Буденновцы вывели за село и расстреляли 80 молодых мужчин: 105 лет назад на Киевщине вспыхнуло Медвинское восстание против большевиков
Ранее «ФАКТЫ» писали о преступлениях советских оккупантов против Украины. Вот еще одно свидетельство. В течение зимы и весны 1919 года российские большевистские войска захватили значительную часть Украинской Народной Республики, ввели на оккупированных территориях так называемую продразверстку — крестьянам оставляли минимум зерна, чтобы только не умереть от голода, остальных насильно забирали. Это вызвало мощное движение сопротивления. В апреле-мае 1919 года на Киевщине вспыхнуло Медвинское восстание: жители сел Медвин и соседних Исаек создали отряды свободного казачества, выбили большевиков не только из своих сел, но и из города Богуслав, перебили внушительное количество российских оккупантов и их местных прихвостней.
Восстание возглавили юрист, переводчик произведений Ярослава Гашека Григорий Пырхавко (впоследствии он стал заместителем министра внутренних дел УНР), прапорщик Трофим Коломиец и полуслепой бандурист Антон Митяй. Сохранилось показательное предание, характеризующее характер Митяя: он услышал в поезде, как какой-то пассажир говорит что-то плохое об Украине. Митяй достал пистолет, навел его в сторону пассажира. «Скажете еще хоть одно гнилое слово об Украине, живым оттуда не выйдете!» Остаток пути весь вагон ехал молча.
«Мы вас заставим забыть этот украинский петлюровский язык. Научим настоящему большевистскому — русскому»
- В 1919 году Медвинское восстание было подавлено силами интернационального полка Рудольфа Фекете (этот большевистский деятель остался в СССР, и в 1938 году его расстреляли — Авт.), — рассказала «ФАКТАМ» соавтор книги «Медвинське повстання в фактах, постатях, спогадах» Марина Гогуля. — Но в конце лета следующего 1920 года восстание вспыхнуло снова. Важно напомнить, какие это были времена. В начале мая 1920-го в результате мощного наступления украинские и польские войска освободили Киев от большевиков. Но затем, к сожалению, под давлением превосходящих сил врага были вынуждены отступать. С этого начался знаменитый поход красной армии на Варшаву, закончившийся для большевиков военной катастрофой.
На фоне этих событий в августе 1920 года группа большевиков приехала в Медвин, они собрали людей и выдали такую тираду: «Мы знаем, что вы бандитское непокорное село. Но сейчас наша власть. Требуем от вас выполнить три вещи». И объявили список требований. Прежде всего, сдать зерно по продразверстке (а это фактически грабеж плодов тяжелого крестьянского труда). Второе — не мешать борьбе с «петлюровщиной». Мол, с самостоятельными, проукраинскими настроениями большевистская власть мириться не будет. Третье — большевики потребовали, чтобы были мобилизованы в красную армию 19-летние парни из Медвина. Крестьяне спросили непрошеных гостей: «Чому ви до нас російською мовою говорите? Ми ж в Україні». «Мы вас заставим забыть этот украинский петлюровский язык. Научим настоящему большевистскому — русскому», — ответили большевики.
— Откуда известны эти подробности?
— Об этом и многих других фактах мы знаем из мемуаров свидетеля тех событий жителя Медвина Ивана Дубинца. В 1920-м ему было 17 лет. Впоследствии он получил в Киеве высшее образование, стал геологом. Во время Второй мировой войны ему удалось уехать за границу. В США он написал книгу «Горить Медвин», из которой мы знаем много сведений о восстании. К сожалению, Дубинец трагически погиб в собственной квартире в 50 лет — якобы из-за того, что вода вытекла из кастрюли и потушила огонь на конфорке газовой плиты. Газ продолжал идти, и им Дубинец отравился. Полиция признала, что причина смерти — несчастный случай. Но в украинской диаспоре подозревают, что на самом деле Дубинца убил агент КГБ, замаскировав преступление под несчастный случай. Эта версия довольно правдоподобна.
— Что Дубинец написал о том, как жители Медвина отреагировали на требования большевиков отдать молодежь в красную армию, отдать зерно?
- Люди не собирались повиноваться. На следующую ночь местечко не спало — крестьяне собирались по домам, чтобы обсудить ситуацию. В доме кобзаря бандуриста Антина Митяя (Петюха) организовали штаб. Началось новое восстание.
На этот раз предводителем избрали ветерана Первой мировой войны прапорщика Хому Лебедя (настоящая фамилия Сидоренко). Со своей будущей женой Еленой он познакомился именно на войне — у них был фронтовой роман. Начальником штаба стал другой ветеран — Николай Василенко (позже в эмиграции он написал мемуары «Мова про пережите»). Организацию агитационной работы взял на себя полуслепой бандурист Антон Митяй, о котором я уже упоминала.
— Большевики бросили войска на подавление восстания?
- Да. Для этого они задействовали так называемых буденновцев. В конце августа-начале сентября 1920 года остатки Первой конной армии Буденного возвращались после разгромного для них похода на Варшаву. Красные были разъярены сокрушительным поражением в Польше. Так что, когда получили приказ подавить восстание в Медвине, бросились исполнять с особой ненавистью. Буденновцы значительно превосходили медвинцев по количеству бойцов и вооружения. Тем не менее, бои за деревню продолжались три дня. Повстанцы были вынуждены отступить в леса.
