ПОИСК
Інтерв'ю

Родион Нахапетов: «Однажды ночью мне позвонил незнакомый мужчина: «Вы таких добрых людей играете, спасите мою дочь!»

7:00 4 квітня 2012
Інф. «ФАКТІВ»
Известный актер и режиссер приехал из Америки на родину в Днепропетровск, где собирается снимать кинофильм о маме

Старшее поколение помнит талантливые актерские работы Родиона Нахапетова в фильмах «Живет такой парень», «Раба любви», «Торпедоносцы», «Не стреляйте в белых лебедей», «Нежность»… А младшее знает его уже как американского актера и режиссера, снявшего в США несколько картин, в том числе три серии «Убойной силы», «Русские в городе ангелов», «Заражение». Всего же на счету Нахапетова более сорока ролей. Пожалуй, ни один российский актер не сумел сделать в Голливуде такую успешную карьеру. Но успех пришел не сразу. Да и сейчас, когда в Америке его уже знают, 68-летний народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, сценарист, режиссер не считает, что все его мечты сбылись.

«Ты же парень, почему у тебя женское имя?» — удивились в паспортном столе, увидев мое имя — Родина»

Когда-то о своей маме, Галине Прокопенко, Родион Нахапетов снял небольшую ленту «Психушка». А сейчас уже готов сценарий фильма о том, как она 21-летней девушкой была связной подпольной организации «Родина», познакомилась там с его отцом, армянином Рафаилом Нахапетовым, попала в концлагерь при переходе через линию фронта и в 1944 году родила сына в городе Пятихатки на Днепропетровщине. Снимать эту картину Родион Нахапетов, живущий сейчас в Лос-Анджелесе, собирался в Днепропетровске, где не был уже более тридцати лет. Поэтому как нельзя кстати пришлось приглашение губернатора Днепропетровщины Александра Вилкула посетить малую родину в дни празднования 80-летия области.

Из Америки Нахапетов приехал вместе со своей второй женой, гражданкой США с русскими корнями Натальей Шляпникофф (на фото).

 — Детство мое было настолько тяжелым, что, уезжая из Днепропетровска поступать во ВГИК, я не хотел сюда возвращаться, — признается Родион Нахапетов. — И только сейчас понял, насколько дороги мне даже самые печальные моменты той жизни. Моя мама была подпольщицей и, уже беременная мной, отправилась в 1943 году из Кривого Рога через линию фронта, чтобы передать нашим войскам данные о фашистских формированиях в Кривбассе. Советская армия тогда освобождала Днепропетровщину и быстро продвигалась на запад, но до наших мама не дошла — попала в плен. К счастью, вскоре ее освободили. И в городе Пятихатки в январе 1944 года родился я. Поскольку мама была большой патриот-кой, дочку она хотела назвать Родина. В честь подпольной организации, в которой состояла. Но когда появился сын, решения своего не изменила. Так я и стал Родиной. Правда, друзья называли меня Радик, и особых неудобств от своего имени я не чувствовал. Но, когда пришла пора получать паспорт, работник паспортного стола, прочитав свидетельство о рождении, даже высунулся из окошечка: «Ты же парень, почему у тебя женское имя?» После этого в моем паспорте появилось имя Родин. Родионом я стал намного позже, когда в титрах одного фильма в мое имя корректор добавила случайно выпавшую, по ее мнению, букву «о».

РЕКЛАМА

О том, как жил у бабушки в селе Скелеватка под Кривым Рогом в голодное военное время, как перебрался с мамой в Днепропетровск и скитался по углам, артист вспоминает с болью в голосе.

 — Папу своего никогда не видел — он уехал в Армению, когда я еще не родился, — вздыхает Нахапетов. — Мама о нем ничего не рассказывала, и я долгие годы считал, что отец погиб на фронте. Когда уже жил в Москве, разыскал в Армении сводных братьев и узнал: отец лишь перед смертью рассказал семье, что актер Родион Нахапетов — его сын.

РЕКЛАМА

Еще одна печальная страница жизни Родиона связана с детдомом в городе Новомосковске, где ему пришлось провести два года. Галина Антоновна уже работала учительницей украинского языка в школе, и тут сказалась тяжелая военная юность — в 29 лет у нее обнаружили туберкулез. Маму надолго положили в больницу, а семилетнего сына отправили в детдом. Когда в 1954 году она забрала сына, бывшей подпольщице наконец-то дали квартиру на улице Рабочей. И жизнь стала налаживаться. Родион много читал, увлекся судомоделированием и мечтал поступить в Нахимовское училище.

 — Однако с поступлением не сложилось, я пропустил сроки, — вспоминает мой собеседник. — И тут сосед, местный актер Дмитрий Бразинский, пригласил меня в драмкружок во Дворце культуры машиностроителей. С тех пор я заболел театром и решил, что буду поступать только в театральное училище. Мама мои планы одобрила, она вообще во всем меня поддерживала. А когда узнала, что поеду прямо в Москву, во ВГИК, насобирала в долг у друзей и знакомых 200 рублей — огромные по тем временам деньги.

РЕКЛАМА

— Не побоялись ехать из провинции в самый престижный вуз 60-х годов?

 — Я даже не думал, престижный он или нет. Просто хотел стать актером. И, кстати, среди абитуриентов было не так уж много детей высокопоставленных родителей, известных актеров. Почти все — такие же провинциалы, как я. И почти все читали на прослушивании «Стихи о советском паспорте». Я тоже приготовил это произведение! Хотя мой наставник Дмитрий Бразинский предлагал читать монолог дедушки из горьковского «Детства»: мол, Маяковского и Есенина все читают, а ты возьми что-то необычное. Попытавшись его выучить — все-таки проза — я так и не запомнил до конца. А на экзамене, когда увидел, как зевают члены приемной комиссии и обрывают абитуриентов сразу после слов «Я волком бы выгрыз…», испугался. И стал мучительно вспоминать монолог дедушки. Дошла моя очередь. С перепугу я так закричал: «Ну-ка, ты, пермяк соленые уши!», что Сергей Герасимов покатился со смеху. И спросил: «Тебе сколько лет?» Я испугался еще больше и сказал: «Пятнадцать», на целый год убавив себе возраст. Все опять захохотали. Так меня и приняли. Я всю жизнь благодарю за это Дмитрия Бразинского.

— Почти сразу после окончания вуза вам предложили роль Ленина. Причем на протяжении двух фильмов «Сердце матери» и «Верность матери» вы должны были «взрослеть» вместе с вождем…

 — Это была большая честь по тем временам. Соответствующие органы проверяли мою биографию. Да и мне самому пришлось перечитать много книг о Ленине, чтобы узнать привычки, какие-то характерные особенности, — как он, по воспоминаниям Крупской, кричал во сне, как постоянно чесался на нервной почве. Даже картавить, как он, научился. С этими съемками связано много интересных моментов. Гениальный режиссер Марк Донской, который снимал эту картину, должен был вскоре отмечать юбилей. И съемочная группа центрального телевидения решила сделать об этом мастере документальный фильм. Мы были заняты своей работой, а операторы-документалисты — своей.

Нужно сказать, что Марк Донской (человек хоть и мягкий, но очень требовательный) постоянно делал мне замечания: «Ты, деточка, не так сидишь, иди туда, стань здесь». Указывал на просчеты гримеров, тыча пальцем мне в лицо. Грим был очень сложный. Чтобы его сделать к девяти часам утра, я приезжал на студию в четыре утра. Поэтому приходилось все время его подправлять. И все это снимали документалисты. Когда их работу показали по телевидению, к утру все руководство центрального телеканала было уволено! Как оказалось, главный идеолог партии Михаил Суслов включил фильм на середине и увидел, как Донской тычет пальцем в лицо Ленина и кричит на него. Тут же показ прервали, а причастные к этому люди были наказаны. Рассказывали, что Суслов кричал: «Это профанация! Почему этот старый еврей так обращается с вождем пролетариата?!» Марк Семенович тогда даже слег, но, к счастью, его не тронули. А вот моей маме этот фильм, думаю, продлил жизнь: она очень болела тогда, но так гордилась мною!..

За два года съемок в этом фильме я заработал тысячу рублей. Это считалось большим успехом для молодого актера.

«Я не собирался оставаться в Америке, ведь дома была жена и две дочки»

— К окончанию вуза вы были уже знаменитым актером, снялись в популярных фильмах «Живет такой парень», «Застава Ильича», «Первый снег». Считали уже, что ваша мечта сбылась?

 — Я и сейчас не считаю, что моя мечта сбылась. Мне дороги все мои роли, но у человека цель всегда должна находиться на горизонте, чтобы было к чему стремиться. Я потому и уехал в Америку, что в какой-то момент не увидел в России точки приложения своих сил. Времена были очень трудные, фильмы не снимались. Одни начинали пить, другие меняли профессию. Я решил поискать себя в Голливуде и по приглашению приятеля Димы Демидова приехал в Сан-Франциско презентовать свой фильм «На исходе ночи». Его, кстати, купила тогда кинокомпания «ХХ век — Фокс».

Не собирался там оставаться навсегда, ведь дома была семья — моя жена, актриса Вера Глаголева, и дочки — 12-летняя Аня и 10-летняя Маша. Но жизнь рассудила иначе. На просмотре фильма я познакомился с Наташей Шляпникофф, американкой русского происхождения. Ее бабушка и дедушка после революции бежали в Китай, потом с детьми переехали в Чили, где Наташа и родилась, закончила университет. К моменту нашего знакомства она жила в Лос-Анджелесе и занимала довольно высокую должность директора Ассоциации независимых телеканалов. Наташа предложила быть моим менеджером в США, и я оставил ей один из сценариев, а потом присылал еще несколько своих работ. Их отвергали, я посылал новые, и Наташа подбадривала меня по телефону: «Давай еще попробуем». Я уже потерял надежду, и вдруг звонок: «Компания «Парамаунт» будет снимать фильм по твоему сценарию!» Я опять приехал в Америку и понял, что у меня с этой женщиной очень много общего. У нее тоже была семья, дочь Катя, но нас безумно тянуло друг к другу. Мы обнаружили такое родство душ, совпадение вкусов, взглядов, увлечений! Наташа верующий человек и смогла во мне пробудить веру не только в Бога, но и в свои силы.

 — Я даже не знала, что Родион настолько популярный в России актер, — вступает в разговор Наталья. — Просто меня подкупила его доброта, человечность, мягкость. Он и в реальной жизни — как герои его фильмов, такой же благородный, немногословный. Только когда приехали с ним в Россию и меня уже в аэропорту оттеснила толпа его поклонников, я поняла, как много этот человек значит для своей Родины.

Их любовь развивалась так стремительно, что Родион не смог больше скрывать это от жены. Рассталась с мужем и Наташа. Уже 22 года они вместе, создали небольшую кинокомпанию. Наташа, по признанию мужа, его друг, соратник и любимая женщина. И то, что в его картинах участвуют звезды Голливуда, Родион Рафаилович тоже считает заслугой жены.

 — Там актеры сами по себе не ходят, — объясняет Родион Нахапетов. — Переговоры нужно вести с их агентами, а Наташа имеет авторитет в кинематографических кругах. Благодаря жене в моих картинах снялись такие известные актеры, как Эрик Робертс, Карен Блэк, Майк Поллард… И хотя громадных доходов фильмы не принесли, но у меня сейчас в работе пять готовых сценариев, один из которых по произведению Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков».

Этой повестью Родион зачитывался еще в детстве. Когда же заканчивал ВГИК, снял дипломную работу по рассказам Брэдбери. Ту старую короткометражную ленту Наташа тайком от мужа показала великому фантасту. После этого 92-летний Брэдбери попросил ее: «Передай своему мужу, что я его люблю. Пусть напишет сценарий фильма «Вино из одуванчиков».

 — Вначале я хотел представить главного героя не мальчишкой, а уже повзрослевшим мужчиной, — рассказывает Нахапетов. — Но Рэй этот сценарий забраковал: «Пусть события останутся в 1928 году». Пришлось все переделать. И Брэдбери одобрил окончательный вариант. Продюсером фильма будет обладатель восьми «Оскаров» Майк Медовой, он подбирает сейчас актерский состав, ведет переговоры с Джорджем Клуни. Надеюсь, что съемки этой картины начнутся в следующем году — Рэй Брэдбери человек преклонного возраста, и мне хочется, чтобы он успел посмотреть этот фильм.

— Знаю, что российское телевидение пригласило вас в качестве ведущего новой передачи о брошенных детях «Путевка в жизнь».

 — Мы с Наташей уже два года занимаемся проблемами спасения российских детей. Все началось с неожиданного звонка незнакомого мужчины, у которого шестимесячный ребенок умирал от порока сердца. Он сказал: «Вы таких добрых людей играете, спасите мою дочь!» Я растерялся, а Наташа взяла трубку и ответила: «Приезжайте». Мы нашли лучшего хирурга, который в свое время оперировал Булата Окуджаву. Он сделал девочке бесплатную операцию. Когда эта семья вернулась в Россию, нас завалили письмами о помощи, и мы стали принимать у себя дома больных детей, устраивать их на лечение. Но не все клиники могут оперировать бесплатно, поэтому мы с Наташей собрали группу кардиологов-энтузиастов и повезли их в Казань.

Американские врачи спасли в тот приезд 30 детских жизней. Следующий визит был в Москву, где кардиологи оперировали новорожденных младенцев. Привозил Нахапетов кардиологов и в Санкт-Петербург. Сейчас, побывав в Днепропетровске, Родион Рафаилович готовит подобную акцию для больных украинских детей.

2936

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів