Евгений Дога: "Лучший комплимент для меня - то, что сотни миллионов людей на планете слушают мою музыку"
Визитной карточкой Евгения Доги, конечно же, является вальс к фильму «Мой ласковый и нежный зверь». Он часто звучит на свадьбах и выпускных вечерах в школах и вузах. А еще Евгений Дмитриевич — автор музыки к популярным кинолентам «Табор уходит в небо», «Одиноким предоставляется общежитие», «Мария, Мирабелла», а также трех балетов и множества камерных, вокальных и хоровых произведений.
И сегодня известный композитор продолжает успешно работать. Позвонив в Кишинев, «ФАКТЫ» поздравили Евгения Догу с юбилейной датой.
— Евгений Дмитриевич, крепкого вам здоровья, удачи и творческих успехов! Как собираетесь отметить юбилей?
— Дякую, щира Украина! Свой день рождения я не праздную, так как в этот день, 1 марта, не стало моей мамы. Это случилось, когда мне исполнился 51 год. Ежегодно в этот день я зажигаю перед ее портретом свечи, лампаду и долго стою, вспоминая ее. Свой юбилей отмечу большим концертом в Кишиневе в Театре оперы и балета 6 мая — в день рождения мамы. На нем прозвучит много произведений, ей посвященных, — хоровых, сольных, инструментальных. По сути, это будет посвящение всем матерям — тем, что живы, и памяти тех, которых уже нет с нами.
Мама меня очень любила. Бывало, в два-три часа ночи я ехал к ней за сто километров, чтобы увидеться хоть на полчасика. И даже не знаю, каким образом, но я еще и калитки не успевал коснуться, а в окне уже зажигался свет.
— Приезжали вы, как понимаю, без предупреждения?
— В том-то и дело. Мобильных телефонов, как сейчас, тогда ведь не было… Что же касается юбилейных концертов, о которых мы начали говорить, они также состоятся в Москве, Бухаресте и во многих других городах. К сожалению, в этот раз не получится выступить в Киеве. Но я очень скучаю по украинской сцене и зрителям и надеюсь, что вскоре мы встретимся. Не раз выступал в Киеве, Харькове, Донецке… В Украине очень близкая для меня публика. К слову, я написал песню о Киеве, которая исполнялась в праздничном концерте, посвященном тысячелетию Крещения Киевской Руси, много музыки создал для Киностудии имени Довженко, а также для Одесской киностудии. Кроме того, я очень благодарен украинским врачам, которые в 22 года восстановили мне парализованную руку. Как раз тогда заканчивал консерваторию в Кишиневе по классу виолончели — и вдруг такая беда. Я не мог играть, левая рука была практически мертва.
— Почему же рука отнялась?
— Я жил в общежитии в подвальном помещении, как и большинство детей войны в то время. Там было сыро и холодно. Вот рука и «запротестовала» — на несколько месяцев полностью потеряла чувствительность и не действовала. Лечение я проходил в Ворзеле в неврологическом институте. Доктора там очень внимательно ко мне отнеслись. Благодаря им рука стала функционировать, что помогло мне благополучно закончить консерваторию. Вообще, я всю жизнь ощущаю заботу Бога. Сложных ситуаций у меня было немало, но он всегда посылал добрых людей, которые меня выручали… Играть на виолончели, как прежде, я уже не мог, и это укрепило мою решимость получить профессиональное образование в области композиции. Учился в консерватории у прекрасных профессоров.
— Быть может, проблемы с рукой были знаком судьбы, чтобы вы избрали стезю композитора?
— Нет, это просто совпадение. Я все равно бы пошел на композиторский факультет, чтобы не ходить в «самодеятельных». Музыку сочинял давно. Но считаю, что на эту специальность, как и на режиссуру, должны поступать не вчерашние школьники, а зрелые люди, у которых сформирована жизненная философия. Люди, как фрукты: недозревшие плоды кислые, нужно дождаться, чтобы они созрели. Считаю, что моя судьба сложилась удачно. Точнее, она не сама сложилась, я ее складывал. Каждого человека Бог наделяет какими-то способностями. Но, увы, не все свой талант реализуют, делятся им с окружающими. А может, и не знают, что он у них есть.
— Читала, что в 1988 году президент США Рональд Рейган, находясь с визитом в СССР, сказал, что ваш знаменитый вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» — его любимая мелодия. А кто еще из мировых знаменитостей делал вам комплименты?
— Не слежу за этим. А лучший комплимент для меня тот, что сотни миллионов людей на планете слушают мою музыку. Это самая высокая оценка.
— Вы пользуетесь Интернетом?
— А как иначе? Без него сегодня невозможно. Он многое облегчает. Например, я уже не обрываю руки ношением нот. Нажимаешь на кнопку, и они в электронной форме летят в любую страну мира. И через секунду уже у адресата!
— В Интернете есть видео, где под звуки вашего замечательного вальса распускаются цветы. Это так красиво, просто чудо! А в вашей жизни чудеса случались?
— Есть очень удачные, талантливые видеоклипы. К великому сожалению, сегодня в мире много агрессии. И те, кто не желает подвергнуться этому безумию, ищут в жизни что-то для души. Лучшие пилюли для здоровья — красота и гармония. И я очень признателен людям, которые находят все это в моей музыке. Собственно, меня это тоже поддерживает и подкрепляет. А что касается чудес, вся наша жизнь состоит из них. Только одни их замечают и благодарят Бога, а другие считают, что все это происходит само собой. Одно из самых больших чудес — доброта. Те, кто не способен замечать чудесное и удивительное в жизни, стареют уже в 20 лет. Нужно уметь поддерживать в себе этот эликсир жизни — способность радоваться каждому наступающему дню, весеннему цветению, успехам своим и успехам других.
— К слову, о возрасте. Как считаете: 80 лет — это много или не очень? Как вообще вы относитесь к этой цифре?
— Пока нахожусь в 70-х. А когда переступлю этот барьер, наверное, скажу: «Ой, как много!» Хотя, знаете, я измеряю возраст не годами, а тем, что человек в своей жизни сделал. Кто-то написал прекрасные картины, кто-то собрал чудесный урожай, кто-то вырастил и хорошо воспитал детей… Это и есть для меня шкала измерений. А что годы? Чувствую себя хорошо, как и раньше, хотя никогда в жизни серьезно не отдыхал. Для меня все дни одинаковы. Я не знаю, что такое отпуск и выходные. И не потому, что уж такой трудяга, просто мне жалко дня, который проходит бесследно. Поэтому на вопрос, много мне лет или мало, отвечу: «Нормально». Возвращаться в прошлое не собираюсь. Я «рыба», а не «рак». Может быть, не все сложилось, как хотелось. Но надо принимать все, как есть. Об этом говорили многие философы и мыслители.
— Знаю, у вас хорошая семья: жена Наталья Павловна, дочь Виорика, внук Доминик.
— Дело в том, что семью нужно строить, — ничего само собой не происходит. На тарелочке никто тебе ничего не поднесет, потому что ее тоже нужно сделать. Не стоит рассчитывать на то, что за тебя кто-нибудь будет трудиться.
*Композитор Евгений Дога с семьей — женой Натальей Павловной, дочерью Виорикой и внуком Домиником. Фото со страницы Евгения Доги в «Фейсбуке»
— К слову, о тарелочке. Вы гурман?
— Нет, я вырос в нужде. Что подадут, то и хорошо. Правда, кормят меня в семье даже лучше, чем я хотел бы. Но в день концерта я редко ем.
— Где же силы черпаете?
— Все стараюсь делать с удовольствием. Каждый раз влюбляюсь в новые свои работы. Например, на стыке старого и нового года написал две фортепианные пьесы, которые буду играть в своих концертах.
— Знаю, после концертов вам всегда преподносят роскошные букеты. А какие цветы у вас любимые?
— Люблю все цветы. В нашем доме в Кишиневе за ними ухаживает жена, а я наслаждаюсь их красотой. И в московской квартире, хоть она и небольшая, на подоконниках полно цветов. В основном такие, которые росли у моей мамы.
