Кирилл Карабиц: "Могу позволить себе не гнаться за количеством концертов, а работать над их качеством"
Кирилл Карабиц — едва ли не первый украинский дирижер, получивший такое признание на Западе. Выпускник Киевской консерватории имени Чайковского дебютировал в 1996 году с ансамблем солистов «Киевская камерата», работал дирижером-ассистентом Фестивального оркестра Будапешта, сотрудничал с оркестром Национального радио Франции, был приглашенным дирижером Филармонического оркестра Страсбурга. С 2009 года Кирилл был главным дирижером Борнмутского симфонического оркестра (курортный город на берегу Ла-Манша, Великобритания), получившего музыкальный «Оскар» — премию британского Королевского филармонического общества и титул любимого оркестра мира. С 2016 года украинский дирижер работает в Веймаре, где руководит старейшим (с более чем 500-летней историей) оркестром. В этом немецком городе Кирилл и отметил 40-летний юбилей.
*За 20 лет творческой деятельности Кирилл Карабиц дирижировал многими музыкальными коллективами по всей Европе
— В этот день у меня был концерт, — говорит Кирилл Карабиц. — А после него наконец-то встретился с семьей, пятилетним сыном, которых не видел последние несколько недель. И это был для меня лучший подарок — спокойный семейный вечер. Больше ничего и не нужно. После ежедневных многочасовых репетиций, когда звенит в ушах и болят руки, хочется тишины и уюта. Я не делаю культа из дня рождения. Это такой же день в году, как и все остальные. Никогда не придумываю себе того, чего в этот день произойти не может.
— В детстве также отмечали праздники в семейном кругу?
— У нас все было очень традиционно для того времени. Приходили друзья родителей, а потом — мои друзья. Но в юношестве я эту традицию поломал и праздновал в компании друзей. Однажды мне подарили крутой скейтборд. Это был самый запоминающийся подарок. Правда, времени для развлечений было не так уж много. Я ведь с детства был погружен в музыкальную среду, часто бывал на репетициях, концертах, родители брали меня на различные фестивали. Было здорово, но в саму музыкальную суть происходящего я не вникал и не хотел этого делать. Интереснее было слушать пластинки группы АВВА. Занятия в музыкальной школе при Киевской консерватории, где я учился игре на фортепиано, тоже не вызывали у меня большого энтузиазма. Наоборот, хотел бросить это дело, возникло какое-то отвращение к музыке. Как и многие дети, я не был усидчивым и не хотел часами сидеть за инструментом.
— Что же вас остановило?
— Привык. Желание заниматься музыкой пришло позже, уже в старших классах. Я увлекся оркестровыми записями, до дыр заслушал 11-ю симфонию Шостаковича. Она просто ошеломляла своим звучанием. Слушал ее, наверное, тысячу раз. Очень хотелось развиваться в музыкальном плане. И когда появилась возможность поехать учиться в США по программе обмена учениками, родители отправили меня за границу. Тогда это стоило огромных денег — обошлось родителям в около пяти тысяч долларов. Такую сумму отец получил в качестве гонорара за произведение, написанное к столетию украинской диаспоры в США.
Я жил в семье музыкантов и ходил в обычную школу. Оказавшись вырванным из привычной среды, очень страдал. Ведь в Киеве я уже дирижировал коллективом, исполнявшим «Реквием» Верди, а в Америке ничего не происходило, пришлось заниматься самостоятельно. Я хотел получить хорошее музыкальное образование и стать дирижером.
— В США вы и начали писать музыку?
— Создал свое первое произведение «Концертато» для оркестра. Партитуру выслал папе по почте, чтобы услышать мнение украинских педагогов. Выдающийся украинский дирижер, руководитель Национального симфонического оркестра Владимир Сиренко исполнил его и сделал запись. Эту кассету я подал в несколько американских музыкальных вузов и везде был принят.
— Тем не менее вернулись в Киев. Почему?
— Учиться в Америке оказалось слишком дорогим удовольствием для нашей семьи. Поэтому я пошел в нашу консерваторию сразу на два факультета: хоровой и симфонического дирижирования. На третьем курсе решил в качестве эксперимента подать документы в Венскую академию музыки. Особо не рассчитывал на то, что буду принят, хотел просто посмотреть, что из этого выйдет. И поступил! Правда, только на первый курс, а параллельно учился в Киеве. Наверное, с этого шага и началась моя европейская история.
— Теперь вы уже не студент, а успешный 40-летний дирижер. Что значит для вас этот возраст?
— В первую очередь опыт. Это повод оглянуться назад, проанализировать свои достижения и ошибки, сделать выводы. Есть профессиональный багаж, на который можно опереться.
— Этот опыт дает вам возможность получать интересные контракты в Европе. Как работается на должности генерального музыкального директора Немецкого национального театра и главного дирижера государственной капеллы в Веймаре?
