Солист "ДахаБраха" Марко Галаневич: "Нас в Сиэтле знают больше, чем в Киеве"
Ровно десять лет назад вышел в свет первый альбом группы со странным для Украины названием «ДахаБраха» (как утверждают его участники, образовано от слов «давать» и «брать»). Этноколлектив в высоких головных уборах, ставших его визитной карточкой, был создан на базе столичного театра «Дах» Владом Троицким и приобрел популярность не только в Украине, но и далеко за ее пределами. Спустя десятилетие творчество группы не утратило своей актуальности. Артисты создали пять студийных альбомов, записали музыкальное сопровождение к отреставрированному фильму Александра Довженко «Земля».
*Высокие головные уборы «ДахаБраха» уже давно стали неотъемлемым атрибутом и визитной карточкой группы
Сейчас «ДахаБраха» отправилась в гастрольный тур по украинским городам с новой концертной программой «Дорога», основой которой стали чумацкие песни: «Поїхав чумак» и «Ой, йшов чумак з Дону». Сейчас в репертуаре — десять новых фольклорных композиций, которые были записаны в различных регионах страны. Изюминка новой программы — композиция «Береги Салгира», созданная на тему крымскотатарской песни. Еще одной особенностью является то, что на этот раз украинские песни положены на мелодии, написанные под влиянием американского блюза. Как обещают музыканты, «Дорога» станет основой для одноименного, пятого, студийного альбома «ДахаБраха». Как рассказал «ФАКТАМ» единственный мужчина-солист в коллективе Марко Галаневич, они удивлены «высокой явкой» зрителей в восточных областях.
— Марко, ваша группа отметила свое десятилетие. А с чего, собственно, все началось?
— Влад Троицкий собирал интересных людей на всякие салоны, устраивал мероприятия, где творческие личности — музыканты, актеры, художники, писатели — могли творить вместе, создавать новые проекты. На одной из таких встреч оказались наши девушки — Нина Гаренецкая, Ирина Коваленко и Алена Цибульская, они тогда учились в Институте культуры и пели в ансамбле «Горлиця». Влад уговорил их поэкспериментировать с украинским песенным фольклором.
Я на тот момент был актером театра «Дах», и Влад предложил мне тоже присоединиться к этому коллективу. Так мы и встретились. Сначала создавали музыку специально для спектаклей «Украина мистическая» театра «Дах». Влад пробовал перерабатывать украинский мелос, делать его более ритмичным, добавляя звучание экзотических инструментов, к примеру — индийских барабанов.
— Где вы их доставали?
— В современном мире при желании можно найти все что угодно. Как только в одном из киевских магазинов появился музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии диджериду, которым якобы в древние времена вызывали духов, мы сразу же купили его. Есть еще такой инструмент, который называем «ветер» — он имитирует звуки вьюги и завывания ветра. А также гавайская гитарка укулеле, ее специально освоили для новой программы. Есть кахон — ударный латиноамериканский инструмент. Постепенно у нас появился большой инструментальный ряд. Далеко не все, что у нас есть, используем на концертах. Некоторые инструменты еще ждут своего времени.
— И вы на всех играете? У вас же нет музыкального образования.
— Я играю на аккордеоне, перкуссии, губной гармошке. По образованию — филолог, окончил Педагогический университет имени Драгоманова. Девушки из группы профессионально занимались фольклором, пели в детских коллективах с пяти лет. Да, у меня нет такого образования, как у них. Но есть другое — я рос среди этих песен в селе, мои бабушки прекрасно поют. Мне нередко говорят, что я и сам пою, как сельский дед. В этом разница наших с девушками подходов.
Еще во время учебы интересовался актерством. Театр «Дах» изменил мое представление о театре в целом: оказывается, люди в театре могут разговаривать человеческим языком, в прямом и переносном смысле. Без всякого пафоса и вычурности. И я записался на курсы. А потом остался работать в театре, прошел всю «даховскую» школу: от монтажника сцены до звуко- и светорежиссера, был актером, а стал музыкантом.
— Неизменным элементом ваших костюмов являются странные высокие шапки, похожие на кавказские. Откуда они?
— Это театральные костюмы. Мы много экспериментировали в поисках образов, пыталась сделать их оригинальными, а не просто этническими. Ведь наша музыка не является чистым фольклором, она — эксперимент. Поэтому и костюмы должны были быть экспериментальными. Актриса театра «Дах» Татьяна Василенко предложила примерить на голову рукав от шубы. Вот и получились такие шапки, ставшие неотъемлемым нашим атрибутом и собственно брендом.
— Как вам так быстро удалось получить известность за рубежом?
— Нам повезло с тем, что раньше ездили на гастроли с театром, люди нас немножко знали, поскольку в спектаклях звучала наша музыка. А после выступления на музыкальной ярмарке в Салониках мы стали получать много приглашений на самые разные мероприятия по всему миру — например, уже шесть раз были с месячными турами в США. Недавно выступили на грандиозном шоу ВВС в прямом эфире. Поразил профессионализм, с которым люди делают свою работу: все четко, организованно, дисциплинированно и вовремя, уважительное отношение к артистам. Мы чувствовали себя не хуже британских суперзвезд, которые также выступали на этом шоу.
Мы даже в Малайзии были. Правда, когда в месяц 23 концерта, то порой не очень понимаешь, в какой части света находишься. Ездили, например, в городок Таос в штате Нью-Мексико — центр индейской культуры, где все занимаются каким-то творчеством. Это туристическое место, но мы туда попали, когда там почти не было приезжих. Особенное ощущение — оказаться в туристическом центре, где нет туристов. Незабываемым стало и выступление в Финиксе, в Музее музыкальных инструментов, самом крупном в мире. Там у нас был, возможно, лучший звук из всех концертов в году. Мы также выступали в одной из американских церквей, куда пришла в основном публика в возрасте, которая впечатляюще танцевала. Они прыгали так, что мы стали волноваться за их здоровье.
— Ощущаете себя звездами мирового масштаба?
— В общем, нет, хотя вчера прислали новость, что по радио в Калифорнии крутят «ДахаБраха». Это порадовало. А три дня назад я был в Риге, так сказали, что нас и там слушают. Хотя в Украине нас не крутят, за исключением радио «Культура» и «Проминь». Считаю, что рынок такой музыки в стране не сформирован. Нас в Сиэтле, например, знают больше, чем в Киеве. Но мы не расстраиваемся. Просто занимаемся любимым делом, постепенно расширяя круг людей, которые понимают и переживают нашу музыку. И мы рады, что этот круг растет.
— Как думаете, почему так тяжело приходится завоевывать популярность на родине?
— На это влияет много факторов. Один из них — это то, что нам в Украине на протяжении многих лет навязывался определенный комплекс неполноценности. Мол, у нас не может быть культуры высокого уровня, мы можем лишь выступать в кабаках, с веночком и в шароварах встречать гостей. Постоянно подчеркивалось, что есть великая российская культура. Нельзя было ничего добиться у себя в Украине, не добившись официального признания в Москве. Этот путь прошли почти все советские артисты. А мы его прошли через Запад. Пришлось доказывать и себе, и миру, что наше искусство — не второсортное, что потенциально мы очень сильная нация и у нас есть очень мощные произведения. Как, например, фильм «Земля». Это гениальная работа. И больше тут добавить нечего. Хотя очень неоднозначная в трактовках, ведь все-таки исполняла определенную идеологическую роль. Сначала мы не знали, с какой стороны подступиться к этому фильму, очень переживали. Но после премьеры отреставрированной версии с нашим музыкальным сопровождением подходили киноведы, благодарили. Теперь в нашей программе присутствует и кинопоказ.
Особых иллюзий мы не питаем. Сегодня о нас могут говорить, а завтра забудут. Как и о нашей стране: в мире возникают более серьезные, на их взгляд, проблемы. Люди творчества должны привлекать внимание к себе, активизировать украинский вопрос в мире, заинтересовать своей страной.
В силу политических событий мы сейчас испытываем к себе определенный интерес. На концертах люди, положа руку на сердце, говорят: мы с вами навсегда. Конечно же, в своих интервью мы говорим и о политике. А как иначе? Ведь нужно ставить точки над і, доносить правдивую информацию о том, за что мы стояли на Майдане.
— Вы ощущаете себя лидером коллектива?
— Нет, конечно.
— Вас ведь окружают девушки-солистки?
— Это гендерное предубеждение. (Смеется.)
— А тяжелые барабаны им носить не тяжело?
— Если так, то да, я лидер. Барабаны очень тяжелые. Кроме того, в них мы кладем еще много мелких инструментов, получается где-то 23 килограмма. На гастроли дополнительно тащим на себе виолончель и три больших чемодана с костюмами.
— Вы создаете некоммерческую музыку. А случались ли у «ДахаБраха» корпоративы?
— Это было очень давно. Мы два раза выступали на свадьбах, один раз — на дне рождения, и однажды крупная компания праздновала свое десятилетие. За последние года три подобных предложений нет. Такие сейчас вкусы, да и время — не до корпоративов.
Фото Svitlana FEDORENKO
2932Читайте нас у Facebook