ПОИСК
Інтерв'ю

Альберт Филозов: «Чтобы не умереть в Москве с голоду, я воровал на Рижском вокзале арбузы»

7:30 26 червня 2012
25 июня народному артисту России исполнилось 75 лет

Альберт Филозов после Армена Джигарханяна считался одним из самых снимаемых актеров Советского Союза. К своей славе скромный, застенчивый актер относился всегда с иронией. Альберт Леонидович признавался, что в кино попал случайно. Правда, миллионы зрителей, полюбивших Филозова за роли в картинах «Новые приключения янки при дворе короля Артура», «Ночные забавы», «Одиссея капитана Блада», «Без вины виноватые», «Мэри Поппинс, до свидания!», могут с ним поспорить.

*В фильме «Новые приключения янки при дворе короля Артура» Альберт Филозов сыграл короля. 1988 год

Актер снимается до сих пор и не мыслит своей жизни без театральной сцены. Он живет в центре Москвы, хотя говорит, что из-за гастролей бывает дома крайне редко. Исключения составляют дни рождения супруги Натальи и двух дочерей. В этом году сделал праздник и для себя, оставшись на собственный юбилей дома. «Проведу его в кругу близких мне людей, что может быть лучше в этой жизни?»

 — Альберт Леонидович, правда, что актером вы стали совершенно случайно?

РЕКЛАМА

 — Об актерской профессии никогда и не мечтал. Детство у меня было трудным: отца расстреляли как «врага народа», когда мне и года не исполнилось. Мама днем и ночью пропадала на работе. Но я всегда любил читать, буквально глотал том за томом. Потом выяснилось, что у меня очень хороший голос. Правда, со временем он «сломался», но любовь к искусству осталась. Я мечтал о карьере музыканта, собирался стать дирижером…

 — А пошли работать токарем.

РЕКЛАМА

 — Наверное, просто не до конца верил в свои силы. После окончания средней школы стал токарем на заводе «Шарикоподшипник». На экзамены в Школу-студию МХАТ друзья меня затащили чуть ли не силком! Я действовал тогда по знаменитому пушкинскому принципу: «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей». Дескать, поступлю — хорошо, не пройду — сильно расстраиваться не буду. Наверное, поэтому и поступил. Впрочем, по сей день удивляюсь, как это вообще произошло?! Я жил тогда в Свердловске. МХАТ приехал к нам на гастроли, и был объявлен дополнительный набор на первый курс Школы-студии. Помню, экзамены проходили в Свердловском драматическом театре. В приемной комиссии сидели сплошь звезды МХАТа: Алексей Грибов, Михаил Яншин, ректор Виктор Станицын. Смотрели, кого берут, кто идет им на смену. Тогда взяли меня и Юру Гребенщикова, его сейчас, к сожалению, уже нет в живых. Признаться, в тот момент даже не знал, радоваться мне или печалиться.

 — Страшно было ехать в столицу?

РЕКЛАМА

 — Ну да. Мы жили не очень богато. Понятно, я мог рассчитывать только на общежитие. Но, надо сказать, там оказалось очень даже весело. Вы и представить себе не можете, какие этюды и розыгрыши мы устраивали, причем не только днем, но и ночью.

 — Денег хватало и на это?

 — Иногда приходилось голодать. Было такое… Помню, приехал в Москву в середине августа. Есть хотелось ужасно, а денег совсем нет — до первой стипендии было еще очень далеко. Все, что нам с Юрой дали наши мамы, давно закончилось. Но мы нашли выход. Неподалеку от общежития (это были бывшие армейские казармы, в которых когда-то жили австрийские военнопленные), на Рижском вокзале, стояли платформы с огромными астраханскими арбузами, и мы каждый вечер бегали… их воровать. Позже наши однокурсницы-москвички приносили какую-то нехитрую снедь, за что мы были очень им благодарны. Правда, ели все, кроме меня. Я из-за своей дурацкой гордости стеснялся и отказывался.

 — Рассказывают, что в те годы главным донжуаном Школы-студии считался Александр Лазарев.

 — Он действительно был писаным красавцем, по нему сохла большая половина девчонок нашего курса. Но все же главным курсовым донжуаном считался Толя Ромашин. За ним бегали потрясающие девушки, а он ими явно пренебрегал. Вообще, у нас был потрясающий курс: Алла Покровская, Слава Невинный, Володя Кашпур, Гена Фролов, Таня Лаврова. К сожалению, после окончания Школы-студии мы редко общались. А сейчас уже многих нет в живых…

 — Теперь, когда на вашем счету более ста картин, с трудом верится, что вас долго отказывались снимать в кино.

