Тамара Гвердцители: «Наши наряды строго контролировались. Тогда наказывались все отступления от правил»
Сегодня мировые звезды частые гости в СНГ: Элтон Джон, Стинг, Тони Брэкстон, легендарные группы «A-ha», «Бони М» Трудно поверить в то, что первая в СССР программа, посвященная зарубежной эстрадной музыке, появилась всего лишь 35 лет назад — в 1976 году. Выходила она поздно ночью. На первых порах включала выступления певцов преимущественно из стран социалистического лагеря — Карела Готта, Хелены Вондрачковой, Лили Ивановой, Бисера Кирова
Звезды из капиталистических государств появлялись в эфире гораздо реже. Тем не менее именно в этой программе советские телезрители впервые увидели выступления групп «АББА» и «БОНИ М», таких знаменитых исполнителей, как Джо Дассен, Мирей Матье, Далида, Демис Руссос Особой популярностью пользовался новогодний выпуск передачи.
О том, какие зарубежные певцы были модны в советскую эпоху, «ФАКТАМ» рассказали известные исполнители Александр Серов, Тамара Гвердцители и Игорь Саруханов.
Александр Серов: «Недавно с кумиром моей молодости Томом Джонсом на банкете сидел за одним столом»
— В те времена моим кумиром был английский исполнитель Том Джонс, — рассказывает народный артист России Александр Серов. — Несколько лет назад после его сольного концерта в Москве я на банкете сидел с ним за одним столом и даже произнес тост: «Господин Джонс, благодаря тому, что я в юности слушал ваши песни, на советской эстраде появился певец Александр Серов».
— Признайтесь, в начале творческого пути подражали своему кумиру?
— Конечно! Я ведь был деревенским парнем из Николаевской области. И однажды, услышав Тома Джонса на румынской волне по радиоприемнику «Ригонда», был потрясен. Случилось это в 1969 году, румыны тогда крутили зарубежную эстраду вовсю, а у нас запрещали по идеологическим соображениям. Слушая Тома Джонса, все пытался понять: как у него так искусно выходит? Даже в стиле одежды одно время немного подражал ему — короткий пиджак, брюки-клеш, широкий пояс.
— Мечтали выступить с зарубежными коллегами в одном концерте?
— Выступал не раз! Лет десять назад даже принимал участие в концерте, посвященном юбилею программы «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». В Москву приехали чешская певица Хелена Вондрачкова, сербский исполнитель Джордже Марьянович, Кати Ковач из Венгрии К слову, прошлым летом Хелена Вондрачкова, в которую в советские времена многие были влюблены, посетила мой сольный концерт. Пришла за кулисы, сказала, что знает и любит мое творчество. Было очень приятно!
— Когда вы впервые оказались за рубежом?
— В конце 1980-х я участвовал в музыкальных конкурсах в Праге и Будапеште. И там, и там выиграл Гран-при. В пражском конкурсе «Интерталант» принимали участие и представители капстран: Италии, Норвегии, Финляндии А в 1991 году, когда я стал уже известным, меня пригласили в Мюнхен выступить с Дитером Боленом и британской звездой Клиффом Ричардом.
— Что вас поразило в те годы за границей?
— Все! Мы ведь жили за железным занавесом. Средства массовой информации твердили нам о «диком Западе». На самом деле там все было очень цивилизованно. Многообразие жанров музыки, никаких творческих рамок
— Гонорары у западных коллег были намного больше ваших?
— Мы получали по сравнению с ними копейки. В 1989 году мы с Игорем Крутым на фирме «Мелодия» выпустили пластинку «Мадонна» тиражом десять миллионов экземпляров. Каждая стоила два рубля пятьдесят копеек. Представляете? Получи мы эти деньги на руки, это было бы практически состояние, ведь доллар тогда приравнивался к рублю. Но Крутому заплатили 370 рублей, а мне — 320. Примерно такие же гроши получали Юра Антонов, Алла Пугачева — все, кто был на пике популярности.
— Но сейчас-то московские знаменитости живут на уровне западных звезд?
— А толку? Что радоваться, ведь скоро уже 60! Время-то ушло Такие бы деньги в 30 лет, когда можешь путешествовать, сколько хочешь. А мне уже тяжело летать, поэтому за границу не езжу. Сижу в основном дома. Силы потрачены на борьбу с ветряными мельницами
Тамара Гвердцители: «В особняке Мишеля Леграна, напоминающем замок, мы музицировали на двух стоящих рядом роялях»
— Я очень любила программу «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», — признается народная артистка России и Грузии Тамара Гвердцители. — Там выступали талантливые люди. Например, Карел Готт, Бисер Киров, с которым я знакома.
— Как же вы познакомились?
— За кулисами перед концертом. У артистов это обычно именно так происходит. Я выступала со многими звездами: Мирей Матье — в Париже, Патрисией Каас — в Москве
— Зарубежные исполнительницы всегда позволяли себе смелые экстравагантные наряды — короткие юбки, прозрачные ткани, глубокие декольте
— А наши наряды строго контролировались! Тогда наказывались все отступления от правил. Наденешь слишком открытое платье, тебя в концерте не будет. Несколько раз и в мои наряды вносились «коррективы».
— Какая страна мира вас потрясла?
— В десятилетнем возрасте я побывала в сказочной Голландии. Поразило все: тюльпаны, мельницы, каналы Помню свой неописуемый восторг. А уже будучи взрослым человеком, влюбилась во Францию и Италию.
Париж и знакомство со знаменитым французским композитором и исполнителем Мишелем Леграном в 1991 году повлияли на всю мою творческую жизнь. Французский агент (я тогда работала в Париже) послал мою видеокассету Мишелю Леграну в офис. Маэстро, посмотрев ее, назначил встречу у себя в загородном имении. В его особняке, напоминающем замок, мы музицировали на двух стоящих рядом роялях. Потом начали сотрудничать — выступали в Нью-Йорке, Москве, Киеве
Игорь Саруханов: «У многих знаменитых в прошлом зарубежных звезд сейчас нет мировых туров. А в СНГ они востребованы»
— В советские времена моими кумирами были Элтон Джон, Пол Маккартни, Стинг, Том Джонс, Джими Хендрикс, — рассказывает популярный автор и исполнитель Игорь Саруханов. — Из певцов социалистических стран особенно импонировал Карел Готт, отличавшийся особой харизмой.
— Вы подражали зарубежным кумирам?
— Да, и битлам, и исполнителям группы «Deep Purplе». У меня до сих пор длинные волосы — я их не стригу, только подравниваю — как дань моде тех лет, дань моей молодости, юности, времени, когда все начиналось.
— Регулярно смотрели передачу «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады»?
— Разумеется. Это было своего рода окошко в Европу и в мир. Правда, программа транслировалась в неудобное время — поздно ночью, но люди ее ждали с нетерпением и смотрели с удовольствием.
— Когда впервые побывали за границей?
— В 1980-е годы с группой Стаса Намина поехал на фестиваль в Сопот. Первая моя заграница. Мне исполнилось немногим больше двадцати лет, и я чуть с ума не сошел от счастья! (Cмеется). Потом бывал в Болгарии, Чехословакии Первой же капиталистической страной, которую посетил, были Соединенные Штаты Америки. Выступал там с сольными концертами в 1991 году.
— Что вас потрясло?
— Конечно же, архитектура. Она всегда обращает на себя внимание в первую очередь. А потом я начал всматриваться в жизнь и понял, что в этой стране нет друзей, ничего личного — только бизнес. Мне там стало как-то холодно и неуютно.
Люблю теплые страны, где тепло не только от солнца, но и от людей. В Америке этого тепла, к сожалению, не почувствовал, хотя на концерте моем была очень душевная атмосфера. Зрители — в основном эмигранты из СССР — на два часа как бы перенеслись на родину. Аплодисменты, слезы Песню «Дорогие мои старики» публика слушала стоя. Было очень трогательно.
— Скажите, гонорары московских звезд и зарубежных сейчас сравнялись?
— Уже давно! Если бы мне в детстве сказали, что мое выступление будет стоить дороже, чем у «Бони М», не поверил бы никогда! Ну представьте. В 1973-м я заканчивал школу. От «Бони М» тогда все просто сходили с ума. Мог ли я мечтать в те времена, что стану выступать с популярнейшей группой в одной программе, причем заканчивать концерт!
— В Москве?
— Да. У себя на родине они уже не выступают. Работают преимущественно у нас. И не только они. Например, «Deep Purplе» в России постоянно гастролируют. У многих знаменитых в прошлом звезд сейчас практически нет мировых туров. А в СНГ они востребованы и любимы. Ездят по городам, выступают в клубах.
3115Читайте нас у Facebook