"В банке заявили, что десять лет назад я недоплатила им 15 копеек и теперь должна... 12 тысяч гривен!"
Как задолженность перед банком в размере 15 копеек может превратиться в 12 тысяч гривен? И особенно в том случае, если никакой задолженности на самом деле не было? Получив извещение о том, что банк подал на нее в суд как на злостную неплательщицу, Ольга Переславская из Харькова сначала подумала, что произошла какая-то ошибка. Потребительский кредит на телевизор и DVD-проигрыватель женщина взяла еще в 2005 году. Задолженность по кредиту погасила досрочно, что подтверждают сохранившиеся у нее квитанции. Так откуда же появился долг?
— Телевизор, на покупку которого пришлось брать кредит, уже не работает, — говорит Ольга Переславская. — Сейчас такие, наверное, и не выпускают… О кредите, который выплатила еще десять лет назад, я даже не вспоминала. Хорошо хотя бы, что сохранились все квитанции! За десять лет могла их выбросить. Сейчас всю свою кредитную историю знаю наизусть.
Ольга Переславская взяла кредит в «ПриватБанке» 14 декабря 2005 года. Оформила его прямо в магазине техники, где покупала телевизор и проигрыватель.
*"Хотя срок исковой давности истек, банк все равно подал иск в суд. Возможно, расчет был на то, что я испугаюсь и таки погашу придуманную задолженность", — говорит Ольга
— Сотрудники магазина заверили меня, что по этому кредиту я ничего не переплачиваю и, дескать, придется платить только минимальную комиссию банка, — рассказывает Ольга. — Сумма кредита — 3338 гривен. Поддавшись на уговоры консультанта из магазина, оформила кредит. Подводные камни всплыли немного позже. Оказалось, что переплачиваю я вовсе не копейки, как мне рассказывали в магазине, а значительно больше. Кредит оформили на 24 месяца, при этом каждый месяц я должна была платить по 178 гривен. В общей сложности получалось 4272 гривни. Почти тысяча гривен переплаты. Но отступать было некуда, и я начала исправно погашать задолженность.
— Вы не нарушали сроки, обозначенные в договоре?
— Никогда. Более того, я решила попробовать погасить кредит досрочно. Каждый месяц вносила в кассу «ПриватБанка» не меньше 250 гривен. Иногда получалось заплатить даже 300 или 400 гривен. Вот все квитанции, подтверждающие мои слова (Ольга показывает документы. — Авт.). В конце 2006 года появилась возможность закрыть кредит полностью. Я пришла в отделение «ПриватБанка» и попросила назвать сумму для досрочного погашения кредита. Мне сказали: 358 гривен 40 копеек. Именно такую сумму я и заплатила.
— В банке подтвердили, что кредит закрыт?
— Да. Мне еще сказали подождать ответа из центрального офиса. Я прождала два часа, после чего на мобильный телефон пришло сообщение от «ПриватБанка»: «Поздравляем с досрочным погашением кредита!» Я спросила у сотрудницы банка, что еще они должны мне дать: «Может, какую-нибудь справку?» Недовольно посмотрев на меня, сотрудница буркнула: «Может, мне еще вам на лбу печать поставить? Кредит выплачен. Что вам еще?» Получив такой ответ, я ушла. Хотя теперь уже знаю, что в банке мне должны были выдать справку о том, что у меня нет никакой задолженности. Такая справка, как правило, стоит денег, тем не менее она нужна, чтобы потом вам не предъявили никаких претензий. Но сотруднице банка, очевидно, было не до меня. Я же обрадовалась, что никаких задолженностей не осталось.
Ольга так думала следующие десять лет. За все это время ей из банка ни разу не написали и не позвонили. Правда, когда в 2011 году она пришла в «ПриватБанк» по работе и назвала свою фамилию, сотрудники банка заинтересовались: «Ольга Переславская? Похоже, у вас есть какая-то задолженность».
— Я спросила, что имеется в виду, — вспоминает Ольга. — Кредит-то я закрыла, причем давно. Сотрудники банка сами толком не могли ничего объяснить. Узнав, что я когда-то брала в их банке кредит, попросили меня принести квитанцию и копию кредитного договора. Я так и сделала. Внимательно изучив все мои документы, клерки сказали: «Извините, произошла ошибка. Вы действительно все выплатили. Очевидно, в нашем компьютере произошел сбой». «И что же делать? — спрашиваю. — У меня есть задолженность или нет?» «Разумеется, нет! — заверили банковские работники. — Видимо, неполадки с системой. Такое бывает. Мы все исправим».
Я надеялась, что произошло недоразумение. Но квитанции на всякий случай сохранила. И, как видите, не зря.
— Как вы узнали о долге в размере 12 тысяч гривен?
— По моему адресу, который не менялся все эти годы, пришла повестка в суд. Банк подал на меня в суд как на злостного неплательщика. Из искового заявления следует, что я недоплатила банку 15 копеек. И за следующие десять лет эти 15 копеек превратились в 12 тысяч гривен! Почти две с половиной тысячи гривен — это задолженность по процентам за пользование кредитом. Еще больше восьми тысяч — пеня, и тысяча гривен штрафа. А если принимать во внимание все судебные издержки, так это уже около 14 тысяч! Три моих зарплаты!
— Вы обращались по этому поводу в банк?
— В этих обращениях не было смысла, ведь иск в суд был уже подан. Пришлось за помощью отправиться к адвокату. Самое поразительное, что за все эти годы банк не прислал мне ни одного извещения! Никто ни разу не позвонил и не прислал ни одного письма. Да и о каких 15 копейках может идти речь, если я сразу получила sms-извещение о том, что кредит полностью закрыт?!
Есть в этой истории еще один немаловажный момент. Дело в том, что срок исковой давности давно истек. Тем не менее банк все-таки подал иск в суд.
— Возможно, расчет был на то, что я испугаюсь и быстро погашу несуществующую задолженность, чтобы банк отказался от своих требований, — говорит Ольга. — В это сложно поверить, но со многими людьми такое срабатывает. Сама знаю человека, у которого через несколько лет неожиданно всплыл непонятно откуда взявшийся долг. Там сумма задолженности была поменьше, чем у меня. Этот человек тут же пришел в банк и выплатил деньги. «Я больше потрачу на адвоката, — махнул он рукой. — Да и судам не верю». Думаю, он такой не один. Я же решила, что в любом случае буду доказывать свою правоту. Написала возражение на иск, подготовила все квитанции.
При подготовке публикации «ФАКТЫ» обратились в «ПриватБанк» с официальным запросом, в котором попросили объяснить, откуда у Ольги появилась задолженность и почему на протяжении десяти лет женщине об этом долге никто не сообщал. На момент выхода статьи в печать редакция ответ не получила. Но мы готовы предоставить «ПриватБанку» возможность прокомментировать ситуацию на страницах нашей газеты. Из комментария, который дал руководитель пресс-офиса регионального отделения банка Олег Калашников, стало понятно, что банк настаивает на своей правоте.
— Понимаете, это уже превратилось в своеобразный штамп, когда из 10—15 копеек нарастают тысячные долги, — заявил «Надзвичайним новинам» Олег Калашников. — И этот штамп разносится по всей стране. На самом же деле у людей возникают проблемы из-за низкой финансовой грамотности, из-за того, что они невнимательно читают договоры. Банку невыгодно тянуть несколько лет и накапливать из 15 копеек сомнительный долг. Нам самим такие ситуации не нужны.
Почему же они в таком случае создаются? Суд первой инстанции, изучив дело, встал на сторону Ольги. Банку в исковых требованиях было отказано, поскольку истек срок исковой давности. Однако Ольга не исключает, что теперь банк подаст апелляцию.
— Я уже ничему не удивлюсь, — говорит Ольга. — Если появился один абсурдный иск, может появиться и второй. После того что со мной произошло, прошу всех своих знакомых: ни в коем случае не берите кредиты! Оказывается, даже через десять лет можете получить от банка неприятный сюрприз.
Не советуют брать кредиты в банках и эксперты.
— Основной совет — не брать кредиты в принципе, — сказал «ФАКТАМ» Михаил Стрельников, президент юридической компании «Николас», специализирующийся на защите прав потребителей. — К сожалению, сегодня между словами «банк» и «вымогатель» можно ставить знак равенства. Достаточно вспомнить историю киевлянина Николая Конюшенко, у которого из-за технического сбоя в банке образовалась задолженность в размере 300 тысяч гривен («ФАКТЫ» писали об этой истории. — Авт.). Николай Антонович выиграл все суды. Но сейчас, спустя шесть лет, банк опять подал на него в суд, не имея на то никаких законных оснований. И этот пример далеко не единственный.
— В случае с Ольгой Переславской банк не заявлял о долге десять лет, да еще и пропустил сроки исковой давности. На что был расчет?
— Хотя бы на то, что человека получится запугать и он отдаст деньги, которые от него требуют. Одного моего клиента банк запугивал даже после того, как человек выиграл все суды. Ему звонили и угрожали сжечь дом. Обычные потребительские кредиты бывают очень опасными. Еще один мой клиент брал кредит на бытовую технику. Исправно делал все платежи. А один платеж из-за технического сбоя в банке не был зачислен вовремя — и человеку насчитали штрафные санкции на большую сумму. Свою правоту ему пришлось доказывать в суде.
— Но если кредит все-таки взят, на что в первую очередь обращать внимание?
— Нужно не просто самому внимательно прочитать договор, но и обязательно показать его юристу. Он подскажет, на какие пункты следует обратить внимание и какие вас могут ждать последствия. Обязательно собирайте все квитанции об оплате. И никогда их не выбрасывайте! Подобные документы нужно хранить бессрочно. Еще один совет: когда выплатили кредит, обязательно возьмите в банке справку о том, что у вас нет задолженности. Эта справка может быть платной, но лучше ее все-таки получить. В дальнейшем это избавит вас от головной боли.
— Ольга Переславская подозревает, что стала жертвой мошеннической схемы. Ей стоит обращаться в полицию?
— Нет. К сожалению, в нашей стране полиция на подобные заявления не реагирует. Ольга только потеряет время и силы.
20000Читайте нас в Facebook