Медвин не стало кому защищать, и буденновцы три дня расправлялись с мирным населением: убивали, насиловали, грабили, жгли дома. После зверств, которые творили в Медвине эти изверги, в село нагрянули чекисты, занять одну из хат в центре села, устроили в нее пыточную. Люди говорят, что замученных до смерти крестьян хоронили возле той хаты. Эти ужасающие преступления очень напоминают то, что совершают российские захватчики на оккупированных территориях Украины во время нынешней войны. Прошло столетие, а российские солдаты остаются убийцами, насильниками и грабителями.
«Женщины — это отдельная тема. Они были для буденновцев как военный трофей»
— Читал, что в охваченных восстаниями деревнях красные брали заложников для того, чтобы заставить крестьян прекратить борьбу — заложников расстреливали, если происходила та или иная акция против большевистской власти. В Медвине было то же самое?
- Да. Заложников чекисты называли «ответчиками». Скажем, если ушедшие в лес повстанцы нападали на какой-то отряд большевиков, то красные расстреливали крестьянина, которого они схватили и сказали, что он будет «ответчиком». Потом они хватали другого дядьку или парня, закрывали в каком-нибудь сарае, как нового «ответчика». Такая она была «рабоче-крестьянская», как ее называли большевики, власть.
Самое ужасное преступление с захватом заложников красные совершили 13 октября 1920 года. В тот день карательный отряд буденновцев заехал в Медвин, созвал людей в волостную управу. Приказал парням и молодым мужчинам в возрасте от 18 до 30 лет зайти в карцер волостной управы. Их там закрыли, и поставили ультиматум остальным медвинцам. Мол, был ограблен большевистский обоз. Если крестьяне хотят, чтобы заложников освободили, пусть вернут то, что было в обозе. Было ли это ограбление, неизвестно. По крайней мере, людям не было, что возвращать. Закончилось тем, что вечером большевистские солдаты погнали заложников за деревню и расстреляли в урочище Ковтунов лесок. У крестьян не было возможности предотвратить это. Ночью родственники забрали тела убитых и похоронили на кладбище.
Сначала крестьяне, несмотря на красный террор, помогали повстанцам прежде всего провиантом. Но впоследствии это становилось делать все труднее и труднее — из-за неадекватно большого продовольственного налога, который взимали с людей большевики («продразверстка»).
— Что в те времена представлял собой Медвин? Это была большое село?
— Немаленькое — в те времена там проживало по разным данным от 12 до 16 тысяч человек. В Медвине действовал ячейка общества «Просвіта»: изба-читальня, театральный кружок и кружок бандуристов. Организовали эти культурные учреждения местные образованные люди. Сердцевину громады составляли зажиточные крестьяне. Село поддерживало Украинскую Народную Республику.
— Чекисты расправлялись с семьями повстанцев?
— Конкретных сведений о том, сколько семей пострадало, сказать не могу. Известный факт, например, когда красные арестовали невесту молодого повстанца, увезли в Богуслав и оттуда девушка уже не вернулась. Вообще женщины — это отдельная тема. Они были для буденновцев как военный трофей.
— Как я понимаю, несмотря на красный террор, восстание продолжалось. Большевики предлагали повстанцам сложить оружие и сдаться на условиях амнистии?
— Да, предлагали. Атаман Цвитковский с частью своих казаков (15 бойцами) решили сдаться и получить за это амнистию (подобное, кстати, было и с участниками восстания в Холодном Яре). Некоторые краеведы считают, что Цвитковский планировал тайно продолжать борьбу (были же такие случаи, когда человек становился, скажем, советским милиционером, и передавал важную информацию отрядам украинских патриотов). Сдался атаман летом 1921, а осенью чекисты вызвали его в Киев, арестовали и отправили в тюрьму в Харьков (тогдашнюю столицу Украинской ССР). Оттуда он уже не вернулся. Такая вот амнистия.
Среди тех, кто не поверил обещаниям большевиков и не сдался добровольно был бандурист Антон Митяй. Он погиб в бою: несмотря на то, что был полуслепой, воевал до последнего.
Замечу, что в те времена произошел ряд крестьянских восстаний по всей Украине. К сожалению, широкая общественность до сих пор не знает о многих из них. Как писал в своей книге Иван Дубинец, добровольного присоединения к СССР не было — Украину силой в него затянули российские большевики и их местные прихвостни, используя жестокие методы террора и даже геноцида. Фактически это была российская большевистская оккупация. Современные люди должны это знать.
— Большевики пощадили хотя бы рядовых повстанцев из Медвина сдавшихся, поверив обещанию об амнистии?
— Сначала часть из них не трогали. Но мало кто из них умер своей смертью. Они погибали во время Голодомора 1932−1933 годов, а затем — в период массовых репрессий в 1937-м и особенно в конце зимы-весной 1938-го: бывших повстанцев расстреливали целыми списками, составленными чекистами ради выполнения плана по уничтожению «врагов народа». Сначала их везли на допросы в Богуслав и Белую Церковь, а оттуда — в Киев в застенки НКВД (находились в здании бывшего Октябрьского дворца). Там расстреливали. Тела, скорее всего, хоронили в Быковне. Думаю, там похоронены более 100 бывших повстанцев из Медвина.
Репрессировали и родственников этих людей. Однако некоторым из них удалось спастись. Самый известный пример этого — выдающийся украинский оперный певец Николай Платонов (настоящая фамилия Слуцкий). Его отец Павел был медвинским священником, участвовал в восстании. Николай учился пению в Киеве, выступал в капелле «Думка».
— Он поменял фамилию, чтобы спастись от репрессий?
- Согласно преданию, к появлению псевдонима «Платонов» причастен знаменитый театральный режиссер Станиславский. Он обратил внимание на талантливого украинского певца в 1920-е годы, когда тот был на гастролях. Пригласил в свою оперную студию в москве. Молодому таланту там доверили одну из ведущих ролей — роль Ленского — в опере «Евгений Онегин». На афише Николай увидел, что вместо его фамилии напечатано «Платонов». Станиславский объяснил: «Коля! В Киеве каждый второй сапожник — Слуцкий. Поэтому теперь ты будешь Платоновым». Так эта фамилия стала псевдонимом. Платонов вернулся в Киев, был солистом оперного театра. Чудом пережил кровавые 1930-е, когда режим массово истреблял украинскую интеллигенцию.
Читайте также: В россии тюремные собаки вырывали у украинских пленных куски плоти: наших гражданских держат в неволе без суда и следствия
«В 1960-е американке украинского происхождения удалось тайно привезти в Медвин экземпляры книги Ивана Дубинца»
— Как получилось, что вы занялись исследованием истории Медвинского восстания?
— Благодаря родителям я с детства принимала участие в мероприятиях по увековечению памяти повстанцев. Мой отец Петр Гогуля еще с 1985 года начал собирать воспоминания жителей Медвина о восстании — в те времена еще оставались очевидцы тех событий. Сбор свидетельств был делом непростым, ведь советская власть так запугала людей, что даже сейчас некоторые боятся рассказывать о том, что слышали о восстании, а в 1980-е страх был и подавно.
Больше всего люди говорили с папой о бандуристе Антине Митяе, потому что он был легендарной личностью. Всех интересовало, где он мог быть похоронен? Отыскать его могилу наконец удалось аж в Черкасской области.
Мне запомнилось, что папа ездил в киевские архивы, записывал от руки биографии повстанцев. Сейчас я могу сфотографировать на телефон и затем перебросить в компьютер. А папе приходилось все переписывать, потому что ксероксов или не было, или копии стоили слишком дорого.
Я вам уже говорила о книге воспоминаний Ивана Дубинца о Медвинском восстании. Так вот, интересно, что ее экземпляры оказались в Медвине еще в начале 1960-х годов.
— Эти мемуары советские власти не могли не считать «националистическими» и антисоветскими. В Медвин они могли попасть только нелегально. Кто их туда привез? Кто из украинской диаспоры в США?
- Именно так — мастер сценических костюмов Александра Бражник поехала в начале 1960-х в советскую Украину, чтобы навестить родственников в Медвине. Она надежно спрятала в чемодане несколько экземпляров этой книги. По крайней мере советские таможенники их не нашли. Так что американка украинского происхождения смогла подарить книги родственникам. Местные тайком их читали, перефотографировали и распространяли.
— Эти книги сохранились?
- Я видела одну из них в Центральной библиотеке Медвина. Книга зачитана-зачитана. Настоящий раритет.
Надеюсь, что кроме книги «Горить Медвин», Дубинец оставил еще какие-то воспоминания об этом восстании, и их удастся отыскать в его личном архиве.
— Если они существуют, то у кого могут храниться?
- Личный архив Дубинца сначала мог оказаться у супругов мастеров сценических костюмов Федора и Александры Бражников или в других семьях украинской диаспоры в Америке. Правда, Федор умер еще в 1970-е, а Александра — в начале 2000-х. В настоящее время фонды Ивана Дубинца находятся в Украинском историко-образовательном центре в Нью-Джерси.
Важно также заметить, что хотя Дубинец, писал свою книгу, как хронику Медвинского восстания (то есть прежде всего приводил конкретные факты), но там есть и его оценки и обобщения, ведь он был аналитиком. В частности, пишет о том, как украинскому государству важно иметь сильную регулярную армию. А также — что повстанцы должны были присоединиться к Действующей армии УНР под руководством Симона Петлюры. Это дало бы реальный шанс защитить и Медвин, и Украину в целом.
Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с доктором исторических наук, профессором Виктором Брехуненко: «Если бы путин знал, что об Украине писали русские цари, его бы Кондратий хватил».
На фото в заголовке руководители Медвинского восстания. На фото слева направо сидят и стоят: Иван Плаксун, Тимофей Хижняк, Омелько Радчук, Фома Сидоренко, Никита Сидоренко, Николай Василенко, сотник Днипровый
1914Читайте нас в Facebook