Украинским парашютистам очень повезло -- они приледнились точно на «шапке планеты»
15 апреля наши земляки (22 человека, в том числе 5 женщин) благополучно десантировались на Северном полюсе. Это место коварное -- прежде там не единожды разбивались парашютисты. В позапрошлом году погибли сразу шестеро российских десантников. На этот раз обошлось -- прыгали мастера. Впрочем, два человека спускались в качестве «пассажиров» -- телекомментатор Валентин Щербачев и главный врач санатория «Карпаты» Лев Грицак. Каждый из них прыгал на одном парашюте с опытным спортсменом.
Десантирование оказалось удачным вдвойне: наши приледнились точно на полюс. Погрешность составила каких-то несколько метров. Парашютистам такое удается крайне редко, ведь льды находятся в постоянном движении, и выбранная для десантирования площадка, как правило, уплывает с точки нулевого меридиана.
На днях со ссылкой на информацию съемочной группы канала «1+1», находившейся в составе экспедиции, мы сообщили, что возвращение домой омрачилось задержкой в поселке Хатанга из-за неуплаты долга тамошнему аэродрому за авиатопливо. Однако, по словам народного депутата Георгия Манчуленко (он был одним из участников десанта), коллеги-телевизионщики несколько сгустили краски. По крайней мере, уже во вторник вечером экспедиция вернулась в Киев.
-- Отличается ли прыжок над полюсом от десантирования в наших широтах?
-- Отличается значительно, -- говорит Георгий Манчуленко. -- Такое впечатление, что над полюсом воздух имеет повышенную плотность. Обычно при раскрытии парашюта происходит достаточно мощный динамический удар. А тут купол раскрылся медленно и мягко -- как будто находился в вязкой среде. Эту вязкость ощущаешь и на себе. Мы выбрасывались на большой для десантирования скорости -- 300 километров в час. Если бы это было, скажем, под Киевом, я ощутил бы мощный удар в спину. А тут -- лишь легкий толчок. Думаю, причиной тому мельчайшие частички льда, которыми насыщен воздух. Я их почувствовал сразу, как оказался за бортом самолета. Ветер был по обычным меркам не сильным -- всего лишь 8 метров в секунду (мы готовы были прыгать и при двадцати). Снег не шел, но кристаллики льда барабанили по очкам, били по участкам лица, не защищенным маской. А когда в льдинки попадал луч солнца, они блестели. Из-за этого поначалу складывалось впечатление, что у тебя галлюцинация.
Десантировались с военно-транспортного самолета ВВС Украины Ил-76. Большинство парашютистов, в том числе я, прыгнули с 1,5 тыс. метров. Температура на такой высоте была минус сорок пять градусов.
Я разу стал искать глазами площадку для приледнения -- на ней были начерчены большой крест и стрела, указывавшая, в каком направлении нужно нам садиться. Площадку скрывала полупрозрачная пелена, парашют-крыло (с обычными круглыми парашютами при экстремальных условиях не прыгают) не двигался против ветра, хотя в наших широтах делает это запросто, но все это не помешало точно приледниться всей команде. Никто не упал, парашют никого не потащил по льду. Это было особенно важно, потому что в километре находилась широкая трещина в льдине, а площадку для приледнения (ее размеры приблизительно 300 х 300 м) окаймляли высокие торосы. Внизу оказалось гораздо теплее, чем в воздухе: 27 градусов мороза.
-- Как проходило десантирование парашютистов с «пассажирами»?
-- Это так называемые прыжки в тандеме на больших, чем обычные, парашютах. С Валентином Щербачевым прыгал мастер спорта, подполковник милиции Владимир Кузнецов, а со Львом Грицаком (он пилот-любитель) -- мастер спорта из Одессы Юрий Залевский. Главное в таких прыжках, чтобы «пассажир» не делал лишних телодвижений и четко выполнял команды опытного парашютиста. В полете они крепятся друг к другу специальной системой. Прыгать им пришлось с 2,5 км, поскольку раскрыть большой парашют нужно было на 1200 метров.
-- Благодаря чему удалось точно приледниться на Северном полюсе?
-- Нам повезло: предварительно выбранная передовой группой льдина дрейфовала в направлении полюса и оказалась на нем как раз во время наших прыжков. Координаты определяли с помощью приборов.
-- Из высокопоставленных лиц с вами так никто и не полетел?
-- Предварительно желание участвовать в экспедиции изъявили премьер-министр Виктор Ющенко, министр обороны Александр Кузьмук и киевский городской голова Александр Омельченко. К прыжкам они не готовились, но могли участвовать в передовой группе. К сожалению, дела не позволили им отправиться с нами. Зато над полюсом прыгнули два народных депутата Украины -- я и Иван Билас. Мы в парашютном спорте не новички. Я в прошлом офицер воздушно-десантных войск. А Иван Билас проходил в этих войсках срочную службу.
-- Удалось ли провести на полюсе запланированный футбольный матч Украина -- Россия?
-- Наши матч провели, но между собой. Россияне (с вертолетами Ми-8 они помогали передовой группе в поисках подходящей льдины) почему-то играть не захотели.
-- Сколько времени вы провели на полюсе?
-- Около двух часов. Установили государственный флаг Украины, знамена ВВС, ВМФ и спонсоров. Кстати, с трепещущим на ветру государственным стягом прыгал председатель Федерации парашютного спорта Украины Игорь Терлов. А вот, пожалуй, самая заслуженная парашютистка страны Валентина Закорецкая (она выполнила 11130 прыжков, ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса), прыгнуть на этот раз не смогла: по пути на север она повредила правую руку, которой нужно выбрасывать «медузу» -- маленький парашют, что вытягивает основной. Зато прыгнула дочь Валентины Юлия, а Закорецкая-старшая попала в передовую группу. Десантировались 22 человека.
-- Удалась ли «изюминка» вашей экспедиции -- посадка самолета Ан-28 на неподготовленную площадку на полюсе?
-- Удалась блестяще. Прежде столь большие самолеты на неподготовленную полосу не садились. Ан-28 специально готовили для полета на полюс. Его оснастили лыжами. Управлял им председатель Федерации авиационного спорта Украины Владимир Грибанов и опытнейший летчик-испытатель АНТК «Антонов» Анатолий Хрустицкий.
Но на Ан-28 возвращались только мы с Иваном Биласом. Остальные на российских вертолетах долетели до полярной станции в 70 км от полюса. Кстати, эта станция необычная -- она расположена на айсберге, высота которого 200 метров. Там оборудована взлетно-посадочная полоса. Дальше полетели в Хатангу на российском Ан-26. Домой мы вернулись на военном транспортнике Ил-76, с которого десантировались над полюсом.
-- Какое оборудование и амуницию вы использовали?
-- В основном отечественные. Например, великолепную одежду и обувь для нас пошили в Черновцах. Главной целью экспедиции было привлечь внимание к парашютному спорту, наглядно продемонстрировать возможности украинских летчиков и авиатехники. Это нам удалось.
451Читайте нас у Facebook