Летопись независимости: 2003
В нашей стране начали делать успешные операции по пересадке печени.
21 июня на лос-анджелесской арене «Стэплс Центр» состоялся бой Виталия Кличко с чемпионом мира по версии WBC/IBO Ленноксом Льюисом. Поединок завершился после шестого раунда победой британца техническим нокаутом: из-за многочисленных рассечений лица Виталия бой был остановлен. На тот момент Кличко вел по очкам 58:56. Однако победителем судьи признали Льюиса. Виталий категорически протестовал против этого и прямо на арене потребовал от британца реванша. Льюис согласился, но больше на ринг так и не вышел: бой с Кличко стал последним в его карьере. При этом аналитики бокса назвали поединок «поражением Кличко, равным победе».
В конце 2003-го в украинско-российских отношениях возник серьезный конфликт. 29 сентября власти Краснодарского края, возглавляемого губернатором Александром Ткачевым, начали строительство дамбы от Таманского полуострова в сторону Керчи до украинского острова Тузла. Этот факт стал причиной резкого похолодания в отношениях между Киевом и Москвой, а также заявлений о посягательстве на территорию независимой Украины. Президент Леонид Кучма срочно прервал свой зарубежный визит и вернулся на родину. После его встречи с российским президентом Владимиром Путиным строительство дамбы было остановлено. За 102 метра от украинской границы.
Леонид Кучма: «Если бы Тузлу соединили с российским материком, сразу был бы создан прецедент пересмотра государственной границы. В Украину вдвинулась бы российская территория — вот что означала бы эта дамба»
26 октября 2003 года в российской газете «Известия» отвечая на вопрос журналиста «Как вы понимаете то, что происходит в районе Тузлы?», Леонид Кучма сказал: «Мы все понимаем. Китайцы Срединной империи когда-то не признавали самого наличия других стран. Все, мол, наше, все принадлежит нашему хозяину. Примерно так некоторые россияне смотрят на страны СНГ, в том числе на Украину. Мы понимаем, что строительство этой дамбы есть одно из таких действий. Кое у кого в России есть жажда имперского самоутверждения… Мы сожалеем, что самоутверждаются за наш счет, но нам ясно, почему именно Украина избрана для этого. Без Украины ведь не было, нет и не может быть империи — никакой: ни обычной, ни «либеральной».
* Когда россияне начали строить дамбу к Тузле, Леонид Кучма прервал свой зарубежный визит и вернулся в Украину
— Сколько тут все-таки, по-вашему, политики и сколько эмоций? В глаза бросается задиристость на обоих берегах…
— Мы уже двенадцать лет видим людей, которые просто не в силах скрыть свое огорчение тем, что Украина «от них» ушла. Они не понимают даже, что это надо скрывать в приличном обществе… Нельзя не посочувствовать руководству России, которое, как мы с прискорбием наблюдаем, вынуждено подчас считаться с неоколониальными настроениями в российском обществе, в российском правящем классе, в российском генералитете… Мы заявляем сегодня со всей определенностью: друзей у нас больше там, где их больше, а больше их там, где больше демократии. Чем ближе дамба к нашим берегам, тем ближе мы по своему настроению к Европе, к Западу в целом — так образно можно определить то, что делается сегодня в наших головах».
«…Интервью «Известиям» было одним из моих самых резких выступлений в адрес России за все президентские годы, — написал позже в своей книге «После майдана» Леонид Кучма. — И я несколько удивился, что со стороны Москвы не последовало никакой реакции. Это можно было расценить как предложение «замять вопрос для ясности»… А ведь если бы Тузлу соединили с российским материком, сразу был бы создан прецедент пересмотра государственной границы. В Украину вдвинулась бы российская территория — вот что означала бы эта дамба. Я это хорошо понимал.
…Из тысяч слов, сказанных в связи с Тузлой, кое-какое отношение к «правде жизни» имели только слова о консолидации украинской нации. Почти все остальное — это в основном спекуляции и желаемое вместо действительного. Мой личный вывод из той эпопеи был прямо противоположный тому, который мне приписывался. Когда Ядерный клуб на наше обращение промямлил что-то невразумительное, вот тогда я в очередной раз — и очень глубоко! — зарубил себе на носу следующее. Никому в мире Украина не нужна. Рассчитывать мы должны только на себя. Миттеран был прав в своем будапештском наставлении мне. А с Россией надо садиться и договариваться. Договариваться как сегодня, так и впредь. С Россией! Не надеяться ни на США, ни, тем более, на Европу, для которой Украина может представлять интерес лишь в том случае, если она дружна с Россией».
Летопись независимости: 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002…
1078Читайте нас у Facebook