— Вы живете на два дома — в Кишиневе и Москве. Где больше времени проводите?
— В самолете (улыбается).
— До вас в семье не было музыкантов?
— Нет. Не до музыки было тогда — война, нищета, голод… Но я твердо убежден: есть в роду музыканты или нет, это не имеет принципиального значения. В кишиневское музыкальное училище я пришел в 14 лет босоногим мальчишкой без всякой подготовки. А со мной учились ребята, чьи мамы родили их «вместе с фортепиано и со скрипкой». И где многие из этих музыкантов? Будто растворились…
— В чем черпаете вдохновение?
— Оно — результат накопленной энергии. Это подобно вулкану, который на большой глубине кипит, бурлит и вдруг извергается. Но сама по себе энергия не накопится. Нужно хотеть ее накопить, зазывать, много трудиться, чтобы она превратилась в художественный образ, в музыку.
— Мир удалось посмотреть?
— Я бывал во многих странах, но, конечно же, хотелось бы увидеть больше. А с другой стороны, сам себя успокаиваю, что весь мир не объять — он огромный.
— Какая же из стран больше всего впечатлила?
— Каждая страна для меня — еще одна открытая нота музыкальной гаммы. И Китай интересен, и Таиланд, и Индия, и Канада, и США… Но, побывав в этих странах, могу ли я сказать, что знаю их? Вряд ли… Тем не менее хочется открывать для себя все новое и новое. Вообще, человеку всегда чего-то не хватает: доброты, любви, времени… И слава Богу. Ведь когда всем доволен, все есть и все в порядке, когда ничего не хочется, это конец. Не замечая того, человек сокращает свою жизнь. Идет медленное умирание. Желание — это перспектива роста, оно пробуждает новую энергию.
— На постсоветском пространстве ваш вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» считается самым популярным свадебным танцем. Наверное, авторские отчисления от его исполнения могли бы сделать вас очень богатым человеком?
— К сожалению, этого не произошло. Получаю лишь отчисления чисто морального характера. Но радость — это тоже хороший гонорар.
— Как вы ощущаете славу?
— Я никогда к ней не стремился, и она меня мало занимает. Более того, восторженные слова настораживают и пугают. Ведь самое страшное, чтобы после них не наступило разочарование. Важное дело — приобрести новых слушателей, но сохранить их — еще важнее. Я всегда переживаю, когда выхожу на сцену. И больше всего боюсь увидеть, что кто-то покидает зал. Это был бы для меня большой удар. Всегда говорю: если в зале появятся пустые стулья, перестану заниматься этим делом.
— Ну это вы напрасно — ваша музыка прекрасна… К слову, а сколько лет вашему внуку и собирается ли он пойти по вашим стопам?
— В конце марта Доминику исполнится шестнадцать. Взрослый мужик уже! (Улыбается.) Но музыкой, кроме меня, в семье никто не занимается — и слава Богу. Профессия музыканта — тяжелая участь. Я себе лично не завидую. Хотел бы жить, как все. Но я выбрал для себя музыку и, не дай Бог, если бы ее у меня отняли. Считал бы, что у меня вырвали душу и выкинули в пустоту.
— Вы счастливый человек?
— Хочу быть таковым. Как говорил Козьма Прутков: «Хочешь быть счастливым — будь им». А в принципе, живу той жизнью, которой хотел жить. Хотя, конечно, не все от меня зависит.
— О каком подарке к юбилею мечтаете?
— Чего не люблю, так это подарков. Сам вид множества пакетов приводит меня в ужас. Радуют только цветы. Бывает, друзья и родные меня спрашивают, что бы я хотел получить. С улыбкой отвечаю: «Принесите мне маленькую-маленькую чашечку… счастья». И они начинают задумываться, что такое счастье и где его достать. Я люблю юмор и веселых людей, которые в то же время делают серьезные дела. Но бывает, что под серьезной маской скрывается пустота. Радостный же человек дарит радость.
2115Читайте нас у Facebook