять цены в несколько раз. Во-первых, не продаст свой товар, а во-вторых, к нему придет та же Госпродпотребслужба с вопросом: почему это во время карантина у нас цены аж так растут. Безусловно, ожидается сложный период, но в одно время бизнес получал лучшие прибыли, в другое — хуже. Так бывает. Это жизнь. С другой стороны, уже второй год для бизнеса работает льготная программа кредитования 5−7-9%, в том числе для текущей деятельности и оборотных средств — таких низких ставок по кредитам не было никогда.
Читайте также: Еще не поздно: в Кабмине рассказали, как оформить субсидию после начала отопительного сезона
Фото: facebook.com/YevheniyaKravchuk
1065Читайте нас в Facebook