ПОИСК
Україна

Летопись независимости: 2000

16:35 20 серпня 2011
Інф. «ФАКТІВ»

Верховная Рада окончательно отменила смертную казнь (мораторий, запрещающий расстрелы, начал действовать с 1995 года), а Министерство образования ввело 12-балльную систему оценивания знаний.

Осенью, после исчезновения тогдашнего руководителя портала «Украинская правда» — журналиста Георгия Гонгадзе, в Украине разразился громкий политический скандал, переросший в затяжной кризис. На основании сделанных якобы в кабинете главы государства записей в убийстве журналиста заподозрили высших лиц государства. Через несколько месяцев, в марте 2001 года, в газете Financial Times американский бизнесмен и филантроп Джордж Сорос призвал Президента Леонида Кучму на время расследования дела Гонгадзе уйти с должности и отдать власть тогдашнему премьеру Виктору Ющенко. В это же время в стране стартовала акция «Украина без Кучмы».

Спустя десять лет Генеральная прокуратура заявила о раскрытии преступления, обвинив в убийстве Георгия Гонгадзе бывшего начальника департамента наружного наблюдения МВД Алексея Пукача и в заказе преступления — покойного министра внутренних дел Юрия Кравченко, который был найден с двумя пулевыми ранениями головы в марте 2005 года в тот самый день, когда он должен был дать следователю первые показания по делу Гонгадзе. Между тем мать погибшего журналиста Леся Гонгадзе до сих пор не верит, что обезглавленное тело, которое все эти годы хранится в одном из моргов столицы, принадлежало ее сыну.

На летней Олимпиаде в Сиднее Яна Клочкова стала олимпийской чемпионкой и установила европейский рекорд на дистанции 200 метров и мировой рекорд в заплыве на 400 метров.

РЕКЛАМА

Леся Гонгадзе: «Я была в морге три раза… Может быть, они надеялись, что упаду там, что сердце не выдержит, и тогда все — нет мамы, нет проблемы…»

«…Гия поступил в институт иностранных языков, но после службы в армии, сначала в Туркмении, а потом в Афганистане, — рассказывала о сыне в одном из интервью «ФАКТАМ» Леся Гонгадзе. — Потом он вслед за отцом, лидером Национального фронта за освобождение Грузии, вступил в политику, боролся за независимость родной страны! Увы, кончилось все плохо. Звиад Гамсахурдия, став президентом, внезапно объявил Руслана Гонгадзе, который помог ему взять власть, одним из врагов нации. Руслан, не выдержав потрясений, умер в 1993-м — на 49-м году жизни. Георгию тогда было 24. На 40-й день после смерти отца он пошел на войну, сказав мне: «Это дело чести, я не могу терпеть, когда обидели моего отца!»

* Георгия Гонгадзе последний раз видели живым 16 сентября 2000 года. Его тело до сих пор не предано земле

РЕКЛАМА

Надев белый халат, Георгий перевозил раненых. Но когда бомбежка уничтожила его друга, тоже санитара, взял в руки автомат. Потом, уже как журналист, он отправился в Сухуми. Во время съемки рядом с оператором взорвался артиллерийский снаряд — и Георгия накрыло тучей шрапнели. Но я узнала об этом лишь тогда, когда его, изможденного и израненного, доставили к нам в военный госпиталь. Он до последнего отказывался садиться в самолет, говорил: «Есть еще и более тяжелые раненые». В травматологическом отделении у Георгия насчитали 26 ранений. Его рубашка была пропитана кровью — на груди, на спине. Это чудо, что он тогда остался живым!

…Уже десять лет я не видела Гию… Следователю Генеральной прокуратуры я сказала: «Мы с вами это уже обговаривали, причем с глазу на глаз. И я больше не буду заниматься фальсификацией». Мне достаточно было первого суда, когда меня заставили прочитать уголовное дело по якобы убийцам моего сына, офицерам внутренней разведки милиции. Это был фарс! Тело, лежащее в морге, не принадлежит моему сыну!

РЕКЛАМА

…Летом 2009 года в Киевской области на указанном генералом Пукачем поле нашли человеческий череп — и Генеральная прокуратура сразу объявила, что страшная находка принадлежит «таращанскому» телу. У меня даже сомнений никаких не было, что они именно так скажут! Я и спорить с этим не собираюсь. Дело в другом: «таращанское тело» не принадлежит моему сыну Георгию Гонгадзе. Это труп неизвестного мне человека. У меня есть доказательства. К примеру, стопа, которую мне предъявили для опознания в киевском морге на улице Оранжерейной, абсолютно точно не принадлежит моему сыну. У Георгия была плоская стопа, а эта — нормальная, с подъемом. И большой палец у сына был короче второго пальца. Я прикладывала обувь Гии к стопе трупа — она была на два размера больше этой стопы. Однако истина, как выяснилось, никому не нужна. К примеру, я передала на экспертизу карточку ранения Георгия — на ней есть капля его крови, прядь детских волос, его личные вещи. Можно было бы сравнить ДНК крови с ДНК останков — и все! Но все это оказалось не востребовано.

Я была в морге три раза, и каждый раз это было как издевательство: кости вытаскивали из холодильника, меряли, пилили. Может быть, они надеялись, что я упаду там, в морге, что сердце не выдержит, и тогда все: нет мамы — нет проблемы. «Скорая» постоянно дежурила у морга. Но я каждый раз подходила к врачу и говорила: «Коллега, прошу вас, помогите мне выдержать это до конца». Мне делали укол, и я возвращалась к прозекторскому столу.

Ведь если бы сразу пригласили меня вместе с Мирославой (вдовой Георгия Гонгадзе. — Ред.), провели бы нормальную экспертизу — и дело бы давно было закрыто. Но кому-то это было невыгодно. Кто-то хотел, чтобы Мирослава зашла без меня и опознала стопы среди кучи гнилых костей. А мне показали чьи-то кости через полгода, я их не опознала, и кого-то это совершенно не устроило.

…Внучек я не видела уже почти десять лет. Не звоню им по телефону, не общаюсь по электронной почте. Хотя они уже и сами большие. В 13 лет могли бы и позвонить. Но, видно, там влияние мамы… Георгий привозил ко мне девочек за четыре месяца до своего исчезновения. Тогда мы с внучками провели прекрасных полтора месяца… Потом Гия приехал за детьми. В июле 2000 года он уже рассказывал мне, что за ним следят…»

Яна Клочкова: «После Сиднея от меня ждали только «золота», почему-то забывая, что я обычный человек, а не машина по штамповке медалей»

«Вы не поверите, но в Сиднее я вообще ничего не чувствовала, — рассказывала «ФАКТАМ» Яна Клочкова, завоевавшая на Олимпиаде-2000 в Сиднее две золотые медали (через четыре года на Играх-2004 в Афинах спортсменка пополнила свою коллекцию еще двумя золотыми наградами и стала четырехкратной олимпийской чемпионкой). — Мне трудно было осознать, что я приехала на Олимпийские игры, не зная, в чем заключается особенность этих соревнований.

* Яна Клочкова участвовала в трех Олимпиадах

Не скажу, что победы стали для меня неожиданностью. Я уже много лет тренировалась, побеждала на разных стартах, и, чтобы выиграть «золото», мне нужно было показать то, на что готова. Это я и сделала. У меня психология такая: если выхожу на старт, должна только победить. На тренировках отдаю все силы, а на дорожке в бассейне даже не задумываюсь, что могу занять какое-то другое место, — только первое. Я такая с детства. Очень большую роль играет тренер, который сможет правильно спортсмена настроить.

Между двумя Олимпиадами — в Сиднее и Афинах — для меня главным было удержаться на своем уровне. Не буду скрывать, бывали и истерики во время тренировок, и депрессии. Свой отпечаток накладывало и общественное мнение. После Сиднея все ждали от Клочковой только «золота», почему-то забывая, что она обычный человек, а не машина по штамповке медалей. В общем, было непросто… Ну а прозвище Золотая Рыбка уже настолько приклеилось ко мне, что я и сама стала ассоциировать себя с рыбкой».

Летопись независимости:1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999

1612

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів