ПОИСК
Україна

Права, которые изъяли за вождение в нетрезвом виде, станут возвращать?

17:53 27 червня 2018
В последние дни работы нынешней сессии Верховной Рады народные избранники заметно активизировались. Их инициативы касаются и сферы безопасности дорожного движения. В частности, в парламенте зарегистрирован законопроект, согласно которому предлагается существенно увеличить штраф за непристегнутый ремень безопасности во время движения автомобиля. Кроме того, в первом чтении принят законопроект, предполагающий уголовную ответственность за езду в нетрезвом виде вместо ныне действующей административной.

Верховная Рада приняла за основу законопроект № 7279-д о досудебном расследовании уголовных проступков. Проект закона предусматривает внесение изменений в Уголовный кодекс Украины. В частности, в документе определяется само понятие уголовного проступка, критерии разграничения уголовных проступков и преступлений, а также виды наказания, которые могут ограничиваться высокими штрафами (не более трех тысяч необлагаемых налогом минимумов доходов граждан — на сегодня это 51 тысяча гривен) или другим наказанием, не связанным с лишением свободы.

Несколько статей законопроекта имеют непосредственное отношение и к водителям. Так, например, предлагается существенно повысить ответственность за управление транспортным средством в нетрезвом виде. В частности, авторы этого документа предлагают исключить норму об управлении транспортом в нетрезвом состоянии из Кодекса об административных правонарушениях и перенести ее в Уголовный кодекс, сделав нетрезвое вождение уголовным проступком. За это нарушение планируют ввести штраф от 17 до 34 тысяч гривен и лишение права управления до трех лет, а при повторной езде подшофе — штраф до 51 тысячи гривен с запретом управлять машиной на срок от двух до трех лет.

Планируемые изменения уже вызвали критику юристов, специализирующихся в сфере безопасности дорожного движения. Так, по мнению известного адвоката Вадима Володарского, принятые Верховной Радой в первом чтении новшества фактически освобождают водителей от наказания за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. И вот почему.

То, что управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения исключается из Административного кодекса и переходит в разряд уголовных преступлений, вносит прецедент безнаказанности, считает Вадим Володарский. Поскольку введение уголовной ответственности не имеет обратной силы, то все, кто на момент вступления в силу закона был лишен права управления согласно ныне действующей статье 130 Админкодекса, становятся лишенными наказания. И им должны будут вернуть водительские удостоверения, ведь норма, на основании которой они были изъяты, будет отменена.

РЕКЛАМА

Кроме того, у водителей появится много возможностей для уклонения от ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Дело в том, что в Уголовном делопроизводстве нет понятия «медицинский осмотр» и не предусмотрен порядок его проведения. Более того, принятый в первом чтении законопроект даже не предусматривает урегулирование этого вопроса. Остается только понятие «осмотр лица» (ст. 241 Уголовно-процессуального кодекса). Он может проводиться следователем с привлечением медработника. Соответственно, решение о наказании должен выносить следователь, однако закон не регламентирует его взаимодействие с медицинским работником.

Согласно законопроекту, на практике алгоритм действий в случае выявления водителя, относительно которого есть подозрения, что он пьян, будет таков: задержание, затем получение постановления прокурора, после — освидетельствование и наконец, если состояние опьянения подтвердится, — внесение сведений в Единый реестр досудебных расследований и дальнейшее дознание.

РЕКЛАМА

— Вы представляете, как увеличатся затраты времени и средств как для водителей (и пьяных, и, что хуже, трезвых), так и для патрульных полицейских, дознавателей и прокуроров, — говорит адвокат Вадим Володарский. — Более того, все это нужно будет успеть сделать, пока водитель не протрезвел. Представьте, захотят ли патрульные в большинстве случаев со всем этим возиться? Успеют ли все вовремя сделать? Разве это можно назвать эффективной борьбой с пьяными водителями?

По мнению Вадима Володарского, законопроект вносит еще одно существенное противоречие — в статье 130 Админкодекса по-прежнему остается ответственность за отказ от проведения медосмотра на состояние опьянения. При том, что управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения перекочевывает в разряд уголовных правонарушений. То есть, по сути, устанавливается административная ответственность за отказ человека давать доказательства против себя в уголовном процессе! А это очевидное нарушение права человека на защиту!

РЕКЛАМА

— Принятие законопроекта № 7279-д приведет к тому, что, с одной стороны, ситуация ухудшится для тех, кого в «пьянке» заподозрили необоснованно, а, с другой, — наказать того, кто действительно едет в нетрезвом виде, станет проблематично. А все потому, что проекты зачастую пишут люди, которые не разбираются в особенностях правового регулирования автомобильной сферы. Ну, а на права водителей им традиционно наплевать, — резюмирует юрист.

Помимо введения уголовной ответственности за управление транспортом в нетрезвом состоянии, народные избранники также предлагают существенно увеличить ответственность за вождение с непристегнутым ремнем безопасности, подняв штраф за это нарушение до 50 необлагаемых налогом минимумов (850 гривен). Это предусмотрено законопроектом, авторами которого выступили сразу 25 народных депутатов, в числе которых Антон Геращенко, Ирина Геращенко, Виктория Сюмар и Анна Гопко.

На сегодня штраф за игнорирование ремня безопасности в Украине составляет 51 гривню. В то же время, по информации авторов законопроекта, лишь 15 процентов отечественных водителей пользуются ремнями безопасности, что является самым низким показателем в Европе. Например, в Польше ими пользуются 83 процента автомобилистов.

«Ежегодно на дорогах Украины гибнут не меньше 3,5 тысячи человек и травмируются не меньше 35 тысяч. При этом ремни безопасности могли бы спасти, по крайней мере, значительную часть тех, кто находился в автомобиле во время ДТП», — подчеркивают разработчики документа.

Мы попросили Вадима Володарского прокомментировать и этот законопроект. По мнению адвоката, этот документ в предвыборный период, скорее всего, будет одобрен большинством в Раде.

— Думаю, изменения таки примут, — говорит адвокат. — Все украинские законы, которые так или иначе закручивают гайки в отношении водителей, чаще всего принимаются без особых препятствий.

По мнению Вадима Володарского, если законопроект будет принят, участятся случаи необоснованного наложения штрафов за непристегнутые ремни безопасности. «Штраф станут налагать под честное слово полицейского, — говорит юрист. — Ни одна из сторон не будет иметь четких доказательств того, нарушен закон или исполнен. Опровергнуть это будет трудно. Участятся случаи необоснованных штрафов».

«ФАКТЫ» будут следить за всеми инициативами парламента в сфере безопасности дорожного движения, в том числе и перечисленными законопроектами.

14236

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів