«Мои куклы из ваты — преимущественно елочные украшения. Создание их — ювелирный процесс», — художница-кукольница Анна Кляус
Зимние праздники приближаются. Поэтому пора продумать, как будете украшать елку, декорировать дом. Особенно ценятся, как известно, елочные игрушки ручной работы.
О создании коллекционных кукол из ваты в интервью «ФАКТАМ» рассказала художница-кукольница Анна Кляус, работы которой находятся в частных коллекциях в Украине, США, Великобритании, Германии, Польше, Испании, Перу…
«Использую современные материалы и технологии, а образы всегда черпаю из прошлого»
— Я выпускница Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна им. М. Бойчука, — рассказывает Анна Кляус. — Начинала свой творческий путь в области графического дизайна, но позже сменила несколько профессий, потому что наступал момент, когда мне становилось скучно, не было «горения». А мне для реализации это необходимо. Спустя годы поисков я нашла себя в кукольном деле. Мне это очень нравится. Идей так много, что катастрофически не хватает времени их реализовать. Сейчас я специализируюсь на изготовлении елочных украшений из ваты.
— Почему выбрали именно такой вид творчества?
- Я работаю с ватой, потому что из нее можно сделать абсолютно все — это очень пластичный материал. Первые ватные игрушки появилась в конце 19-го века как альтернатива дорогим стеклянным елочным шарам. Ватным игрушкам были присущи примитивные формы и простота исполнения. Вата наматывалась на каркас и покрывалась слоем клейстера. Такая игрушка была мягкой на ощупь и могла со временем повредиться. Я же использую технику папье-маше, только вместо бумаги — вату. Это делает игрушку легкой, прочной, теплой на ощупь. Такая игрушка визуально напоминает фарфоровую, что особенно нравится коллекционерам.
— Какую вату используете?
— Обычную. Однако не всякая подойдет, важно, чтобы в ней не было катышков.
— Ваши работы действительно удивительны!
- Мои куклы с характером, они реалистичны, анатомически выверены, детали хорошо проработаны. Иногда мне говорят, что они как будто живые. Я использую современные материалы и технологии, а образы всегда черпаю из прошлого — из воспоминаний детства, винтажных фотографий и старинных открыток. Ватная игрушка сегодня — это синтез современности и возрожденных традиций. В Украине кукла как вид искусства очень популярна и активно развивается. Во многом благодаря кукольным выставкам. А, например, в Польше, где я сейчас нахожусь, этот жанр не является популярным. Чтобы изменить ситуацию, в марте я провела персональную выставку в одном из музеев Познани, куда были приглашены представители всех местных музеев и городской администрации.
Читайте также: «Кукол в моих нарядах покупают коллекционеры из многих стран мира», — мастерица Валентина Колошенко
«Чтобы ватная кукла жила дольше, ее желательно хранить в картонной коробке или деревянном ящике»
— Что самое сложное в создании ватных кукол?
- Чтобы работать в моей технике, надо иметь много терпения. Работа над куклой обычно длится несколько недель, но параллельно создаются и несколько других игрушек. Дело в том, что каждая незначительная деталь требует тщательной просушки и только после этого я могу продолжать. Много времени уходит на пальчики и миниатюру (игрушки и предметы, которые куклы держат в руках). Это на самом деле филигранная работа.
— Хочу уточнить: эти куклы подвешиваются на елку? И как игрушками из ваты декорировать дом к праздникам?
— Да, мои куклы из ваты — это преимущественно елочные украшения. Создание их — ювелирная работа. Кроме елки такими игрушками можно украшать рождественские венки, гирлянды на каминах, ветви хвои. Из ваты можно делать самостоятельные композиции, подвесные или статичные, и это не обязательно могут быть куклы. А кукла может быть и статуэткой, если у нее есть подставка.
Читайте также: «Многие посетители галереи были удивлены, узнав, что мои куклы созданы из бутылок», — декоратор Юлия Шахназарова
— Какой срок хранения таких кукол и как их правильно хранить?
