«Для путина наступают очень печальные времена, есть много факторов, которые его власть делают хрупкой и шаткой», — Владимир Огрызко
В стране-агрессоре и на оккупированных ею территориях завершились псевдовыборы. Пропагандисты круглосуточно рассказывают по телевизору о том, что рекордные показатели явки и поддержки свидетельствуют о единстве россии и доверии к путину. А очень довольный кремлевский фюрер чувствует себя триумфатором, поскольку теоретически может возглавлять эту недоимперию до 2036 года.
Однако некоторые западные СМИ метко назвали процесс голосования «днем открытых дверей в психбольнице». И дело не в том, что на участках пели частушки и устраивали танцы с бубнами и шаманские ритуалы, какие-то ряженые переодевались в исторических персонажей типа Петра Первого и агитировали за вождя, а шойгу, по слухам, откопал прах полководца Суворова и привез в Крым, чтоб самолет с останками полетал над полуостровом, а затем на линии фронта и на границах со странами НАТО — в надежде, что эта сумасшедшая акция «поспособствует удаче во время выборов, защите россии от вражеских ударов и силе российского оружия».
Это все обертка. Главное — подавляющее большинство россиян искренне считает путина достойным лидером нации, поэтому в очередной раз присягнули ему таким образом. К сожалению, процент адекватных людей в этой стране посчитать невозможно, поскольку там вообще отсутствует социология, а о политической свободной конкуренции, сменности власти, независимых медиа и ответственности перед избирателями вообще давно забыли.
О возможных сценариях развития событий после «выборов» «ФАКТЫ» поговорили с украинским дипломатом, бывшим министром иностранных дел Украины Владимиром Огрызко.
— Владимир Станиславович, фарс на болотах, как назвали украинские СМИ «переизбрание» путина, уже стал историей. Мы видели, как все происходило, потому нет смысла анализировать эту кампанию. Главное — что будет после нее. Аналитики-международники считают, что теперь наш дипломатический корпус должен активно работать над тем, чтобы как можно больше стран не признали результаты этих псевдовыборов, а путин обрел статус нелегитимного президента, как и его друг лукашенко. Чтоб, как говорили в известной комедии Гайдая, «царь ненастоящий». Есть ли надежда, что западные страны не признают путина действующим главой государства? Каковы правовые последствия подобных решений, если они будут? Как тогда вести переговоры с ним, например? Что изменится именно в дипломатическом сегменте в связи с неопределенностью?
— Давайте по очереди. Наши дорогие западные партнеры всегда рассказывают, что считать выборы легитимными можно только тогда, когда есть политическая конкуренция и свободная пресса. Эти два ключевых элемента прописаны во всех международно-правовых документах. Что касается ситуации в россии, на Западе сами говорят о том, что ни первый, ни второй критерии не были выдержаны. Поэтому они называют эти выборы непрозрачными, несвободными, а значит — нелегитимными. И это верная оценка.
Логически размышляя, им нужно сделать следующий шаг. Если выборы были нелегитимны, то нелегитимным должен быть так называемый победитель этих выборов. Что мы видим и слышим вместо этого? Общие заявления Европейского союза и отдельных стран о том, что «мы не признаем эти выборы соответствующими критериям демократии, осуждаем проведение этих выборов на оккупированных территориях Украины и Грузии». И все. Точка.
То есть этого второго логического шага — признать нелегитимным путина — они не делают. Поэтому по состоянию на сегодняшний день говорить об этом как о свершившемся факте мы не можем. Более того, есть в администрации американского президента господин Джейк Салливан, советник Байдена по вопросам нацбезопасности, который на днях заявил на брифинге (цитирую по памяти): «Реальность такова, что президент путин является президентом российской федерации. Нам приходилось сталкиваться с этой реальностью во время войны в Украине, во время других агрессивных действий российской федерации, во время других шагов, противоречащих национальным интересам США, которые мы видели со стороны этого президента и российской федерации под его руководством. И мы будем продолжать сталкиваться с этой реальностью. Но эта реальность не отрицает тот факт, что эти выборы не отвечали никаким критериям свободных и честных выборов». Вот вам позиция Белого дома. И это при том, что Байден публично и четко сказал, что путин — бандит. Поэтому есть сегодня такая диспозиция, которая говорит о том, что «не все так однозначно».
Очень грустно, что наши западные партнеры никак не могут, наконец, сделать правильный и выразительный шаг к тому, чтобы сказать самим себе: с этим путиным мы больше работать не будем. Такой позиции у них по состоянию на данный момент реально нет, к сожалению. А что будет через неделю, через месяц, через два месяца сегодня сказать абсолютно невозможно.
Читайте также: «Наша задача — добиться, чтобы Европа не признала путина президентом россии после 17 марта», — Михаил Шейтельман
— Западные лидеры не спешат приветствовать путина. В Берлине, например, заявили: «Мы не считаем так называемые выборы в россии ни свободными, ни честными. Результат был однозначно известен заранее. Россия сегодня — это диктатура, авторитарно управляемая путиным». Что касается того, будут ли обращаться к путину «президент» или как-то иначе, там разъяснили, что пока не находятся в диалоге с ним, поэтому такой вопрос не стоит. Немецкие СМИ пишут, что их дипломаты в последнее время используют только фамилию без какого-либо официального титула.
— Возможно, это начало определенного пути. То, что потом станет какой-то основой для очень правильных решений.
— Российский оппозиционный журналист Игорь Яковенко назвал псевдовыборы «спецоперацией пятый срок, он же пожизненный». По его словам, в россии окончательно зацементировали диктатуру и царизм. Вы тоже считаете, что «нынешний царь россии узурпировал власть целиком и безвозвратно». В иностранных СМИ читала такой тезис, что эти псевдовыборы еще и вызов для Запада. Не признать узурпацию власти стыдно. А признать — дальше что-то нужно делать.
— А что это, собственно, изменит в подходах? Замечательно, что некоторые в который раз призывают признать россию страной-террористом, а кто-то констатирует, что путин узурпировал власть. Так это и без выборов известно и очевидно. Понимаете, здесь нужны не очередные заявления и способы его публично квалифицировать, а практические действия. Вот в чем вопрос.
Хорошо, на Западе увидели, что выборы проведены с самыми грубыми нарушениями всех возможных стандартов. Ну так, пожалуйста, тогда накладывайте на страну, которая себе такое позволяет дополнительные ограничения. То есть вводите новые санкции, делайте так, чтобы их ощутила и эта страна, и ее граждане. Люди, кстати, шли и голосовали. И здесь не надо делать вид, что результаты были нарисованы. Ничего подобного. Подавляющее большинство россиян поддерживает путина. Это реальность, а не какая-то выдумка. Можно нарисовать 5−10−15%, но это не изменит общую ситуацию. По всем предварительным замерам путина поддерживают 82% россиян. На псевдовыборах — более 87%. Возможно, так и есть, хотя что-то там дорисовали, безусловно.
Но повторяю еще раз, что вы, наши дорогие западные друзья, должны сказать себе: «Да, наверное, с этой страной что-то не так. И это не путин ведет войну, это россияне ее ведут. За что их надо наверняка наказать. Ограничить их возможности куда-то выезжать, делать какие-то банковские переводы, закупать через третьи страны необходимый им импорт и так далее». Вот как должны отреагировать наши союзники на такие вещи. А пока мы видим общие осуждения, а путину от этого ни холодно, ни жарко.
Читайте также: «Мы заходим в век очень серьезного силового противостояния в мире», — Роман Безсмертный
— Он и раньше безнаказанно делал все, что хотел. Теперь с двойным вдохновением будет делать «от имени и по поручению народа». Зомбированные россияне ждут от него решительных действий на фронте, поскольку побед в виде захваченной Авдеевки им мало. Какими эти действия могут быть?
— Вы правы, что путин что хотел делать, то и делал, и сейчас будет делать с таким же успехом. На так называемой пресс-конференции после так называемой победы он же четко и ясно заявил, что россия будет продолжать войну: «Нужно решать задачи спецоперации, укреплять обороноспособность и вооруженные силы». И еще начал нести какой-то бред о планах создать санитарную зону на территории Украины. Это значит, что в его позиции и подходах на самом деле ничего не изменилось.
То есть он лишь усилил в глазах своего рабского населения собственную легитимность. И будет усиливать ее дальше с еще большим энтузиазмом. Конечно, за счет тех же десятков тысяч погибших, которые он бросает на штурмы как пушечное мясо и которые будут «умирать с именем вождя на устах». Думаю, что здесь мы не должны ждать чего-то сенсационного, поскольку все в его больной голове идет по его больному плану — надо двигаться дальше, угрожать еще больше, пугать Запад ядерной бомбой, чтобы там все дрожали, потому что мы — «страна победителей». Вот, собственно, и вся логика.
— Наш известный публицист Павел Казарин дал классную характеристику российскому режиму: «Система закапсулирована, мобилизована и настроена на войну». Кремль долго воздерживался от новой волны мобилизации, которая рашистам очень нужна. Наши военные говорят, что это очень усложнит и так непростую ситуацию на передовой. Решится ли путин на такой шаг? Ваши прогнозы?
— В этом нет никакого сомнения. Вы же видели документы, которые появились уже даже в публичном пространстве, что еще задолго до этих псевдовыборов шла речь о том, что нужно проводить тотальную мобилизацию. Думаю, что это как раз в планах путина и его «посипак».
Поможет ли это им? Наверное, частично, потому что все же верю в то, что, несмотря на весь цинизм западной политики и того, что мы наблюдаем там сейчас, вооружения будут. Потому что, по меньшей мере, европейцы после всех перипетий в Конгрессе США поняли, что нужно думать о собственной безопасности. А это сегодня, в первую очередь, помощь Украине.
Очень надеюсь, что мы получим и из Европы, и из Америки то, что нам нужно. Конечно, россияне могут идти мясными штурмами против современной техники, но тогда количество утилизированных будет расти в геометрической прогрессии — с тысячи до полутора, а затем и двух
Читайте также: «Если Запад позволит вам вести эту войну как наступательную, все закончится очень быстро Победой Украины», — историк Юрий Фельштинский
— Никаких улучшений, которые фюрер обещал, россиянам не следует ожидать. Аналитики считают, что теперь там будет больше диктатуры, ограничений, террора и смерти. Потери на войне составляют более 400 тысяч. Мобилизация может привести к каким-то массовым недовольствам?
— Зададим вопрос немного по-другому. А кто будет народ спрашивать? Их просто будут мобилизовывать как животных на скотобойню, да и все. Что ж тут сделаешь? И они, думаю, с этим будут соглашаться. Ибо там совсем другая философия бытия и мышления. Поэтому каких-либо серьезных внутриполитических сдвигов это не вызовет. Что действительно может сыграть определенную роль, это то, что сейчас происходит в «Белгородской народной республике», как некоторые украинцы, шутя, называют эту область.
— То, что война постепенно переходит на территорию россии, очень неплохо.
— В приграничных регионах начинаются реальные жесткие, болезненные действия. Уже есть информация о том, что в этих областях эвакуируют десятки тысяч человек, целые территории объявляют свободными от путинского режима, что люди никоим образом не отрицают такое развитие событий. Скрываются, не поддерживают тех, кто сражается с властью таким образом, но и не выступают против.
А это уже означает, что создается определенная новая реальность, за которую там могут начать воевать те, кто пока занимает нейтральную позицию. Вспомним марш пригожина, выявивший, что внутри россии де-факто Гуляйполе. То есть, имея две-три дивизии, можно спокойно дойти до москвы и свергнуть власть. Мы не можем исключать и такой вариант, если этот процесс освобождения российской территории от путинского режима будет продолжаться.
Итак, думаю, что для путина наступают очень печальные времена, несмотря на все пропагандистские рассказы о победах, его величии
Читайте также: «Мы вытащим весь пепел из кремлевской стены и сравним мавзолей с землей», — заместитель командира легиона «Свобода России»
— Военные эксперты предупреждают, что этот год будет сверхтяжелым. Удерживать позиции очень сложно, иногда нечем отвечать на огонь. Конечно, мы благодарим союзников за помощь, без нее вообще был бы ужас. Однако ее, мягко говоря, недостаточно. Понимаю, что вы дипломат, должно выражаться сдержанно, но у вас нет ощущения, что Запад заигрался с нашей поддержкой?
— Мы с вами и говорим о том, что формула «чтобы Украина выиграла, а россия не проиграла» цинична и позорна по своей сути. Поэтому здесь скажу совсем не дипломатично: нашим западным партнерам наконец-то надо понять, что в их же национальных интересах уничтожение путинского режима и того, что сегодня называется российская империя или недоимперия. Это то, что они должны понимать как свою стратегическую цель.
Мне кажется, что панический страх, на котором прекрасно играют путин, медведев и вся их камарилья, сдерживает Запад от принятия решения. Ведь если представить себе мир, в котором не будет этого ядерного монстра в виде российской федерации, поверьте, это станет столь глобальным изменением, положительные последствия которого мы даже не можем осознать.
Что сегодня держит эту ось зла? Контакт москва — Пекин плюс остальные диктаторы помельче типа Ким Чен Ына, того же Хаменеи в Иране или каких-нибудь в Латинской Америке. Если исчезает россия, то весь этот антидемократический альянс ломается, потому что он уже не сможет быть столь мощным, если речь идет о ядерном оружии. Все остальное к россии совершенно не относится. Это не экономическая, не политическая сила, это лузер. Но ее ядерного оружия действительно продолжают бояться на Западе.
Так вот, вопрос для западных партнеров должен стоять, мне кажется, ребром — либо мы делаем так, чтобы вся эта территория превратилась в миролюбивую, не агрессивную, демилитаризованную и денуклеаризированную, либо будем иметь постоянную угрозу, которая будет исчезать, потом возникать, а мир будет постоянно находиться в состоянии напряжения.
К сожалению, пока наши союзники боятся, как черт ладана, даже думать о дезинтеграции россии и рассказывают, что они, мол, не вмешиваются во внутренние дела других стран. А как, кстати, в этом контексте быть с правами подавленных россией народов? Любой народ, согласно уставу ООН, имеет право на самоопределение. Не касается ли это народов, ставших жертвами российской агрессии на протяжении многих веков? Почему татары, ингуши, тувинцы и далее по списку не могут выразить желание иметь свое государство? А если оно есть, никто не может им в этом помешать. Сегодня же мы видим ту же империю, которая подавляет народы и отнимает у них право на самоопределение, но почему-то на Западе с этим соглашаются. Это совершенно неправильно.
— Резонансное заявление Макрона о возможном введении западных войск в Украину вызвало много шума. Насколько реальной эта история может быть? Мы ведь понимаем, что просто так подобные заявления не звучат.
— Знаете, я очень рад тому, что президент Франции снял табу с этой темы, которую наконец-то стали обсуждать. Ибо раньше это выглядело как нечто невероятное, как то, чего не может быть, потому что этого никогда не может быть. Да, некоторые из наших западных партнеров просто потеряли сознание и испугались своей тени. Некоторые прореагировали спокойнее, а некоторые поддержали эту идею.
То есть это означает, что тема перешла из теоретической плоскости в практическую. Ее будут обсуждать, будут думать. Даже в рамках НАТО каждая страна может принимать те решения, которые она считает целесообразными. Если Франция будет готова это сделать, так это ее право. Поэтому в таком случае речь не идет о коллективной ответственности Альянса. Это решение отдельного его члена. Если Франция разместит свои войска на территории Украины по просьбе украинского правительства, это будет двустороннее соглашение между Парижем и Киевом.
Что касается истерики в россии, меня в очередной раз просто порадовала их московистская философия — введение французских или американских войск в Украину будет для них означать интервенцию. Это еще одно подтверждение вывода о том, что сегодня война идет не о территории, а о том, что российский фашистский режим хочет уничтожения Украины, потому что он не видит нас как отдельный этнос, отдельный народ и отдельную нацию. Он видит нас лишь населением, которое «проживает на исконно российской земле». Поэтому мы должны нашим западным партнерам четко разъяснять эти очевидные вещи. Мне кажется, что именно этот момент они до сих пор не поняли.
Читайте также: «Украина стала ценностью для украинцев и европейцев, и каждый должен что-то для нее пожертвовать», — Павел Климкин
— В последнее время мы наблюдаем просто эпидемию миротворчества — от Папы Римского до Эрдогана и Маска. Наши власти готовятся к Стамбулу-2?
— Знаете, уже хватит Стамбула-1. Думаю, что те, кто визировал эти проекты капитуляции, сейчас сильно нервничают в связи со своими поступками, потому что фактически речь шла о государственной измене. Потому что после войны многие захотят разобраться — кто-то конкретно давал такие указания или это была инициатива тех, кто ставил подписи. Поэтому надеюсь, что после двух лет кровавой полномасштабной войны вряд ли у кого-то из украинских политиков появится желание так рискнуть своей не только политической, но и физической судьбой.
А то, что москва активизировала свои «консервы», как говорится, и к гадалке не ходи — все очевидно. Мы видим, что эти кампании почему-то возникают одновременно в разных странах и на разных уровнях. Думаю, это просто очередные попытки путина добиться своей цели, потому что в стратегическом плане он понимает, что еще чуть-чуть, год-полтора, и российская экономика начнет трещать по швам. Об этом говорят все адекватные экономисты. И тогда шанс голодного мятежа рабов может стать реальностью.
— На фронте ситуация плохая, внутри общества тоже много проблем, действия власти вообще комментировать не хочется. По-вашему, мы выдержим этот ужас?
— У нас нет другого выхода. В кремле не скрывают, что хотят всех нас уничтожить. Об этом говорят публично. То есть либо мы выдержим и доведем это дело до конца, либо нас не будет. Я считаю, что историческая миссия Украины должна заключаться в том, чтобы эта недоимперия, к созданию которой, к большому сожалению, украинцы изрядно приложились, наконец исчезла. Как говорил классик, «я тебя породил, я тебя и убью». Что касается моих надежд, что все будет хорошо, они не безосновательны. Это не мечтательство.
2355Читайте также: «Если мы войну проиграем, Украина превратится в тотальную Бучу», — Элла Либанова
Читайте нас в Facebook