— С сентября я занял эту должность. Действительно, творческая жизнь здесь очень бурная. У меня полная творческая свобода. Пожалуй, впервые почувствовал, что могу менять все коренным образом. Предлагаю коллективу свои решения, концепцию и очень рад, что мы находим взаимопонимание. Для меня это совершенно новый опыт. Теперь в штатном расписании коллектива 150 человек, в то время как в Англии было 35. Остальные музыканты были приглашенными. В моем распоряжении огромный оркестр, хор, театр, концертный зал.
— Как получили эту должность?
— Совершенно не планировал работать в Германии. Все получилось случайно. Заболел коллега и меня буквально за неделю до концерта попросили подменить его. Оркестр откликнулся на первую же репетицию. В Восточной Германии люди помягче, нет такого жесткого прагматизма, как в Западной Германии. До этого у меня уже был опыт работы с немецкими оркестрами, и я относился к Германии с опасением. Но оно оказалось напрасным. Здесь могу играть любую музыку, не только известные, но и совершенно новые произведения, а также знакомить немцев с украинской музыкой.
Кроме того, я занимаюсь организационной работой. Это планирование сезона, расписание работы оркестра, репетиции, прослушивание новых музыкантов, встречи с коллегами в театре…
— По-прежнему живете в Париже?
— Во Франции у меня есть своя квартира, где мы жили с семьей, пока я не стал работать в Веймаре. В Париже, куда попал благодаря «Радио Франс», мне всегда было комфортно. Считаю себя очень везучим, ведь из 80 кандидатов на место дирижера выбрали именно меня. В свое время мой отец был дружен с министром финансов Франции, и тот в память об этой дружбе предложил мне пожить у него в довольно скромной комнате. Позже я перебрался в свое жилье. Работал в разных городах и странах, но жить оставался в Париже. К примеру, в Дортмунд летал на самолете: всего полтора часа — и я на месте. Точно так же летаю теперь и в Веймар. Из Парижа удобно добираться до любой точки мира, хотя я не очень люблю переезды.
Полноценно отдохнуть могу только дома. Когда выпадает пару свободных дней, что бывает очень редко, просто гуляю по городу, отсыпаюсь, занимаюсь йогой. Сейчас все больше времени провожу в Веймаре, здесь ведь не только концерты, но и много административной работы. Минимум на три года остановлюсь здесь. И график мой очень привязан к этому городу, поэтому сейчас как раз занимаюсь решением бытовых вопросов, жильем в том числе. Присматриваюсь к городу и к его жизни. Переезд сюда стал для меня полной неожиданностью. Даже графики не успел скорректировать и все еще пребываю в стрессе от нагрузок. Это утомительно физически, но я доволен. Творческая работа — благодарный труд.
— Вы являетесь самым успешным украинским дирижером за рубежом. Как вам удалось достичь успеха?
— Спасибо за комплимент. На самом деле, никакого секрета нет. Просто было фанатичное желание самореализоваться, несмотря ни на какие преграды в жизни. И постоянная работа над собой. Кстати, в этом году отмечаю и 20-летие своей творческой деятельности. Дирижером своего первого концерта я стал в 19 лет. Это было в Доме учителя в Киеве. И вот с того времени не останавливался. Хотя в начале пути даже не подозревал, какой это тяжелый труд.
Когда читал биографии известных дирижеров, завидовал им — они столько путешествовали, видели. И не думал о том, что за всем этим стоят безумная усталость, постоянное недосыпание, неправильное питание… Из года в год все тяжелее выдерживать такие нагрузки. Поэтому мне хочется изменить свой образ жизни и получить стабильность. Могу позволить себе не гнаться за количеством концертов, а работать над их качеством.
— Сейчас к чему стремитесь?
— Хотелось бы добиться внутреннего спокойствия, что особо тяжело удавалось в первые годы профессиональной карьеры. Все строилось на постоянных стрессах. Я был словно спортсмен, который принимает участие в соревнованиях во всех видах спорта. Сейчас мне уже не нужно никому ничего доказывать. Хотелось бы улучшить качество своей жизни. Главное — не гоняться за успехом, а просто полноценно жить и заниматься любимым делом. Совершив ошибки, нужно стараться проанализировать их и исправить. И не бояться браться за что-то новое.
— Часто бываете в Киеве?
— Удается вырваться несколько раз в году. Планирую приехать в феврале 2017-го. Готовлю три концерта с ансамблем «Киевские солисты», которые состоятся в столичной филармонии, Национальном театре имени Ивана Франко и в Украинке под Киевом. Это очень красивый город, там прекрасный зал. Вместе с мэрией пытаюсь развивать в нем музыкальную жизнь. Концерт будет благотворительным, хочу помочь городу собрать деньги на реставрацию концертного зала. Мне очень нравится, как реагирует на музыку местная публика. Руководство города поддержало идею, надеюсь, мы и дальше будем развивать эту инициативу. Цель таких проектов — заставить наше общество, политиков подумать о культуре. Она должна быть на первом месте. Ведь украинцами нас делает культура, а не политика. Если мы сможем доказать, что наша страна имеет давние и глубокие культурные корни, никогда не встанет вопрос, существует ли Украина.
1579Читайте нас у Facebook