— Сколько точно они «проживут» никто не знает, потому что папье-маше из ваты — это все же современная технология. В музеях можно найти игрушки на клейстере, которым более 80-ти лет. Чтобы ватная кукла жила дольше, ее желательно хранить в картонной коробке или деревянном ящике — чтобы «дышала». Рекомендуется избегать прямых солнечных лучей (акварель, как и любая другая живопись, выгорает), холодных сырых мест и резких перепадов температуры, а также попадания на игрушку воды и жира. Почистить ее от пыли можно мягкой кистью. Вообще ватные изделия достаточно прочные и выносливые. При падении они точно останутся целыми. Это находка для тех, у кого в доме есть животные и кто из-за них боится ставить елку.
— Что вас обычно вдохновляет в творчестве?
— Это может быть что угодно, но обязательно из прошлого: старые вещи с блошиного рынка, винтажные фотографии и открытки, костюмированные фильмы, атмосферные места в стиле ретро, воспоминания детства…
— Как рождаются идеи?
- Это может быть по-разному… Иногда искра появляется сразу, остается только материализовать. Но чаще всего идею надо выносить. Этот процесс может длиться месяцами, пока не сложатся все пазлы. Это внутренняя работа мастера.
— Как считаете, почему вернулась мода на куклы и игрушки из ваты?
— Современная жизнь слишком стремительна и насыщена различными проблемами, многие люди находятся в стрессе. Возвращение к прошлому для меня это всегда о спокойствии, счастливом детстве, семейных традициях, сказке и чудесах. Думаю, это чувствуют и коллекционеры, и ценители искусства. Мои куклы для взрослых, в которых живет внутренний ребенок.
«Большое счастье — получать восторженные отзывы от коллекционеров. Это значит, что чья-то мечта наконец-то осуществилась»
— Создаете ли вы еще какие-то игрушки, кроме кукол?
- Я разработала несколько видов игрушек из ваты, потому что считаю, что свита делает короля. Именно простые формы подчеркивают изысканность кукол. Это солнце и луна, звезды, желуди и шишки. Последние на самом деле достаточно трудоемкие, потому что каждая чешуйка вырезается, клеится и расписывается отдельно. Нередко их принимают за настоящие. Мое увлечение сейчас — кукольная миниатюра. Это домики, где открываются окна и двери, а комнаты обставлены мебелью. Все, как на самом деле, только в другом масштабе. Сейчас осваиваю электричество и скоро в домиках появится свет.
— Какое ваше творческое кредо?
— Раньше мне было тяжело прощаться со своими куклами, но со временем я поняла, что маленькое счастье для меня как для художника — это именно творческий процесс. А большое — получать восторженные отзывы от коллекционеров. Это значит, что чья-то мечта наконец-то осуществилась.
— Расскажите о собственной коллекции.
- Она состоит исключительно из моих работ, по крайней мере пока. В этом году я сделала себе подарок и оставила аж четыре куклы. Теперь их восемь. Две из них напоминают меня в детстве. Еще четыре куклы — это дети в новогодних костюмах. Я назвала эту коллекцию «Карнавал». На ее создание меня вдохновили фото столетней давности. И последние две — образы с винтажных открыток.
— Какая из кукол ваша любимая и почему?
— Та, над которой я работаю в каждый конкретный момент.
— Над чем работаете сейчас?
- Над серией мастер-классов в формате онлайн. Хочу, чтобы моя методика была доступна всем желающим, потому что куклы не только для детей. В каждой женщине живет маленькая девочка. В детстве мы чистые, непосредственные и верим в чудеса. А кукла — ключ к этим состояниям. Процесс ее создания глубоко интимный. Он всегда касается струн души, лечит старые травмы, очищает. И делает автора счастливее. Могу утверждать, что куклотерапия — это мощный инструмент антистресса.
Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с реставратором Ольгой Буравчук: «Антикварная кукла сегодня может стоить 5 тысяч евро и более».
На фото в заголовке «Панночка в голубом» — коллекционная елочная игрушка из ваты
Фото из альбома Анны Кляус
1116Читайте нас в Facebook