Энвер Измайлов: «Если Крым войдет в состав России, то у татар есть серьезные опасения, что может повториться 1944 год»
Виртуозного гитариста, крымского татарина Энвера Измайлова называют гражданином мира. Его неповторимый «почерк» игры, получивший название тэппинг, завоевал поклонников далеко за пределами Украины. Уже 25 лет Энвер Измайлов живет в Крыму. Его семья вернулась на родину спустя 45 лет после массовой депортации крымских татар, осуществленной по распоряжению Сталина. Энвер вырос в Фергане, там же написал первое произведение. Оказавшись в Крыму, стал собирать музыкальный фольклор своих предков, облекая его в джазовые гитарные композиции. Последнее время музыкант не перестает творить. Событиям в Украине он посвятил композицию «Майдан», сыграл на гитаре в своем неповторимом стиле Гимн Украины. После начала оккупации российскими войсками Крыма Энвер одним из первых обратился к украинцам и россиянам: «Вам есть куда идти. А нам некуда. Мы хотим мира…»
«Наша семья была депортирована и вернулась в Крым в 1989 году»
— Добрий день! — на чистом украинском языке начал разговор Энвер Измайлов. — Можно, я перейду на русский? Я, конечно, понимаю украинский, могу на нем говорить, но русский язык все-таки мне ближе.
— Никаких проблем.
— Я сейчас нахожусь в Киеве и когда смотрю по телевизору, что происходит в некоторых городах Крыма, а особенно возле воинских частей, мне даже не верится. Я приехал из Симферополя, в центре города обстановка спокойная. В Севастополь, признаюсь, не ездил. А в Симферополе так тихо, что это даже, честно говоря, напрягает. Подозрительно тихо. Даже не знаю, что будет там во время референдума. Дай Бог, чтобы все обошлось.
— Будете голосовать?
— У меня как раз запланированы выступления в Киеве, поэтому в Крым я не попаду и голосовать не буду. Да и зачем? Ведь этот референдум, мне кажется, все равно не признают.
— Вы спокойно покинули Крым?
— Мы уехали поездом, на вокзале не возникло никаких проблем. А накануне прилетел в Симферополь самолетом. Ажиотажа в аэропорту не было, но именно там я видел так называемых зеленых человечков. Рядом с ними стояли казаки и дружинники с георгиевскими лентами. Но документы у меня не проверяли.
— Сколько лет вы уже живете в Крыму?
— Наша семья была депортирована и вернулась в Крым в 1989 году. Мои родители пережили те страшные времена, когда им пришлось покинуть свою родину. Нам, детям, даже старались не рассказывать о том, как это происходило. Слишком тяжелы были воспоминания. Семья пережила лишения, голод. До того, как их депортировали, родители жили в Судаке. Потом их увезли на Урал, в Нижний Новгород, а в 1951 году переправили в Узбекистан. Там родились я и моя жена, дети. А вот внуки уже появились на свет здесь, в Крыму, на родине своих предков. Слава Богу, родители дожили до того момента, когда смогли вернуться в Крым. Здесь я их и похоронил.
Помню рассказы моей семьи о периоде жизни в Крыму, еще до депортации. Отец с матерью любили свою родину и все годы разлуки мечтали вновь оказаться на земле предков. Знаете, самое горькое было понимать, что нас в Крыму никто не ждал. В 1987 году три тысячи крымских татар вышли на Красную площадь в Москве и трое суток провели там, отстаивая свое право вернуться на родину. Это массовое движение возглавлял Мустафа Джемилев. Тогда к народу обратился Председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко, пообещав, что вопрос будет решен. Татары поверили, а на следующий день нас объявили предателями, фашистами, работавшими на стороне немцев.
Знаете, какой у меня сейчас любимый анекдот? Татары пишут в министерство культуры просьбу, мол, измените поговорку: незваный гость — хуже татарина. На следующий день объявляют, что поговорка изменена: незваный гость — лучше татарина. Вот вам и решение ситуации.
«Не надо уходить на тот свет по локоть в крови, потому что эта кровь будет на ваших детях и внуках»
— Семья вернулась в родительский дом в Судаке?
— Переезд был очень тяжелым для всех. Мы не могли сразу сорваться с мест, поэтому пришлось переезжать по нескольку человек. Сначала я поселился в Джанкойском районе в селе с «замечательным» названием Завет Ленина. У меня даже есть композиция «Утро в совхозе «Завет Ленина». В 1995 году семья переехала в Симферополь. Начали строить дом. Это рассказывать так просто, на самом деле возвращение татар в Крым было пропитано слезами и потом. Но мы двигались, поскольку знали, что вернулись на родину, здесь жить нашим детям и внукам.
— А сейчас?
— В моей душе и душах моих братьев поселилась тревога. Потому что, по большому счету, в Крыму разыгрывается наша карта. У нас есть серьезные опасения, что если мы войдем в состав России, то может повториться 1944 год. Я знаю, Путин разговаривал с Мустафой Джемилевым, нашему народу вроде бы обещаны должности в крымском парламенте. Не знаю, можно ли политикам верить. Я человек, который старается держаться от них подальше. Мне должностей никаких не надо. Моя профессия музыкант, а музыка нужна всем — богатым и бедным. Хотя в такое тревожное время сложно оказаться вне политики. Волей-неволей становишься участником событий. Конечно, я тоже принимаю участие в акциях, организованных татарами, чтобы утихомирить горячие головы. Стараюсь донести до людей понимание того, что жизнь одна и не надо уходить на тот свет по локоть в крови. Потому что эта кровь будет потом на ваших детях и внуках.
— Вы написали композицию, посвященную Майдану.
Видео на композицию «Майдан» смотрите здесь
— Она родилась у меня моментально. Когда в Киеве проходил один из первых митингов и события не были еще столь горячими, я давал сольный концерт в Национальной консерватории. Помню, как пробирался вместе с музыкантами через кордоны Майдана, чтобы попасть в здание. Признаюсь, было немного жутковато. Дело не в том, что я боялся чего-то. Просто чувствовалось, как напряжение буквально витает в воздухе. Конечно, тогда я и в мыслях допустить не мог, что все это может закончиться такими жертвами и огромной трагедией. Не укладывается в голове то, что произошло с нашей страной за эти несколько месяцев. Просто смешными кажутся доводы, звучащие из новостей российских каналов о том, что Крыму угрожают бандеровцы.
Я был во Львове много раз, никто не ущемлял меня в моих правах говорить на русском языке. Я никогда не ощущал на себе даже каких-то косых взглядов. Откуда взялась эта враждебность? Где нашли бандеровцев? Вся эта пропаганда, страшилки сочиняются не украинской стороной. Но люди все равно боятся, они напуганы. Мне это напоминает ситуацию с возвращением татарского народа в Крым. Когда мы начали приезжать к себе на родину, нами пугали местное население Крыма. Говорили, что мы одноглазые, однорукие, едим детей, пьем кровь. Рекомендовали не водить детей в школу, где есть татары. Это были все те же страшилки!
Пришлось пережить немало, чтобы в конце концов люди поняли, что мы абсолютно нормальные. Сейчас мы сдружились с другими народами, у нас много смешанных браков. В Крыму живет многонациональное население. И когда кто-то кричит о защите русскоязычных, то под этим подразумевают и татар тоже, потому что мы говорим и на этом языке. Но нас не от кого защищать! Мы знаем, если, не дай Бог, в Крыму начнется что-то необратимое, в первую очередь пострадаем мы — самый малочисленный народ.
«Больше всего на свете татары сейчас боятся войны»
— Какое настроение у интеллигенции в Крыму?
— Подавленное. И не только у татарской интеллигенции, но и у всех местных жителей. Многие считают, что придет Путин и жизнь их изменится к лучшему. Я в это особо не верю. Просто по природе своей каждый человек надеется на то, что все будет хорошо. Угадать здесь сложно. Я считаю, что вся земля принадлежит Богу, а нам с вами, как и всем остальным, нужно лишь два квадратных метра. Вот и думайте сами. И даже тех, кто хочет завладеть нашей землей или предать ее огню, тоже ждут все те же два метра. Только для них в аду. Сейчас самое главное — не довести людей до того состояния, когда адреналин невозможно будет остановить. Недавно я услышал замечательное высказывание: «Лучше быть дезертиром, чем стрелять в свой народ». Армия — это оружие подавления. Она создана для того, чтобы народ не бузил. Но для этого надо сделать его хоть немного социально защищенным. Люди не должны бояться, что завтра кто-то придет, ограбит их, выселит из дома, который человек, может быть, строил 50 лет. Вопрос сейчас именно в этом. И никакую атомную бомбу нельзя променять на человеческую жизнь.
— По вашему мнению, есть какой-то смысл в том, что сейчас происходит?
— По-моему, в настоящем мире уже нет никакой логики: всем правят лишь деньги. Знаете, каким я вижу идеальный для нас Крым? Чтобы правительство делало то, что обещало, а вокруг было много достойных, порядочных людей.
— Имеете в виду украинское правительство?
— Именно. Но, знаете, начиная с 1989 года, когда мы сюда вернулись, я не припомню никаких действий с его стороны. Ни я, ни мои близкие не получили от правительства никакой помощи! Ведь не секрет, что по сей день в Крыму татары продолжают самозахват земли. А почему? Потому что к этому вынуждала неповоротливая бюрократическая машина. Когда на родину вернулись наши отцы, им было уже за 60 лет. Им оставалось недолго жить, они умирали, так и не построив своего дома. У нас не было выбора, мы понимали, что завтра может прийти какой-нибудь «карман» и купить пять гектаров земли, на которых могли бы жить 400 татарских семей. Вот вам и ответ. Да, украинское государство практически ничего для нас не делало, но и плохого мы мало от него видели. У меня нет иллюзий по поводу российских властей. Меняется правительство, но рассчитывать приходится лишь на самих себя. И так думает каждый татарин. Нынешнее противостояние между Украиной и Россией может привести лишь к глобальному расширению конфликта, крови и разрушениям. Я не верю никаким гарантам. Больше всего на свете татары сейчас боятся войны.
Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»
Видео — YouTube
19888Читайте нас у Facebook