 — Так ведь тогда в моде были совсем другие артисты — статные, высокие, красивые. А у меня внешность, прямо скажем, неказистая: рыжий, конопатый… Ну что это такое?! Была еще одна неприятная история, надолго повлиявшая на мои отношения с кино. Когда я учился на третьем курсе Школы-студии МХАТ, меня пригласили на Одесскую киностудию, предложили главную роль в картине «Зеленый фургон». Не знаю, как сейчас, а в то время в Школе-студии, мягко говоря, не приветствовалось, когда студенты снимались в кино. Из-за этого когда-то выгнали самого Дружникова, что уж говорить об остальных. Но режиссер Генрих Габай, снимавший «Зеленый фургон», пообещал мне, что договорится с ректоратом.

*Несмотря на возраст, Альберт Филозов снимается в кино и не мыслит своей жизни без театральной сцены

В общем, я полетел в Одессу, где меня уже ждали. Но все-таки решил перестраховаться, поэтому прямо в аэропорту сказал: «Давайте подпишем договор. Иначе я прямо сейчас улечу обратно». По реакции встречающих меня людей понял, что договора не существует, да и с МХАТом никто и не думал договариваться. А поскольку у меня (на всякий случай) был обратный билет в Москву, то от съемочной группы я просто сбежал. До сих пор перед глазами стоит картина: уже крутится пропеллер Ил-14, я несусь по летному полю, а за мной гонится милиция. Подбежал к кабине пилотов, начал кричать, что опоздал. У самолета уже и трап убрали, но меня это не остановило. Люк в кабине экипажа был еще открыт, я подпрыгнул, уцепился за пол, подтянулся и все-таки улетел в Москву. После этого случая меня десять лет не снимали: на пробы приглашали, но не утверждали.

 — Когда же дело сдвинулось с мертвой точки?

 — В 1972 году. Тогда к нам в театр пришел ассистент режиссера, увидел меня и пригласил на «Мосфильм», на пробы в картину «Вид на жительство». Я уже ни на что не надеялся, но все-таки пошел. Помню, открыл дверь в комнату, где сидел режиссер, и услышал, как он говорит кому-то: «Это он!» Сердце у меня, естественно, екнуло, но виду я не подал, наоборот, сказал: «Да я такие слова уже лет десять слышу. Делайте побыстрее свое дурацкое фото и я пойду!»

Персонаж, которого меня приглашали сыграть, во время загранкомандировки решил не возвращаться в Советский Союз, остаться за границей. Режиссер посмотрел на меня и сказал: «А что, этот вполне мог бы стать невозвращенцем!» Комплимент, как я теперь понимаю, был более чем сомнительным, но меня утвердили. Впоследствии с фильмом произошла мистическая история: почти все, кто работал над картиной, подобно ее главному герою (кто раньше, кто позже), сами стали невозвращенцами. Виктория Федорова, дочь Зои Федоровой, уехала в Америку, Инна Сергеева — в Германию, оператор Юрий Сокол — в Австралию. По иронии судьбы только я один остался дома.

 — Не многие знают, что у вас украинские корни.

 — И даже польские. Моя бабушка жила в Мелитополе, что в Запорожской области. А вот ее родители, мои прадед и прабабка, поляки, жившие под Варшавой. Семья была небогатая, поэтому во время столыпинской земельной реформы деду порекомендовали уехать в Свердловск, так они и оказались на Урале. Но связь с Украиной осталась. Причем очень сильная. Моя третья жена — киевлянка. Мы с Наташей, красавицей-блондинкой, которая младше меня на двадцать лет, познакомились на Киностудии имени Довженко. Она работала заместителем директора картины «Новые приключения янки при дворе короля Артура», в которой я снимался. Это был типичный служебный роман: Наталья встретила меня на вокзале, улыбнулась, и как-то все между нами сразу стало ясно.

Через несколько месяцев я сделал Наташе предложение, которое она приняла, хотя долго не соглашалась на переезд в Москву. Мне стоило больших трудов ее уговорить. Но, видимо, благодаря упрямству, доставшемуся мне в наследство от польских предков, я решил, что должен сделать это во что бы то ни стало.

 — К тому же вы были завидным женихом.

 — Наоборот, я мало что мог тогда предложить Наташе. После развода с предыдущей женой у меня даже квартиры своей не было. Первое время мы жили в театре, в гримерке. Жилплощадь получили только через несколько лет, после того, как у нас родилась старшая дочь. Мы не только поженились, но и обвенчались. Я ни на минуту никогда не пожалел, что так настойчиво хотел завоевать Наталью. Вообще, киевлянки — потрясающие женщины. Может, и не самые красивые на свете, но вот самые сексуальные — наверняка.

2502

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів