Раиса Недашковская: «На роль Мавки пробовались и Лариса Кадочникова, и другие известные актрисы, но утвердили меня»
Слава к Раисе Недашковской пришла в 17 лет, после того как она сыграла Мавку в «Лiсовiй пiснi». Актриса закончила кинофакультет Киевского театрального института имени Карпенко-Карого, играла главные роли в столичном молодежном театре в спектаклях «Сирано де Бержерак», «За двома зайцями», отказавшись от перспективы блистать на сцене МХАТа. Как говорит актриса, так сложились обстоятельства, и ни о чем она не жалеет. Недашковская была успешной актрисой Киностудии имени Довженко, сыграла в фильмах «Рожденная революцией», «Вавилон XX», «Роксолана». Получила приз Союза кинематографистов «Нику» — за роль еврейки Марии («Комиссар»), премию имени Сергея Бондарчука за вклад в искусство.
Правда, личная жизнь актрисы не сложилась. Недашковская дважды была замужем, потом долгие годы любила женатого мужчину, имя которого скрывает. Сейчас Раиса Степановна работает в Союзе театральных деятелей Украины и мечтает лишь об одном — поставить свой спектакль. Актриса живет в центре Киева, в старинном доме, куда пригласила на чай и корреспондента «ФАКТОВ». Уже в коридоре становится ясно — тут живет любительница шляпок. На стене развешаны головные уборы всех фасонов — от широкополых шляп до элегантных «таблеток». Посреди гостиной, украшенной картинами друга Раисы Степановны Виктора Зарецкого и памятными фотографиями, накрыт стол со свежезаваренным чаем и тортом. За ним, как это часто бывает, гости.
«Шляпка — это спасение для женщины в любой ситуации. К тому же над прической не нужно долго думать»
«Перед юбилеем в мой дом началось паломничество журналистов, — шутит актриса. — Не могу же я гостей просто так отпустить. Садитесь и вы, поговорим». Приглашая к столу, актриса поправляет элегантную темно-зеленую шляпку, гармонирующую с платком на шее, доставшимся Раисе Степановне от мамы. Актриса сама режет торт и угощает халвой.
— Любите сладкое?
— Куда мне с сахарным диабетом. И так набрала лишнего. Нужно теперь худеть. Раньше я всегда следила за своим весом, диеты соблюдала. Бывало, неделями сидела только на овощных бульонах, кашках или вовсе ничего не ела. В театре все знали, что Раечка всегда носит с собой баночки. Сейчас уже меньше по этому поводу переживаю. Было бы здоровье.
— Для юбилея вы, наверное, подготовили особенную шляпку?
— Если честно, мне некогда было об этом думать, поскольку праздновать не планировала. Думала, вот сделаю свой спектакль «Ханума», тогда и бенефис устрою. Но со спектаклем не сложилось, негде ставить. К кому я только ни обращалась! Говорила своему другу Ступке: «Бодя, давай вместе сделаем эту постановку». Но у него в театре своих желающих оказалось немало. Так сценарий «Ханумы» и лежит. Надеюсь, мне все-таки удастся реализовать заветную мечту.
Запланированы творческие вечера в Доме кино, Русском центре, Доме актера. Конечно же, я буду в шляпках. Даже не помню, с чего началось это увлечение. Шляпки придают элегантности, дополняют образ. Да и над прической не нужно долго думать — волосы закрутила в пучок и пошла. Шляпка — спасение для женщины в любой ситуации. Даже не знаю, сколько у меня их, многое раздарила (достает из коробки похожий на княжеский золотистый головной убор, украшенный мехом и монетами, и объясняет: «Это для монолога Ярославны мне подготовили». — Авт.). А потом начала подбирать шляпку к каждому наряду. Заметив это, поклонники стали дарить различные аксессуары. Однажды произошел курьезный случай. У меня есть черная шляпка в белые кубики. Как-то надела ее, а также белый шарф. Иду по улице, навстречу ребенок бежит. Внимательно смотрит на меня и вдруг спрашивает: «Тетя, вы таксист?»
А вот то, что висит в коридоре, коллекция одной прихожанки. Она принесла шляпки в церковь, а священник передал мне. Признаюсь, я специально за шляпами по магазинам не хожу. Если что-то увижу интересное, могу тут же купить, спустив все деньги. Но с моей пенсией особо не разгонишься. Сначала получала 1 тысячу 600 гривен. Теперь вот добавили — 2 тысячи 200 гривен. Это все, что я заработала у своей любимой страны. А ведь и в Чернобыле после аварии была с театром, ездили поднимать боевой дух рабочих. Не думали, что это опасно. Помню, в Киеве тогда из машин поливали улицы, а в тридцатикилометровой зоне пылища стояла. На всякий случай я захватила с собой бутылочку красного сухого вина. Это была вся наша защита на восемь человек. Боялась даже возвращаться домой, ведь сын как раз болел воспалением легких. Я разделась на лестничной клетке, одежду выбросила в мусор. А сама сразу в ванну, драила себя хозяйственным мылом, потом вымыла все полы.
«Когда меня пригласили на работу в МХАТ, я ждала ребенка. Ехать в таком положении не было смысла»
— Раиса Степановна, правда, что вы мечтали работать в цирке?
— Я обожала цирк! Помню, когда впервые оказалась там, меня просто поразили акробаты, гимнасты. Сама начала дома делать кульбиты. Докрутилась до того, что не удержалась на пожарной лестнице, упала, разбила голову, чуть без глаза не осталась. Шрам вот на всю жизнь. Принимала участие в школьной самодеятельности, во всех постановках играла, танцевала, пела, читала стихи. Во время одного из выступлений меня заметил Виктор Ивченко и пригласил попробоваться на роль Мавки. Я пришла в мамином макинтоше, каких-то дешевых тапочках. Режиссера покорила, наверное, своими роскошными косами и характером. Узнав, какой должна быть Мавка, тут же заявила: «Не подхожу на эту роль, я актриса другого плана!» — «Какого же?» — «Драмо-героического!» Я ведь занималась в драматической студии, поэтому немного разбиралась в этом. Несмотря на то что на Мавку пробовались Лариса Кадочникова, другие известные актрисы, утвердили именно меня.
Как-то мы привезли «Лiсову пiсню» в мое родное село. Собрались все односельчане, даже с маленькими детьми пришли, начальства наехало. После просмотра пошли к нам в хату, где уже был накрыт стол. Баба Санька моя нарадоваться не могла: «Раечка, я будто твою свадьбу справляю». Вот так меня повенчали с искусством.
*Роль Мавки в «Лiсовiй пiснi» Раиса Недашковская сыграла, когда ей исполнилось 17 лет
— Вас приглашали работать во МХАТ. Почему не уехали?
— Борис Ливанов обещал роли в спектаклях «Король Лир», «Чайка», «Бесприданница». Но тогда я ждала ребенка. Ехать в таком положении не было смысла. А потом оказалось поздно. В театре произошел переворот, пришел Олег Ефремов. Мне ничего уже не светило. Сейчас думаю, если бы тогда решилась, может, и смогла бы там больше реализоваться, а возможно, потерялась бы среди множества актеров. Сейчас не жалею ни о чем. Работала в Молодежном театре, занималась просветительской работой в Планетарии. Читала детям произведения мировой литературы. Это приносило удовольствие, но не прибыль. Получала 180 гривен. Затем Лесь Танюк предложил мне работу в Союзе театральных деятелей. Иногда снимаюсь в фильмах, посещаю фестивали... Жизнь бурлит.
— У вас в доме всегда много гостей.
— Сейчас уже меньше, а раньше двери не закрывались. Тогда время было такое, коллеги между собой дружили. Как-то в Киев приехала эстонская актриса Эве Киви — возлюбленная знаменитого американского певца Дина Рида. Мне пришлось уехать по своим делам, оставила Эве ключи от квартиры. Актриса переночевала у меня, собралась ехать в аэропорт, а дверь захлопнулась. Эве не может выбраться из квартиры. Случайно в этот момент я позвонила домой, чтобы узнать, как дела. Киви от ужаса не могла говорить, только кричала. Я объяснила тонкости моего замка, в общем, вызволила из плена.
— Баловали коллег своими фирменными блюдами?
— Для меня важно, чтобы все были накормлены и довольны. И не только дома, но и на съемочной площадке. Помню, когда Иван Миколайчук снимал «Вавилон XX», он так погружался в работу, что ничего не ел. Вспоминал о еде только поздно вечером. Снимали тогда в селе, продукты же все под рукой. Я с местной бабкой организовывала стол: наварим картошки, достанем домашней консервации, что-то купим в магазине.
«Летом встаю рано, вместе с собакой бегу на Владимирскую горку и любуюсь восходом»
— Правда, что Нонну Мордюкову вы научили готовить борщ?
— С Нонной мы подружились на съемках фильма Александра Аскольдова «Комиссар». Тогда для роли мне пришлось отрезать косы, перекраситься в рыжий цвет. Нонна часто бывала в Киеве, и как-то я решила ей с коллегами в дорогу собрать поесть. Запекла картошку в фольге, пожарила бризоли из разных видов мяса, овощи, достала бутылочку коньяка. И отдельно — корзинку с продуктовым набором для борща по маминому рецепту и подробную инструкцию приготовления. Приехав домой, Нонна сварила борщ. Звоню ей, а она говорит: «Спасибо, Рая, шестой раз уже к кастрюле подхожу».
— Раиса Степановна, на Полтавщине, где у вас в живописном месте дача, давно были?
— Последний раз — на Сорочинской ярмарке. Теперь часто туда не езжу.
— Вы ведь продали дом известному российскому художнику Никасу Сафронову.
— Ну это вряд ли можно назвать продажей. Никас давно хотел купить домик в украинском селе. Как-то они с Виктором Мережко приехали в Шишаки, Перевоз. Это ведь любимые места Александра Довженко, который неподалеку, в Яреськах, снимал «Землю». Мой небольшой беленький домик в Шишаках стоял на возвышении. Раньше, когда позволяло здоровье, мы с сестрой ездили туда, картошку сажали. В мае зароем ее, за лето огород бурьянами зарастет, в августе собирали такой урожай, что только на суп хватало. Потом стали приезжать все реже, за домом никто не ухаживал, он рушился, бомжи там обосновались. Так что Никасу досталась не хата, а руина. Только из-за места он обратил внимание на мою хатку, даже не зная, кому она принадлежит. Поехал в сельсовет выяснять. Голова стал искать мою визитку, и вдруг она выпала у него из рук, с моим портретом. «Ой, Раечка падает», — сказал Никас. — «Так это ж ее хата». Вот так он и вышел на меня. Надеюсь, у художника хватит сил и средств все восстановить. Сафронов начал с того, что подарил старинной церкви икону. А как-то он приехал со своим другом Николаем Дроздовым (ведущий телепрограммы «В мире животных»). Потом они приезжали в Сорочинцы на ярмарку. Я их там встречала, пели украинские песни.
— Вы так хорошо выглядите. Признайтесь, сколько пластических операций сделали?
— Боже упаси! Ничего никогда не делала. Пользуюсь только хорошими кремами, к косметологу не хожу. И довольна тем, что вижу в зеркале. На лице отражаются эмоции, время, я меняюсь. Полностью поддерживаю знаменитую итальянскую актрису Анну Маньяни. «Не убирайте мои морщины, они слишком дорого стоят», — говорила она.
Конечно, нельзя не учитывать генетику, образ жизни. Считаю, что красота женщины зависит от внутреннего состояния. Важно не допускать плохих мыслей, не разрушать себя изнутри. Меня питает работа на сцене, восход солнца. Летом встаю рано, вместе с собакой бегу на Владимирскую горку и любуюсь восходом. Чувствую в такие моменты, как наполняюсь внутренней красотой, счастьем. Только сейчас понимаю, что могла пользоваться своей красотой, но никогда не делала этого. На одном из фестивалей актриса Марина Стриженова сказала: «Рая, мне бы твою красоту, я бы весь мир перевернула!» Я ей ответила: «Марина, а мне бы твои мозги!» Теперь мозги есть, но красота уже не та. Да и задач таких не ставлю. Благодарна за все, что имею.
5764Читайте нас у Facebook